«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта

Беляков В. В.
Египет вдоль и поперек.
Исторический путеводитель
— М.:  Вече, 2005. — 336 с. илл.

Издательство «Вече», известное своим интересом к исторической тематике, представило читателям новую книгу из серии «Исторический путеводитель». Идея, безусловно, очень хорошая и нужная, особенно в контексте того, что российский рынок заполнили плохо переведенные версии известных международных серий путеводителей, в которых факты, топонимы и имена исторических лиц исковерканы порой до неузнаваемости.

Ощущение от книги В. В. Белякова непростое. С одной стороны, очень выигрышно выглядит попытка посмотреть на Египет глазами русских путешественников. В тексте использованы многочисленные цитаты из хроник, записок и дневников россиян, посещавших Египет с XIV по XX вв. Эти цитаты очень уместны и позволяют получить полноценное ощущение от многовекового диалога наших стран. Можно назвать удачной пропорциональное соотношение текста, посвященного Египту фараонов, христианскому Египту и арабскому Египту: в книге нет увлечения автора одним временным пластом истории Египта в ущерб другому. С другой стороны, нельзя сказать, что автор успешно справился с поставленной задачей: журналист-арабист, В. В. Беляков удачно и со знанием исторических фактов погружает читателя в арабское средневековье, атмосферу современного Египта, в мир коптских монастырей. При этом автор очень плохо знает Древний Египет, делает ошибки даже в очевидных фактах, путает царей и богов, неверно пересказывает отдельные исторические тексты, не разбирается в хронологии правления египетских царей.

Древний Египет автору чрезвычайно чужд; он смотрит на наследие фараонов с опаской, боязнью человека, не знающего суть рассматриваемого явления, выразить о нем свое собственное мнение. Это очень печально и серьезно портит впечатление от книги, которая оказалась арабисту не под силу, несмотря на многолетний опыт проживания в стране. Египет христианский, наоборот, автору понятен, что сразу же чувствуется по стилю повествования, и приятен — это видно по объему и фотографиям, посвященным истории и современности коптской церкви. Все это смотрится довольно странно, если учитывать тот факт, что большинство читателей книги будут с особым вниманием относиться именно к разделу о Древнем Египте, традиционно очень популярном у русскоязычного читателя. Не украшают текст и многочисленные стилистические огрехи, увы, всегда характерные для публикаций В. В. Белякова: ни «храм Сераписа — гибрида египетского и греческого богов» (с. 243), ни Хоремхеб, который «вымарал имя Тутанхамона из списка египетских фараонов» (с. 209) не порадуют глаз читателя, уважающего традиции русского языка. Я уже не буду говорить о случаях, когда автор просто недобросовестно фантазирует и искажает исторические факты, проверить которые у него не было времени или желания.

Таким образом, из книги стоит выделить разделы средневековья и современности, удавшиеся и полезные и именно их прочесть внимательно. Тексты о древнеегипетской цивилизации, увы, стоит оставить в стороне, либо читать их, заранее подготовившись, видя ошибки и «переступая» через них. Тем более странно, что с благодарностью в книге упомянута доцент МГУ О. В. Томашевич, выступавшая в этом проекте как консультант-египтолог. Либо идет речь об элементарной халатности, либо о непрофессионализме, который, к сожалению, достаточно часто встречается в русских публикациях по египтологии.

Традиционно Ассоциация не рецензирует выходящие на русском языке путеводители по Египту. Этот отзыв, не претендующий на форму полноценной рецензии, был составлен по официальному запросу представителей Министерства туризма АРЕ. В качестве приложения к отзыву дан указатель некоторых наиболее вопиющих фактических ошибок, который поможет неискушенному читателю правильно оценить уровень исторического путеводителя.

С. 42. «Хатшепсут — единственная женщина-фараон за всю историю страны», — хорошо известны четыре царицы Египта, провозгласившие себя фараонами — Нейтикерт, Нефрусебек, Хатшепсут и Таусерт.

