«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


Похороны фараона.
Доротея Арнольд о погребении Тутанхамона.


Более века назад в Долине Царей было сделано непримечательное на первый взгляд открытие. В ходе раскопок, проводившихся на средства американского юриста Теодора Дэвиса, был обнаружен тайник, в котором находились керамические сосуды с обрывками погребальных пелен, полотняные сумки с сыпавшимися сквозь швы бальзамировочными материалами, высохшие цветочные гирлянды.


Доротея Арнольд, куратор секции
египетского искусства Музея Метрополитен.

14 лет спустя, в 1922 г., этот тайник помог Говарду Картеру, участвовавшему в ранних экспедициях Дэвиса, определить местонахождение гробницы Тутанхамона, которая была расположена всего в 110 метрах от места обнаружения тайника. Тайник, содержащий отходы от процесса мумификации, даёт исследователям редкий шанс лучше понять, что же происходило в дни, непосредственно предшествовавшие похоронам фараона. Недавно открытая KV 63 также содержит тайник с отходами от бальзамирования, относящийся примерно к тому же периоду.

Предметы из тайника хранятся в музее Метрополитен, Нью Йорк, с 1909 года и в настоящее время представлены на выставке «Похороны Тутанхамона», которая продлится до 6 сентября. Египтолог Доротея Арнольд, заведующая секцией египетского искусства музея, рассказала корреспонденту журнала «Археология» Эти Бонн-Мюллер о находке Дэвиса, пролившей свет на самые знаменитые похороны древнего мира.


— Кем был археолог-любитель Теодор Дэвис?

— Теодор Дэвис был нью-йоркским юристом, который отошёл от дел и посвятил себя археологии, тратя время и деньги на раскопки в Долине царей, на которую у него был концессия. Для участия в работах Дэвис грамотно подбирал молодых археологов. В частности, некоторое время на него работал Говард Картер, который одновременно являлся правительственным инспектором этого района. В команде Дэвиса отметились и другие талантливые люди, такие как фотограф Гарри Бертон. Результатом их совместных усилий стали не только находки как таковые, пусть и очень значимые, но также серия прекрасных публикаций, которые до сих пор используются в научном обороте. Упомянутая выше находка – тайник с отходами мумификации – была практически сразу передана музею Метрополитен. Дэвис был одним из ключевых дарителей для музея. Тайник он раскопал зимой 1907/08. Мы считаем, что у него был прекрасный "нюх" на находки. Чтобы стать успешным археологом, помимо прочего, нужна удача, которая у Дэвиса определённо была.


Долина царей. Тайник с остатками погребального инвентаря Тутанхамона (KV54)
слева на передним плане, рядом с ним стоит рабочий.

— Вы можете более подробно рассказать об этом открытии?

— Конкретно это открытие было для Дэвиса не слишком важным. На самом деле он был даже разочарован. Находка представляла собой нечто вроде шахты или небольшой квадратной ямы, заставленной большими кувшинами, которые были перевезены в здание археологической миссии. Как признавался Герберт Е. Уинлок в своей знаменитой заметке, текст которой мы включили в издание, посвящённое выставке, исследователи открывали кувшины, ожидая, что найдут нечто очень важное. Однако в кувшинах оказались "всего лишь", как тогда подумали археологи, обрывки льняной ткани, мешочки с натронном, немного керамики. Дэвис так и подумал – мусор! В то время музей только начинал собирать свою коллекцию и готов был принять всё, что ему предлагали. И конечно, Дж. Пьерпонт Морган был в то время президентом здесь и должно быть поинтересовался, может ли музей получить эту находку. Видимо, Дэвис сказал: «Забирайте!». Разрешение на вывоз дал и тогдашний глава Службы Древностей. Египет не оставил себе ни одного найденного предмета, поскольку они не показались чиновникам сколь-нибудь значимыми.
Таким образом, все эти предметы были доставлены сюда, и никто не догадывался об их действительном назначении до тех пор, пока Уинлок, наш великий полевой археолог, не начал находить при раскопках восточного склона Долины царей тайники, в которых были захоронены отходы, оставшиеся от процесса мумификации. Тайники располагались рядом с гробницами, недалеко от входа. Так что однажды, мы не знаем точно когда, Уинлок внезапно понял: так вот что это такое! Вероятно, он незамедлительно проинформировал Картера о своём новом понимании находки Дэвиса. В своём разделе публикации о гробнице Тутанхамона Картер пишет, что это была одна из причин, заставивших его искать гробницу Тутанхамона именно в этом районе. Так что находка Дэвиса сыграла в этом отношении немаловажную роль. Разумеется, в более широком смысле она показала нам, как проходили похороны в Древнем Египте, которые не сводились просто к погребению тела, а представляли собой длительный ритуал.


Фрагмент золотого внутреннего саркофага Тутанхамона.
Каир, Египетский музей.

