«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

Кристиан Зиглер: Беседы о Фараоне

Кристиан Зиглер, руководитель департамента Египетских древностей Лувра, глава археологической миссии Лувра в Саккаре и организатор выставки «Фараон», проходящей в Париже, подводит итоги последних открытий, касающихся этого монарха, дарованного богами людям в беседе с журналистами «Экспресс».


Кристиан Зиглер во время исследования гробницы
вельможи времени правления XXVI дин. в Саккаре

— Собственно говоря, кого называют фараоном?

— Фараон — это никто иной, как правитель Египта, суверен. Слово «фараон», появившееся в эпоху Нового царства (1550–1069 гг. до н. э.), дошло до нас в текстах греческого перевода Библии и происходит от древнеегипетского пер-аа, означающего дословно «Дом великий», «дворец». В конце концов это термин слился с персоной египетского царя, подобно тому, как французы употребляют слово «Елисейский» для обозначения одновременно Резиденции Президента Республики, функции президента и самого президента. Речь идет о том, что фараон носит еще множество других имен: «Его Величество», «Царь Верхнего и Нижнего Египта», «Бог благой»...
  

— Что нового о вселенной царей Египта узнали мы за последнее двадцатилетие?


Бюст фараона Мернептаха.
Гранит. XIX дин.
Каир, Египетский музей

— Долгое время придерживались официальной хронологии, установленной в эпоху Птолемеев жрецом Манефоном, но мало знали о существовании первых династий. О них было известно из царских списков и анналов, но не было найдено ни одной гробницы либо стелы, доказывавшей их существование. В конце XIX века француз Эмиль Амелино, проводя раскопки в районе Абидоса в верхнем Египте, обнаружил гробницы с надписями, содержащими имена царей, царя–Змеи, великолепная стела которого хранится в музее Лувра. Это некрополь Умм эль-Кааб. Речь идет о серии гробниц с погребальными приношениями. Это не пирамиды, а огромные мастаба из кирпича-сырца, некоторые элементы которых сооружены из камня. Там находятся гробницы первых исторических царей Египта, царей I династии. Тем не менее, чтобы продвинуться далее в познании этого отдаленного времени, надо было дождаться англичанина Уильяма Флиндерса Питри, который возобновил эти раскопки и критиковал метод раскопок Амелино. Питри, который действительно является одним из столпов в современной археологии, в проведении раскопок применял научные методы. Таким образом, история государства восходит к 3000 г. до н. э., даже если необходимо всегда быть осторожным с датами в том, что касается тинитской эпохи и Древнего Царства...

И потом, спустя пятнадцать лет группа ученых Немецкого Института в Каире под руководством Гюнтера Дрейера обнаружила, опять же в Абидосе, гробницы, палетки, изделия из слоновой кости, предметы, подтверждающие существование царей-предшественников этой I династии, так называемых царей дофараоновского периода. Это была Нулевая династия.
  

— Было ли это открытие революционным?


Статуя царя Хафра
под покровительством Хора.
Диорит. IV дин. Каир,
Египетский музей

— Это очень важное движение вглубь времен не только потому, что оно доказало существование царей до I династии, но также потому, что раннее установление монархии уже сопровождалось письменностью.
  

— Эти первые цари были монархами или вождями племен?

— Достоверно известно, что это египетские цари. Составная часть их имен — Сокол, эмблема бога Хора, впоследствии станет частью официальной титулатуры всех фараонов. Эти первые цари все еще носят имена животных...
  

— Что же нового открыли за последние два десятилетия?

— Самым интересным, с моей точки зрения, являются раскопки в оазисе Балат, в западной пустыне, в сорока километрах к западу от Фив. Французский институт восточной археологии (IFAO) раскопал там город, дворец правителя с сохранившимся архивом, а также места проведения ритуалов царского культа, что свидетельствует о значимости и организации большого провинциального города в очень отдаленном регионе. В настоящее время в эпоху Древнего царства известны в частности столица, Мемфис, и Асуан на юге Египта, в районе которого был найден город на острове Элефантина, также как и некрополь правителей. О Балате, этом местном дворце, в котором располагались правители в эпоху VI династии, было известно лишь из текстов. Это было стратегическое место торговли, располагавшееся на «пути сорока дней», который вел в Африку. Благодаря раскопкам IFAO возрождена региональная столица с ее городом, нетронутыми гробницами и произведениями искусства, возможно местного производства.
  

