«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

Трагедия пирамид: похищенные ценности, возвращенные в Египет

Фредерик Шульц, известный антиквар, бывший президент Национальной Ассоциации дилеров древнего, восточного и первобытного искусства и личный консультант экс-президента США Билла Клинтона по вопросам антиквариата, предстал перед судом на прошедшей неделе в США за сознательное укрывание и торговлю похищенными из Египта памятниками искусства.

Попытка адвокатов антиквара Фредерика Шульца смягчить меру наказания своему подопечному была основана, прежде всего, на том, что закон, на основе которого строится обвинение, якобы полон противоречий и не может быть применен в действии. Федеральный суд США привлек к рассмотрению статью 117 законодательного кодекса Арабской республики Египет, согласно которому все древности, найденные в Египте, являются собственностью государства. На специальном слушании, состоявшемся в федеральном суде Нью-Йорка 20 ноября 2001 года, адвокаты Шульца подвергли закон серьезной критике, однако были не в состоянии доказать, что закон был применен не к месту. После выступлений Габаллы Али Габаллы, генерального секретаря Высшего Совета по древностям АРЕ, Хишам Сарайи, юридического уполномоченного Совета и Али эль-Собки, главы отдела судебных процессов Полиции Древностей, судья заявил, что закон о Египетских древностях был истолкован верно и давно применяется на практике в Египте.

Нервное обращение Шульца, заявившего, что 117 статья просто не была им принята всерьез, крайне удивило египетскую сторону, гордящуюся тем, что в их стране защита древностей и возврат украденных памятников поставлены на государственный юридический уровень. За последние два года уже были найдены многочисленные предметы искусства, среди них — скульптурный портрет царицы Нефертари, известняковый рельеф из Мемфиса с изображением богини, кормящей грудью фараона Сети I, обширная коллекция папирусов, голова эллинистического бога Сераписа, прекрасно сохранившаяся золотая погребальная маска, великолепная бронзовая статуя бога Хора, а также множество скарабеев и ушебти.

В качестве подтверждения эффективности использования 117 статьи на слушании был приведен VII Международный конгресс египтологов в Каире, к которому была приурочена специальная выставка в Египетском музее, насчитывавшая 155 возвращенных памятников. Среди объектов, представленных в этой экспозиции, — памятники, варьирующиеся в размерах от массивных статуй до крошечных амулетов, датирующиеся историческими периодами от Древнего царства и вплоть до греко-римского времени.

На слушании представители Высшего совета по древностям рассказали, что многие из этих памятников были найдены дома у грабителей гробниц и расхитителей археологических хранилищ, другие были выявлены в Каирском международном аэропорту, готовые к отправке за рубеж, и, наконец, некоторые были возвращены из-за рубежа, куда их успели вывезти. Суду были представлены копии юридических актов и судебных заключений, подтверждающих вину грабителей и нелегальных торговцев, которые были осуждены на сроки от 5 до 15 лет тюремного заключения. Обвинение, предъявленное Шульцу, стало последней главой в эпопее, развивавшейся многие годы и названной представителями Скотланд-Ярда одной из самых громких историй, связанных с кражей древностей, которая была расследована британскими спецслужбами совместно с египетской Полицией Древностей.

Начало этой истории было положено в начале 1990-х годов, когда реставратор Джонатан Токли-Парри организовал целую сеть для похищения древнеегипетских памятников и вывоза их из Египта с целью продажи. В итоге были похищены 35 плит с рельефами из гробницы Хетеп-Ка в Саккаре. Памятники легко миновали таможню, так как были покрыты слоем гипса, поверх которого были расписаны так, словно были копиями древних плит, изготовленными в египетском Центре документации и консервации памятников.

Только в 1994 году, когда он попытался нелегально продать 24 папируса, а покупатель потребовал у него доказательства подлинности свитков, у торговцев начались проблемы. Разразился невероятный скандал, когда помощник Токли-Парри принес папирусы в Британский музей, где хранители тотчас узнали в хрупких листках документов те самые папирусы, что были найдены Британской экспедицией в 1966 году в некрополе священных животных на севере Саккары.