С. 43. «Особенно заметный след в истории Египта оставил фараон Аменхотеп IV», — спорный тезис, вдохновленный советским почитанием эпохи Эхнатона, как времени реформации. Вклады Снофру, Аменемхета III или Рамсеса II намного превышают то, чем знаменит Эхнатон.

С. 44. «Монотеизм продолжался в Египте не долго», — абсолютно неверное утверждение. Религия Эхнатона никогда не была единобожием; этот факт давно доказан ведущими специалистами по мировоззрению амарнской эпохи.

С. 45. «Тутанхамон правил недолго и умер юношей, ничем не прославив себя при жизни, кроме отмены реформы Эхнатона», — именно отмена реформы Эхнатона и, по сути, спасение традиционной культуры Египта было величайшим деянием Тутанхамона. Именно при нем была отреставрирована большая часть разоренных храмов страны. Можно ли после этого считать царя незначительным?

С. 47. «Клеопатра родилась в 69 г. до н. э., она была дочерью Птолемея XI», — отцом Клеопатры VII был Птолемей XII.

С. 83. «всего, по их подсчетам, 108–я. Другие египтологи приводят более скромные цифры...». Речь идет о пирамидах. Несколько лет тому назад была найдена 110–я пирамида Египта, принадлежащая одной из супруг царя Джедефра (IV династия).

С. 96. «первая серьезная реставрация сфинкса была предпринята еще до нашей эры, во время правления Птолемеев», — многолетние исследования Великого Сфинкса Гизы Марком Линером показали, что первая реставрация памятника была осуществлена еще при Аменхотепе II.

С. 107. «поскольку экология в центре египетской столицы оставляет желать лучшего, статуя стала разрушаться и ее планируют перенести обратно в Мемфис». Уже достаточно давно известно, что статуя не вернется в Мемфис и будет установлена перед новым Египетским музеем в Гизе.

С. 115. «...времени правления фараона Эхнатона. В искусстве это был период реализма», — автор оперирует данными из отечественной литературы 1960–х годов. Искусство Амарны было охвачено не реализмом, который в нем так долго искали советские искусствоведы, а утрированным символизмом, построенном на искаженной форме древних солярных культов Египта.

С. 116. «большая внешняя деревянная рака, покрытая золотым листом...». Речь идет о знаменитых ковчегах из гробницы Тутанхамона. Сугубо христианский термин «рака» здесь не может быть применен.

С. 116. «Погребение Тутанхамона было устроено по принципу нашей матрешки». Автор, вероятно, совершенно не заботится об интеллектуальном уровне свих читателей.

Стр. 188. «Это Хорус, Исида, Осирис, Амон, Хармакис, Птах и сам фараон Сети, причисливший себя к пантеону богов», — о святилищах Абидоса. Автор, как показывают многочисленные ошибки в этой сфере, не знает египетской мифологии. В случае со святилищами абидосского храма Сети I речь идет о Ра-Хорахте, форме солнечного божества, абсолютно отличной от Хорэиахета, которого автор неверно именует «Хармакисом». Также в одной книге автор не может выдержать единообразия имен божеств.

С. 190. «На его стенах (Осирийона — В. С.) выбиты ритуальные тексты из «Книги мертвых». В Осирийоне нет изображений и текстов из «Книги мертвых». Речь идет о «Книге врат» и «Амдуат» — принципиально иных заупокойных текстах.

С. 191–192. Автор не знает, где находился зодиак Дендеры и по ошибке помещает его в святилище для празднества Хенем итен, в котором вообще нет и не могло быть потолка.

С. 192. Подпись к илл: «Дендера. Первый гипостильный зал». На фотографии — колонны пронаоса храма Дендеры, а не единственного гипостильного зала этого храма.