— Таким образом, есть реально распространенная в географическом плане власть фараона?


Тутмос III. Диорит. XVIII дин.
Вена, Музей изящных искусств

— Тому есть подтверждение. Известна главная ось расположения городов — вдоль Нила. Но там углубляемся в пустыню. Это мир оазисов.
  

— Произошли ли революционные изменения в интерпретации личности фараона?

— Одно из них произошло в конце 1950, в тот момент, когда Жорж Познер, будущий штатный сотрудник кафедры египтологии Коллеж де Франс, начал изучение фараонов с чисто человеческой точки зрения. До этого момента интересовались исключительно божественным аспектом царской власти, как это следовало из официальных египетских документов, которыми мы располагаем: барельефов, храмов, текстов, стел и т. д. Познер проанализировал менее официальные документы и выделил человеческий аспект царя. Существует множество текстов, которые, не колеблясь, ставят царя в несколько деликатные ситуации, даже критикуют его частное поведение. В «Сказках папируса Весткар» царя Хеопса отчитывает маг, которого он просит отрезать голову узнику, а потом прикрепить на место. Царя в ней небрежно одернули за его пренебрежение к человеческой жизни. В «Сказке о двух братьях» мы видим, как царь дал провести себя за нос жене своего подданного, которого в конце концов казнил. Еще в одной сказке говорится о том, что Пепи II карабкается по приставной лестнице ночью, чтобы удовлетворить свою страсть к генералу... Все эти факты были сокрыты официальным образом «Сына Солнца», выполняющего ритуалы и лично являвшегося объектом культа. Точка зрения Познера перевернула представление о царе. Некоторые египтологи считают, что он все-таки зашел слишком далеко. В настоящее время существует консенсус относительно двойственной натуры царя. Как царь, облеченный своими функциями, когда он лично выполняет ритуалы, он по своей природе божественен. Даже может сам стать божеством, солнцем, и т. д. Но сама личность его не божественна. Это человек.
  

— Не известно, что привело к тому, что обыкновенный царь стал этим полубожеством?

— Можем это предположить... Мы в Египте, где религия всеохватна. Она придает смысл жизни и навязывает соответствующее видение мира. Занимая уникальное место в отношениях между богами и людьми, фараон наделен божественной властью. Среди своих титулов он носит титул Хора, который — один из великих египетских богов; он — Хор, живущий на земле. Он носит также титул «сын Ра», Солнца. Он — сын богов. Он — их посредник. Но, в тоже время, это абсолютный монарх. Чтобы заставить исполнять свои приказы, он располагает очень эффективной администрацией и дисциплинированной армией. В этом смысле он, на мой взгляд, первый глава государства в истории человечества.
  

— То есть?

— Он располагает полной светской властью: законодательной, административной, судебной, военной... В этих задачах ему очень помогает письменность, так как без нее не было бы ни представительства, ни передачи приказов. Для выставки в Институте арабского мира, я смогла «восстановить» совет «министров». Таким образом, мы можем оценить насколько эта форма правления современна, так как из текстов мы знаем, что объединения этого типа проводились для урегулирования того или иного вопроса. Например, перед битвой при Кадеше проводился военный совет. Такова реальность.
  

— Кто входит в окружение царя?


Аменемхет III. Граувакка.
XII дин. Копенгаген,
Новая Карсбергская
Глиптотека

— Прежде всего, везир, арабское слово, заимствованное в Египте в XIX веке во времена зарождения египтологии. Настоящее слово, по-древнеегипетски, — чати; один замечательный текст сравнивает его со стеной из бронзы, которая защищает царя. Во времена Нового царства существует два везира: один — везир Верхнего Египта, другой — везир Нижнего Египта. В большей степени, чем Премьер-министр, везир — министр Внутренних дел, в ведении которого находится управление полицией и судом. Существует и «министр» финансов — «управитель дома золота Обеих земель», аналога нашей сокровищницы. Был и «министр» сельского хозяйства, занимавший важный пост, так как экономика базировалась главным образом на сельском хозяйстве. И, конечно же, военные и советники. А также вокруг них вращались те, кто составлял двор: виночерпии, камергеры, все те, кто занимался здоровьем правителя, его магической защитой: управители женского дома, маникюры, парикмахеры, хранитель корон, и т. д...
  

— Идет ли речь о настоящей жизни при дворе?

