«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

Коллекция Уолтерс: новые открытия, или хорошо забытая старина

Для более детального
просмотра снимка,
кликните мышью
на изображении

Погребальная маска.
Картонаж, золото, роспись.
Греко-римская эпоха.
Inv. 78,3
  

Здесь нет ни лопат, ни кирок, ни разметки местности. Нет аккуратно прорытых траншей, в которых ученые методично обследовали бы дюйм за дюймом. В музее Искусств Уолтерса раскопки совершенно иные.

Подобно археологу, работающему на раскопках, которые редко кто-либо посещает, Регине Шульц приходится заниматься как устройством самой экспозиции, так и исследованием содержания музейных хранилищ. Через ее руки проходят сотни египетских древностей, начиная от трехдюймовых бронзовых статуэток и кончая огромными рельефами на камне. Она заботливо очищает их от наслоений, а затем тщательно изучает. И делает при этом весьма существенные открытия: так, рельеф, высеченный на глыбе из осадочных пород темно красного цвета, который до сих пор считался вполне любопытым, но не имеющим особой ценности, выставлен теперь для осмотра как изображающий черного фараона — мероитского правителя Верхней Нубии и представителя одной из крупнейших древних африканских цивилизаций.

Двухдюймовая статуэтка божества, как считалось, серебряная, на поверку оказалась покрытой электрумом — металлом даже более ценным, чем золото.

Емкости, которые до того рассматривали как вполне обычные для Египта сосуды, оказывается, были подарены царем Сети I, отцом Рамсеса Великого, его везиру Пасеру. Коллекция Уолтерс давно известна своими манускриптами эпохи Средневековья и Ренессанса. Ее греческие и римские собрания — одни из лучших в стране и насчитывают в целом более 1500 экспонатов. Больше только коллекции нью-йоркского Музея Метрополитен, Музея изящных Искусств в Бостоне и Бруклинского Музея Искусств.

Для более детального просмотра фотографии,
кликните мышью на изображении

Статуя вельможи Среднего
царства, узурпированная
для господина Падиисета,
«посланника царя» в Сирии.
XII — XXII династии.
Граувакка. Inv. 22,203
  

Статуи господина
Ненхефетка и его супруги
Неферсешемес. Из их
скальной гробницы
в Дешешех. V династия.
Известняк. Inv. 22,425
  

Может быть, открытия Шульц и не позволят египетской коллекции Уолтерс перепрыгнуть с четвертого места на первое, или хотя бы на третье, но они наверняка привлекут дополнительное внимание к музею и вызовут дискуссии среди исследователей и музейных работников.

«Это похоже на открытие кондитерской лавки, — говорит директор Музея Уолтерс Гари Викан. — Музей Метрополитен, Бостонский и Бруклинский — просто великаны по сравнению с нами. У них целые отделы посвящены Египту. Они посылают в Египет археологические экспедиции. Мы слишком молоды, чтобы обладать такими сокровищами, и только начинаем осознавать, как это восхитительно».

Регина Шульц — первая хранительница древностей в Музее Уолтерс, которая специализируется именно на египтологии. Она приехала в Балтимор из Германии, где она сохраняет за собой профессорское кресло в Мюнхенском Университете. Кроме того, она возглавляет Египтологический комитет (CIPEG) при Международном совете музеев (ICOM) — международной организации, насчитывающей 30 тыс. членов.

Она прибыла в Музей Уолтерс буквально за несколько недель до того, как был запущен проект его модернизации с бюджетом 24 млн долларов. Он предусматривает в частности реорганизацию египетских залов. До Шульц единственным, кто занимался каталогизацией египетской коллекции музея, был немецкий ученый Георг Штайндорфф, и было это в конце 40-х годов. Впрочем, были и другие египтологи, кто работал с коллекцией, но ни один из них не курировал весь отдел древнего искусства.