Музей немедленно связался со Скотланд-Ярдом, посольством АРЕ в Лондоне и Высшим Советом по древностям АРЕ. Было проведено расследование, которое в итоге привело к Токли-Парри. Он был арестован в Англии в 1997 году и заключен в тюрьму как глава всей преступной сети. В Египте он был приговорен заочно к 15 годам каторжных работ. Все похищенные памятники, возвращенные на родину, были выставлены в Египетском музее на всеобщее обозрение; исключением стала лишь голова статуи Аменхотепа III, приобретенная гражданином США, который использовал памятник как залог для получения крупного кредита в Ситибанке.

Габалла выразил свое удовлетворение тем, что согласно вердикту,
подписанному федеральным судом США, 117 статья законодательного кодекса АРЕ будет принята к руководству в юридической системе Америки: «Это первый случай, когда иностранный закон был принят в США, и теперь мы можем бороться с международными ворами и расхитителями, которые богатеют за наш счет, мы можем быть уверены, что наши сокровища вернутся на свою родину. Решение суда — это насущно важная ступень к обеспечению защиты и сохранения нашего наследия».

Министр культуры АРЕ, д-р Фарук Хосни заявил, что это решение откроет путь расследованию других случаев хищения памятников, в которых был замешан Шульц и даст Египту уверенность в том, что ему удастся вернуть другие произведения искусства. По сведениям, предоставленным Габаллой, именно Шульцу принадлежит несколько объемных контейнеров, хранящихся под охраной в Цюрихском аэропорту. «Кто знает, — предположил он, — может сложиться так, что в них будут памятники украденные и из Египта. Если это подтвердится, то теперь мы сможем их вернуть».

На деле это может оказаться куда более сложным делом. Как объяснил г-н Сарайя, основной проблемой в процессе реституции похищенных ценностей является тот факт, что точно определить, когда имела место каждая кража, невозможно. К несчастью, несмотря на жесткие меры, предпринятые для регистрации и тщательного хранения всех недавно обнаруженных памятников в охраняемых хранилищах, воровство произведений древнего искусства продолжается. «Крадут статуи, храмовые и гробничные рельефы, амулеты и украшения, керамику и бронзу, — отмечает Сарайя, — однако теперь, после дела Шульца, похитителю стоит подумать дважды, прежде чем совершить преступление».

Д-р Захи Хавасс, генеральный директор некрополя Гиза и оазиса Бахария добавляет, что меры по остановке потока египетских сокровищ, «утекающих» за границу, должны быть резко ужесточены, если правительство хочет добиться ощутимых результатов. «Наказание для преступников должно быть более жестким, — говорит он и добавляет, — на смену продажным охранникам давно пора поставить надежные системы безопасности». С ним соглашается Ахмед Салех, директор Музея Мумификации в Луксоре: «Надо отчасти ругать и бездействие египетских властей. Я напомню, что некоторые памятники, экспонирующиеся сейчас в Берлине и Чикаго, были вывезены из Египта на время, для изучения и публикации, но так и не вернулись обратно. Памятники из гробницы фараона Сменхкара, открытой в 1912 году, отправились в Берлин на реставрацию и в итоге там и остались. Подобная история произошла и с сухими растениями из гробницы Тутанхамона. Они были предоставлены для изучения Национальному Ботаническому саду в Лондоне в 1939 году; все дальнейшие попытки вернуть их оказывались безрезультатными...»

Египтолог Ахмед эль-Сауи отмечает, что согласно Британскому законодательству никто не может быть уличен в хищении памятника из другой страны, если само преступление было совершено вне территории Великобритании.

Более того, вплоть до настоящего времени Великобритания не подписала конвенцию ЮНЕСКО 1970 года о похищенных ценностях. Между тем, многие музеи мира сотрудничают между собой в тех случаях, когда украденный памятник хотят продать музею или же продавцу срочно требуется музейная экспертиза того, что он хочет продать новому владельцу.