— Да, абсолютно. Со строгим этикетом. Например, перед царем падают ниц и целуют землю. Мы располагаем рассказом Синухета, который возвращается ко двору после длительного пребывания за границей, бросается в ноги Его Величеству и даже лишается чувств, настолько он взволнован. Подданные должны пасть ниц и не должны касаться эмблем или чего бы то ни было, связанного с царем. Особенно не рекомендовано совершать ошибку, приближаясь к скипетру, потому что рискуешь получить удар хлыстом. Царские эмблемы наделены божественной властью, властью Солнца.
  

— Каковы эти эмблемы?

— Развитию популярности этих эмблем способствовали фильмы, мультфильмы и реклама. Так, все египтяне показаны носящими немес — головной платок. Однако, этот головной убор является строгой привилегией персоны царя, никто другой не может его носить. Также как и скипетр хекет, в форме крюка, который является также божественным эмблемой, или кобра, которую называют «уреем» и которая возвышается на лбу царя — божественная кобра, Око Солнца, своим взглядом сжигающая врагов царя. Действительно, большая часть этих эмблем отражает божественный аспект власти царя. Будь то его головной убор, складки которого, символизируя солнечные лучи, вероятно, подчеркивали его солнечный аспект. Будь то его скипетры, заимствованные у Осириса. Будь то его накладная борода, которая также является эмблемой богов. Будь то бычий хвост, который царь носит на поясе.
  

— Что представляет собой крюк и плеть, которыми он всегда изображен?

— Крюк, это орудие пастуха. Этот символ мы находим в различных цивилизациях. И плеть не предназначена для того, чтобы стегать. Согласно гипотезе, это также инструмент пастуха. Речь, впрочем, идет о том, что царь не проводит свой день в обеих своих коронах на голове и с эмблемами в руках. Речь идет об официальных изображениях, от которых мы зависим за неимением других изображений. Достаточно взять в качестве примера королеву Англии, которая носит атрибуты королевской власти только в определенных обстоятельствах, но не в текущей жизни.
  

— На что походит царская администрация?

— Она имеет очень четкую структуру с отделами, многочисленными чиновниками, группами писцов, папирусными архивами. Она эффективна, но ее характеризует невероятный поток документов. Например, архивы Абусира, которые датируются эпохой пирамид, включают в себя списки присутствующего во время службы или работ персонала, списки предметов с описанием их состояния, также как и лавину бухгалтерских документов: поставки мяса, зерна, тканей, свечей... Все это чрезвычайно живо описано. Настолько, что мы можем восстановить деятельность всех этих отделов, постройки которых редко можно обнаружить.
  

— Фараон — равно и главный полководец. Значит ли это, что он не щадит себя в бою?

— Кажется, да. В эпоху Нового царства царю необходимо было быть в хорошей физической, если не сказать в спортивной форме. Он идет охотиться на льва, как Аменхотеп III, быка или слона в болотах, в Сирии, как Тутмос III, или в другом месте. «Стела сна» учит нас, что будущий фараон обходит пустыню с целым войском молодых придворных. Особо подчеркиваются подвиги Аменхотепа II: он — лучший в стрельбе, одной стрелой он пронзает три цели из металла. Естественно, что чаще всего фараон стоит во главе своего войска. Некоторые умирают в бою, как Секененра Таа II, на голове мумии которого есть ужасная рана.
  

— Что происходит в случае безвластия? Паника во всей стране?

— Беспорядки, так как равновесие между небом и землей базируется на фараоне, ставленнике богов. Он единственный может обращаться к ним так как лишь ему полностью ведомы ритуалы. От его имени жрецы делают приношения, но он один знает, как умиротворить богов. Так что, случись ему исчезнуть, — катастрофа. Действительно, это слишком пессимистическое видение мира, которому постоянно что-то угрожает. Каждую ночь, каждый день, все может быть поставлено под сомнение.
  

— Если смерть царя естественна, все происходит хорошо и приходит новый правитель...

— В общем, кажется, принц-наследник обычно был определен заранее. Известны примеры соправления, которые, впрочем, немногочисленны... Существовали также регентши, то есть царицы-матери, которые исполняли роль правительниц, когда новый назначенный король был слишком юн.
  

— Женщины... Много ли близкородственных браков?


Маска Пасебаханниута
(Псусеннеса) I. Золото.
XXI дин. Каир, Египетский музей

— Браки между родственниками незаконны. Они известны главным образом в период Птолемеев. Женились ли Птолемеи на сестрах? Эта практика, возможно, отличала стремление интегрироваться и в буквальном смысле воплотить миф об Исиде и Осирисе, которые были братом и сестрой... Но фактически браки между братом и сестрой очень редки. Царская власть не передается с кровью женщин, это точно. Однако, в действительности доподлинно многое не известно о происхождении цариц.
  