С. 193. «... он во времена Нового царства... назывался Фивы...», — знаменитая столица Египта в это время называлась Уасет или же просто Ниут — «Город». Фивами город назвали греки в конце I тыс. до н. э.

С. 193. «начинал его (Луксорский храм — В. С.) строить Аменхотеп III», — древнейшие архитектурные фрагменты на территории Луксорского храма датируются временем правления Хатшепсут.

С. 194. «шесть огромных статуй Рамсеса II высотой 20 метров каждая (стояли перед пилоном Луксорского храма — В. С.)». Статуи имели высоту около 12 м. Кстати, на этой же странице Беляков приводит высоту самого пилона — 24 м и его фотографию, на которой видно, какую высоту имели сидящие статуи Рамсеса II.

С. 194. «... две (статуи Рамсеса II — В. С.) подарил Франции правитель Египта Мухаммед Али, и сейчас они находятся в Лувре, а третья, вероятно, разбилась». Лувр не получал статуй Рамсеса II, это фантазия автора. Фрагменты трех разбитых колоссов царя до сих пор лежат поблизости от храма. Одна статуя, вероятно, вскоре будет собрана вновь.

С. 195. «... их капители (о колоннах перистиля Аменхотепа III в Луксоре — В. С.) выполнены в виде бутонов лотоса». Колонны перистиля Аменхотепа III в Луксорском храме выполнены в виде связок бутонов папируса. Это классика египетского ордера. Лотосовидные капители встречались в египетском искусстве очень редко.

С. 195. «... в 1989 году во дворе Аменхотепа III служитель, подметавший двор, заметил среди покрывающего его щебня голову статуи...». Фантазия автора неиссякаема. Статуи были обнаружены во время работ по укреплению фундамента колоннады храма, т. е. во время раскопок, причем на глубине 1–1,5 м.

С. 199. Подпись к илл. «Карнак. Обелиск Хатшепсут». На фото при этом — обелиск царя Тутмоса I.

С. 203. «... осколки верхней его части (Колосса Мемнона — В. С.) собрали и установили вновь», — неверно, верхнюю часть колосса восстановили из новых блоков кварцита, его подлинная верхняя часть до сих пор погребена в грунте близ каменных гигантов в Ком эль-Хеттан.

С. 203. «... во втором дворе (храма в Мединет Абу — В. С.) сохранились кариатиды — колонны в виде фигур девушек. Это редкость для фиванской эпохи». Поразительная безграмотность. В египетском искусстве никогда не было «кариатид». Речь идет о пилястрах фараона Рамсеса III, изображенного со своими супругами.

С. 205. «В скальной гробнице времен Среднего царства в 1881 г. был обнаружен тайный склад сорока царских мумий, спрятанных жрецами 21–й династии». Тайник ТТ320 был изначально подготовлен в III Переходный период для жрицы Несихонсу, о чем над его входом была сделана надпись.

С. 205. «В тайнике (ТТ320 — В. С.) были мумии... (среди них — В. С.) Рамсеса III». Хорошо известно, что мумия Рамсеса III была найдена в Долине царей, в гробнице-тайнике Аменхотепа II. Автору следовало бы начать изучение фиванской археологии, прежде чем писать раздел о Луксоре.

С. 206. «Все мумии были в гробах, но один из них не был закрыт крышкой. Летний зной накалил мумию, ее сухожилие сжалось, рука из гроба поднялась. Рабочие-египтяне в страхе побросали гробы и бросились прочь. С большим трудом англичанам археологам удалось уговорить их вернуться обратно». Речь идет о случае с мумией Рамсеса II в Каирском музее, превосходно описанном Пьером Лоти. Автор опять откровенно фантазирует и искажает исторические факты. Кстати, перевозкой мумий царей из Фив в Каир занимались немецкие египтологи братья Бругши, а не «англичане».