— Что могут сказать эти находки непосредственно о похоронах самого Тутанхамона, а не о похоронах в целом?

— Наши знания о похоронах в целом довольно общие, поскольку такого рода информация преимущественно происходит из гробниц частных лиц. Однако материалы из погребальной камеры Тутанхамона настолько соответствуют тому, что мы знаем о процессе похорон из гробниц частных лиц, что можно смело предположить, что в целом процесс происходил по сходному сценарию, независимо от того, шла ли речь о царе или о частном лице. Сначала тело омывалось и из него удалялись внутренние органы. Затем следовал длительный период высушивания тела в натроне, белом солоноватом веществе. Согласно Геродоту, на это уходило 70 дней. С другой стороны, в Книге Бытия говорится, что бальзамирование тела Иакова заняло 40 дней. Таким образом, мы не можем сказать точно, сколько времени шёл процесс, но он однозначно длился, как минимум, несколько недель.


Узкая льняная пелена, сотканная для погребении Тутанхамона,
но неиспользованная. Дл. 164 см. Музей Метрополитен.

— И что же происходило дальше?

— Ритуал подходил к очень важному моменту, когда тело обертывали полосками льняной материи. Нас часто завораживают прекрасно сохранившиеся тела людей, умерших тысячи лет назад. Так делались мумии. И только будучи мумифицированным умерший мог стать богом Осирисом, божественным существом, которое будет жить вечно. Так что это пеленание, сопровождавшееся гимнами и ритуалами, было чрезвычайно важно. Вот почему найденные обрывки полотна представляют такой интерес.

— Полотно специально ткали для использования при мумификации?

— У каждого найденного куска ткани своя история. Многие обрывки прежде использовались для хозяйственных нужд. Когда ткань изнашивалась, её рвали на полосы. На одном из выставленных образцов имеется сделанная чернилами надпись. На ткани часто проставляли дату, когда та была выткана, с тем чтобы управляющий мог судить о том, как давно она используется. На более крупном куске в экспозиции есть ещё более старая надпись, которая явно была сделана до стирки, потому как надпись почти смыта, а один край полотна повреждён. Затем материю, видимо, подшили с одной стороны и сделали вот эту знаменитую надпись: год 8, который был последним годом Тутанхамона, правившего всего 9 лет. Вы видите, у этого куска ткани есть своя история, прямо как у человека. Мне было очень приятно узнать её в процессе исследования.


Деталь льняного полотна с надписью «год 6-й» правления Небхепрура
(т.е. Тутанхамона). Музей Метрополитен.

Однако для Тутанхамона были вытканы специальные погребальные пелены, что называется "на заказ". У нас в экспозиции имеется один такой образец, по виду напоминающий марлю из медицинской аптечки. На этом куске нет следов использования, как и на многих других из клада Дэвиса. Изучать эти пелены крайне сложно, поскольку на уже готовую мумию Тутанхамона было вылито столько ароматических смол, что бинты спеклись в сплошную полуразложившуюся массу. Так что Картер не смог толком проанализировать, какого рода ткань использовалась для пеленания. Словом, то, что мы имеем – это лучше всего сохранившиеся куски погребальных пелен Тутанхамона, даже если это, что называется, "дополнительный материал". Так, мы уже выяснили, что пелены ткались специально для усопшего царя, следовательно, для этого было достаточно времени. В то самое время, конечно, готовились и сокровища.


Оттиск официальной печати фиванского некрополя
с изображением шакала и девяти пленников.
Ил. Выс. 2,5 см. Музей Метрополитен.

— Что ещё необходимо было сделать для подготовки тела к погребению?

— Нужно было собрать амулеты, золото и прочее. Всё это привозилось в мешках и коробках. Оттуда происходят печати, которые также можно увидеть на выставке. Египтяне упаковывали вещи в мешки и коробки, перевязывали верёвкой, к которой прикрепляли кусочек мягкой глины. Оттиск на глине ставился при помощи кольца. Чтобы добраться до содержимого мешка или ящика, необходимо было сломать печать. Так что вы всегда могли быть уверены, что если печать цела, то все вещи целы, а если сломана -что-то не так. Такого происхождение наших осколков печатей. Так что нам даже удалось взглянуть на экономическую сторону царских похорон. У нас имеется интересный оттиск, который содержит имя царя и с титул «возлюбленный Птахом». Птах был богом Мемфиса, города, расположенного в 500 милях к северу от Фив. Возможно, тот конкретный мешок был прислан из Мемфиса. Это прекрасная иллюстрация того, как всё происходило на практике.

— Какие ещё ритуалы необходимо было совершить?

— Ключевым моментом похорон был ритуал «отверзания уст и очей» – так его называли египтяне. Если вы высекали статую или делали мумию, то их необходимо было "оживить" с тем, чтобы они могли принимать жертвоприношения. Для этого и был предназначен ритуал магического отверзания уст. При входе в гробницу мумию ставили вертикально, иногда вместе с саркофагом, и производили этот ритуал. После этого мумия считалась магически оживлённой и способной принимать приношения.