— Одна из тем экспозиции посвящена именно гарему.

— Гарем вовсе не является тем, что мы себе обычно о нем представляем, что это место, где в уединении живут цари с множеством сожительниц. Это место, где живут супруги, принцы и принцессы со своими слугами, таким образом, всей царской семьей в широком смысле слова. Это говорит о том, что цари имели многочисленных супруг и заключали дипломатические браки. Сохранилась переписка фараона с восточным властителем, чья дочь прибыла ко двору правителя Египта в сопровождении 300 служанок. Нет уверенности в том, что фараон всегда хорошо обращался со своими супругами. Письмо царя Вавилона Кадашмана Энлиля озадачивает нас: «Ты хочешь взять мою дочь в жены, — пишет он, — в то время как моя сестра, которую прислал тебе мой отец, там, у вас, хотя до сегодняшнего дня никто не видел ее и не известно жива ли она или исчезла». Аменхотеп III уклонился от ответа...
  

— Фараон также самый богатый человек своего царства...

— Он очень богат. Он хозяин страны, самый большой «сельскохозяйственный производитель» Древности. Ежегодный паводок Нила в избытке обеспечивает водой; высоко организованная система орошения распределяет ее и урожаи обильны. Имеются также исключительные природные ресурсы: золотые шахты, карьеры алебастра, гранита, известняка... Такой документ как Большой папирус Харрис, который учитывает людей, деревья, стада, продукты, хорошо демонстрирует идею этого богатства. Торговля расцветает. Официально вся страна принадлежит фараону, который устанавливает налоги. Но, с течением веков, он уступает права на них частным лицам и большим храмам, что может повлечь за собой проблемы.
  

— Народ видит фараона мельком?

— Редко. Это очень театрализовано. Например, царь показывается из «окна явлений» специально предусмотренного в его дворце и оттуда возвышается над толпой. Именно из этого окна он оделяет наградами своих верных подданных.
  

— Можем ли мы говорить о всенародном почитании?

— Точно, что это не является абсолютным почитанием. Существует и критика, но такие документы достаточно редки. Напротив, есть свидетельства грабежей царских гробниц, что послужило поводом для судебных процессов.
  

— Как же этот Хор живой, похороненный в роскошной могиле, более не внушает уважения?


Голова статуи царя
Усеркафа. Граувакка.
V дин. Каир,
Египетский музей

— Соблазн заработать и найти сокровища существует в любое время и в любом месте. Это позволяет нам точно оттенить легитимацию и сакрализацию от личности царя. То, что люди — люди, содержит также некоторые преимущества. Например, вопреки тому, что нередко говорят, рабочих, которые работали на строительстве пирамид, не убивали после закрытия склепов. Они были не рабами, а оплачиваемыми рабочими и подвергнутыми «барщине» крестьянами, как это позднее было на Западе. Возвращаясь к разграблениям: существуют отчеты на папирусах, которые упоминают о сговоре между грабителями, писцами и чиновникам высшего ранга, которым поручено охранять вход в гробницы.
  

— В любом случае, именно вскрываягробницы, мы познаем Египет... Как же фараон, избранник богов, может быть смертным?

— Он не умирает, он устремляется в небеса и, в тоже время, он присоединяется к подземному миру. Его жизни множественны, но высшая цель — одна: занять свое место среди богов. Египетские концепции нам кажутся сложными, так как они используют противоречивые образы. Так, фараон поднимается в ладью Солнца и совершает путешествие по небу, подобно его отцу, богу Ра. Он пересекает опасные часы ночи, чтобы возродиться на заре, как солнце, которое восходит каждое утро. Усопший фараон также становится новым Oсирисом, этим умершим и возродившимся богом, символом жизни вечной. Он правит миром подземным, с которым связан, что выражается через обновление природы: прорастание растений, паводок Нила... Усопший фараон равно может присоединиться к околополярным звездам, которые не подвержены уничтожению и которые никогда не останавливают свое вращение. Все это не исключается, но соединяется, накладывается друг на друга и позволяет ему войти в мир богов навечно.

© «L'Express», Кристиан Макарьян и Ив Ставридес
© Авторизованный перевод: Татьяна Рубановская
  
  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013