Последний, очень громкий случай, когда похищенный памятник был возвращен таким образом на родину, это история с саркофагом фараона Сменхкара в Мюнхене. Команда египтологов во главе с Габаллой отправилась в Германию для того, чтобы официально получить нижнюю, поврежденную часть саркофага, отреставрированную и экспонировавшуюся в мюнхенском музее. Этот бесценный объект, крышка которого оставалась в Каире, был найден в 1907 году командой Теодора Дэвиса в гробнице KV55 в Долине царей. Как обычно, найденный уникальный предмет был отправлен в Египетский музей для реставрации и консервации. Вместе с крышкой саркофага в музей поступили и золоченые доски от его нижней части, которая в итоге пропала из музея где-то между 1915 и 1930 годами. В 1980 году она вновь неожиданно появилась в коллекции одного швейцарского миллионера, который отправил памятник в мюнхенский музей на реставрацию. Главным хранителем Музея Египетского искусства в то время был Д. Вилдунг, сообщивший о происходящем египетским властям и пообещавший сохранить и отреставрировать памятник в том случае, если за него Германия получит несколько вещей из Египетского музея в Каире.

Прошло 10 долгих лет, прежде чем частный владелец в итоге подарил саркофаг мюнхенскому музею. Затем разрозненные фрагменты бесценного памятника были собраны воедино на основе стеклянной массы. Египет продолжал свои попытки вернуть нижнюю часть саркофага и воссоединить ее с крышкой, хранившейся в Каире, но Германия отказывалась возвращать памятник и соглашалась передать ее в Египет лишь путем обмена на другой памятник древнеегипетского искусства — жертвенный стол эпохи Древнего царства. В 1998 — 1999 годах Высший совет по древностям вместе с группой германских археологов обратился за помощью к журналу «Шпигель», на страницах которого был задан вопрос: как такой уважаемый музей мог позволить, чтобы его вовлекли в кражу. В итоге начались интенсивные переговоры на правительственном уровне, и в 2001 году было заключено соглашение о возвращении саркофага с условием, что перед этим он в течение трех месяцев будет экспонироваться на специальной выставке в Мюнхене, вместе с крышкой, сосудом для внутренностей царицы Кийа, колоссом Эхнатона и стелой из гробницы Эйе, временно предоставленными Каиром. Во время выставки музей посетило более 60 тыс. человек, насладившихся таинственным мерцанием саркофага Сменхкара. В феврале саркофаг был выставлен в Каире как памятник месяца. Кто следующий?

Для более детального просмотра фотографии, кликните
мышью, на изображении предварительного просмотра.
Нефертари — любимая супруга Рамсеса
Великого. Памятник был похищен
из хранилища в Саккаре. Гранит.
XIX династия. 13 в. до н. э.
Покрытый золотом саркофаг фараона
Сменхкара перед отправкой в Каир.
XVIII династия, 14 в. до н. э.
Один из экспонатов «специальной»
выставки в Каире: Статуя Майа,
кормилицы Тутанхамона с царем
на руках. Известняк. XVIII династия,
14 в. до н. э.
Эту маску, датированную Поздним
временем, один из европейских
аукционов оценил всего лишь
в $3000. Картонаж, 6 в. до н. э.
Святилище богинь Чесмет и
Меннефрет в Мемфисе, откуда
был вырублен рельеф. XIX династия.
время правления Сети I.
Рельеф с изображением богини, кормящей
грудью Сети I был вырублен из святилища
в Мемфисе. Лицо царя утеряно навсегда.
Известняк, XIX династия, 13 в. до н. э.
Хаторическая капитель. Одна
из недавних продаж на Сотбис.
Известняк, 2 в. до н. э.

© «Аль-Ахрам»
© Авторизированный перевод Виктор Солкин

  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013