С. 208. «Так что вовсе не обязательно, что других фараонов, правивших куда дольше Тутанхамона и оставивших по себе куда большую память, хоронили с такой же пышностью». Автор вновь не знаком с последними результатами работ египтологов. В процессе расчистки гробниц в Долине царей выявлены фрагменты погребальной утвари разных царей, которые свидетельствуют о том, что другие погребения владык Египта были ничуть не скромнее. Так, фрагменты погребальной маски Аменхотепа III по изяществу исполнения превосходят маску Тутанхамона.

С. 208. «Рентгеновские снимки мумии Тутанхамона обнаружили глубокую рану на затылке». Как может быть осколок кости внутри неповрежденной черепной коробки глубокой раной?

С. 215. «Жен фараонов 18–й династии хоронили обычно в гробницах их мужей в Долине царей». Нет, это не так. Для них делались отдельные гробницы. Лишь царицу Тейе, супругу Аменхотепа III и его дочь-супругу Сатамон планировалось похоронить в одной гробнице с фараоном.

С. 217 «Храм в Эдфу был взят за образец при оформлении египетского зала Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве». В своем письме И. В. Цветаев говорит лишь о форме зала храма в Эдфу, которая подходит для музея. На деле колонны были скопированы с перистиля Аменхотепа III в Луксоре, а потолки — с росписей фиванских гробниц.

С. 218. «Храм в Эдфу посвящен Хору. Рельефы и надписи на стенах содержат легенду о том, как Хор, сын Осириса и Исиды, отомстил Сету за смерть отца». Автору невдомек, что Хор, сын Исиды и Осириса и Хор Бехдетский, которому посвящен храм в Эдфу, — совсем различные ипостаси божества. На рельефах в Эдфу Хор Бехдетский защищает от сил хаоса ладью Ра, а не «своего отца» Осириса.

С. 224–225. Цветная вклейка. Подпись к илл.: «Барельеф с изображением бога Анубиса». На самом деле, рельеф с изображением Себека из храма в Ком-Омбо.

С. 229. «Храмы строились на острове Филе начиная с III в. до н. э.», — древнейшие архитектурные фрагменты на острове датированы временем правления фараона Рамсеса III, т. е. 12 в. до н. э.

С. 232. «Поскольку войскам фараона покровительствовали три бога — Амон, Ра, Птах, Рамсес велел изобразить их, а заодно и себя, в громадных фасадных статуях (храма в Абу-Симбеле — В. С.). Причем богам был придан облик самого фараона». Неверно, указанные боги предстают только в святилище храма. Фасад украшают колоссы самого царя, каждый из которых имеет свое имя. Речь о божествах просто не идет.

С. 251. «Египет — родина монотеизма. Впервые ввести единобожие попытался в XIV в. до н. э. фараон Аменхотеп IV». Об этой ошибке, излюбленной автором, уже говорилось. Автор не знает истории египетского мировоззрения и, в особенности, новых работ по египтологии.

С. 279. «Само нынешнее название Фаюма пошло от коптского Фиом (Море)». Название оазиса уходит в более отдаленные времена и происходит от древнеегипетского Па-Йам — «море».

С. 280. «Пирамида в Хаваре была построена для фараона Аменемхета III, который первым начал осваивать оазис Фаюм». Осваивать оазис начали первые цари XII династии задолго до Аменемхета III. Автор, не сведущий в хронологии, противоречит сам себе, далее по тексту указывая о существовании в этом же оазисе лахунской пирамиды Сенусерта II, деда Аменемхета III.

С. 286. «Она (гробница — В. С.) относится ко времени правления 26–й династии. Фараоны этой династии были выходцами из Ливии...». Автор путает историю XXII, «Ливийской» и XXVI («Саисской») династии, правителями которой были исконные египтяне.

С. 321. Подпись к илл. «Иероглифы на стене храма». На самом изображении — постамент колоссального скарабея Аменхотепа III в Карнаке, с изображением царя и бога Атума.
  
Виктор Солкин
  
  
В содержание

    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013