Голубой головной платок, возможно, принадлежавший бальзамировщикам.
Лён. Шир. 53 см. Музей Метрополитен.

— Есть ли какие-нибудь свидетельства того, кто готовил тело и совершал все эти ритуалы?

— На выставке представлены головные уборы, которые, возможно, одевали бальзамировщики. Один из них выкрашен в синий цвет, что само по себе примечательно. Это одна из самых древних синих красок. Однако головной убор ремонтировался – очень, очень осторожно – в двух местах. Скорее всего он использовался в течение длительного времени, возможно, несколькими людьми. Некоторые считают, что головной убор одевался на мумию в момент совершения ритуала. В любом случае, это определённо вещи с историей.

— Что заставляет вас думать, что маски принадлежали бальзамировщикам?

— В этом предположении больше всего смысла. На выставке представлена фигурка кормилицы, у которой на голове нечто похожее. Некоторые учёные считают, что это головной убор ‘хат’, который носили цари и царицы. Однако ‘хат’ также одевали женщины, изображавшие в процессе похорон богинь Исиду и Нефтиду. Это ещё одно указание на то, что наши головные уборы могли одевать бальзамировщики. Однако вы без труда найдёте здесь египтолога, у которого будет своя теория на этот счёт.


Цветочное ожерелье. Диам. 47 см. Музей Метрополитен.

— А что вы можете рассказать о выставленных здесь цветочных гирляндах?

— Ну, как вы догадываетесь, цветочные гирлянды возрастом 3300 лет не так часто увидишь. Обычно такие хрупкие предметы не сохраняются. На внутреннем саркофаге Тутанхамона была огромная гирлянда из точно таких же цветов. Это известно по знаменитой фотографии Гарри Бертона. Её остатки хранятся в Каире. Она хуже сохранилась, чем экспонаты из нашей коллекции. Есть и другие примеры сохранившихся растений, которыми некогда украшали мумии. Но обычно это всего лишь один стебель с листьями. Замысловатые гирлянды из клада Дэвиса уникальны. Специалист из Германии идентифицировал растения, большую часть достоверно, а один вид со знаком вопроса. Это позволяет сделать вывод о том, в какое время эти растения цвели в Египте. Как оказалось, это период с конца февраля по апрель. Следовательно, похороны должны были состояться где-то в этом интервале. Отсчитав семьдесят дней назад, можно предположить, что Тутанхамон умер в конце декабря – начале января по современному календарю.


Третий саркофаг Тутанхамона, украшенный венками и
цветочными ожерельями. Фото Г. Бертона.

Сколько гирлянд использовалось для одних похорон и где их размещали: в гробах или на шее умершего? Этот вопрос также остаётся открытым. Держу пари, что Уинлок, который как я уже говорила, первым попытался анализировать находку Дэвиса, высказал эту красивую гипотезу под влиянием американского Дня Благодарения. Он говорил, что в процессе похорон восемь египтян сидели вокруг стола с такими гирляндами на шеях. Но египетские столы слишком малы для восьми человек, к тому же нет никаких свидетельств того, что такого рода трапеза устраивалась возле гробницы. Я думаю, что гирлянды предназначались для мумии; возможно, в ходе ритуала они одевались на некоторое время на покойного. Затем их снимали, а может быть, бальзамировщики просто сделали лишние, которые и были погребены вместе с прочими отходами бальзамирования.


Царская мумия на салазках во время перевозки к гробнице.
Фрагмент росписи стены погребальной камеры
гробницы Тутанхамона.

— А что вы думаете по поводу выбора объекта для выставки – Тутанхамона?

— «Не трогать Тутанхамона!» Вы это имели в виду? В этом есть своя правда. С другой стороны, если у вас есть своя коллекция и, соответственно, все привилегии для работы с ней, то неплохо взглянуть на знакомые предметы с другого ракурса. Их не извлекали из ящиков долгие годы. Мы не просто проверили их состояние и очистили от грязи, но благодаря этим вещам, мы многое переосмыслили. Для этого мы здесь. Свежий взгляд помог мне попытаться проникнуть в скрытый смысл находок Дэвиса. Близкое соприкосновение с такими предметами, как эти куски материи, – это всегда очень личное переживание. Это конечно не так впечатляет, как известные нам сокровища из гробницы Тутанхамона. Однако люди не просто хотят посмотреть и ахнуть. Они ищут соприкосновения с древностью и людьми, жившими давным-давно. И наша выставка даёт такую возможность.


© Archaeological Institute of America
© archaeology.org
© Фото: MMA, архив Ассоциации «МААТ»
© Авторизованный перевод: Анастасия Репина


Назад в «гостиную»

    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013