«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

Уникальная маска бога Анубиса: возвращение и тридцатилетнего забвения

В  давно забытом ящике была обнаружена ритуальная маска бога Анубиса, покровителя бальзамирования и проводника «душ» умерших в загробный мир, использовавшаяся при ритуале бальзамирования 2500 лет назад и выполненная из папье-маше.

Маска станет центральным экспонатом выставки, которая откроется в городе Херрогейт, Англия. Помимо нее будут представлены и другие вновь открытые древнеегипетские предметы.

Коллекция Бенджамина Кента, в которую входила маска, собиралась на протяжении всего XIX века, когда его предки отправлялись в недавно открытый для Европы Египет, привозя от туда «сувениры» на память.

Удалось установить, что большинство предметов коллекции семьи Кентов происходят из Долины царей и раскопок Ф. Питри в эль-Амарне.

Домашний музей был достаточно известен и привлекал в графство Йоркшир исследователей как из Бостонского музея изящных искусств, так и Университета Калифорнии. Парадокс заключается в том, что власти города долгое время отказывались от коллекции, которую Бенджамин был готов безвозмездно передать местному музею. Даже после того, как 1968 году все формальности были улажены, а древнеегипетские ценности поступили в собрание музея Херрогейта, администрация все еще высказывала недовольство в связи с «новым финансовым бременем».

Именно поэтому большинство предметов оставалось пылиться в запасниках музея, пока, спустя более чем тридцать лет, в графстве не началась массовая программа по инвентаризации и каталогизации всех археологических экспонатов.

Для выполнения столь сложной задачи были привлечены местные добровольцы... Корзина за корзиной из заласников музея стали появляться замечательнейшие произведения древнеегипетского искусства, десятки лет не видевшие солнечного света.

Именно тогда, в полумраке подвалов музея Херрогета, я и столкнулась лицом к лицу с древним богом бальзамирования! Восхищение, смешанное с недоверием, переполняло все мое существо. Если это была правда, а не галлюцинация, то музей обладал настоящим сокровищем!

Немедленно начались сложнейшие работы по сохранению памятника: маска была настолько необычна, что консерватору Ричарду Джаешку пришлось разработать принципиально новую технологию реставрации.

Уникальность находки заключается еще и в том, что почти все древнеегипетские маски предназначались для мертвых людей и были призваны запечатлеть их нетленный облик для вечности и бесконечности. На сегодняшний день известно лишь три маски, который одевались живыми людьми (жрецами), во время различных ритуалов, в том числе и при бальзамировании. Помимо масок использовались специальные одежды, а тела жрецов могли покрываться золотом или выкрашиваться желтой краской, на коже и языке выписывались различные изображения и символы. Все это должно было привести к полному воплощению божества в том или ином жреце, ведь именно бог должен был выполнять многие священнодействия.

До этой находки широко была известна другая маска Позднего времени, также изображающая Анубиса и хранящаяся в музее Хильдесхайм.

«Мы всегда знали, что обладаем уникальным собранием, — говорит директор музея Херрогейта, Мэри Кершав. — Во время новых выставок мы сделаем все возможное, чтобы все эти замечательные предметы искусства были увидены, оценены и поняты как можно большим числом людей».

Джоан Флетчер.

© «Guardian Newspapers Limited»
© Авторизированный перевод Максим Лебедев

  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013