Ныне Шульц, во всех смыслах этого слова, «раскапывает» египетскую коллекцию и обнаруживает при этом совершенно неожиданные сокровища. Даже в идеально организованных музеях при самых лучших намерениях, но недостаточно наметанном глазе, можно неправильно каталогизировать предметы и годами не понимать, чем вы владеете.

Шульц планирует привлечь внимание к коллекции и другими способами. Так, сегодня в 12:30 она выступит с лекцией на тему «Ра и Атон — солнечные божества Древнего Египта» — первой из серии лекций о Древнем Египте. Кроме того, в следующем месяце откроется экспозиция под названием «Серапис: как создать бога», которая расскажет о том, как египетские и эллинистические теологи вместе организовали культ нового синкретического божества.

Для более детального
просмотра снимка,
кликните мышью
на изображении

Статуя певицы богини
Хатхор Энехи. Из
Мемфиса. XIX династия.
Известняк. Inv. 22,106
  

Генри Уолтерс приобрел свою египетскую коллекцию в первой трети XX в. Вместо того, чтобы гоняться за отдельными предметами и потом покупать их для коллекции, Уолтерс скупал их у дилеров, зачастую целыми партиями. Среди его поставщиков был, в частности, известный армянский торговец предметами искусства по имени Келекян.

Только сейчас Шульц начинает понимать, каким мудрым был его выбор.

Так, например, в Музее Уолтерс хранится около 250 бронзовых статуэток, большинство из которых попали в коллекцию в одно время. Казалось бы, среди них должны были оказаться десятки копий, или еще хуже — десятки экземпляров одного и того же. Однако Шульц обнаружила, что большинство из них, напротив, являются уникальными произведениями искусства, порой с драгоценной инкрустацией и изумительной художественной работой. «Некоторые же, — утверждает она, — просто шедевры».

«Вы, наверное, думаете, что тот, кто скупает бронзовые статуэтки по несколько штук, в конце концов, получает 37 лошадей, 32 крокодила и 50 божков. В коллекции Уолтерс между тем есть все, причем очень хорошего качества», — заявляет Вилкан.

«Я не верю, что это сам Генри Уолтерс так хорошо разбирался в египетской культуре и истории, — продолжает он. — Это скорее люди, у которых он покупал памятники».

В зале на втором этаже Шульц обращает внимание на две небольших белых емкости в виде шаров, соединенные друг с другом в одну конструкцию. Это фаянсовые сосуды, в которые когда-то наливали редкие масла. С октября они выставлены как иллюстрации повседневной жизни египтян. Однако обнаруженные Шульц иероглифические надписи на дне каждого из сосудов, говорят о том, что их функция была далеко не светская: это дары Сети I, отца Рамсеса II, своему главному политическому советнику.

«Когда я увидела это, я просто обомлела, — говорит Шульц. Ни с того ни с сего мы находим на сосуде имя и должность самого главного человека, который в те времена жил в Египте! Мысленно мы могли только воскликнуть: вот это да!».

Для более детального
просмотра снимка, кликните
мышью на изображении

Эгида и менат богини Сехмет.
XXI — XXIV династии.
Золото. Inv. 57,540
  

В следующем зале за стеклом выставлен рельеф на красном камне из осадочных пород. Это — дощечка, принадлежавшая африканскому царю Танийдамани. Обнаруженная британским археологом Джоном Гарстангом в храме бога-льва Апедемака в Мероэ (сегодняшний Судан к северу от Хартума), эта дощечка является, по словам Шульц, «абсолютно уникальным произведением искусства».

С одной ее стороны изображено свирепое нубийское божество в образе льва. С другой — мероитский царь Танийдамани, который правил около 100 — 75 гг. до н. э. В ушах у него серьги в виде головы овна, на руках — узорчатые ленты, на нем церемониальное платье, а через одно плечо перекинута длинная ткань с кистями. Однако, хотя изображенные персонажи египетского происхождения, текст написан на давно утраченном мероитском языке. Поэтому Шульц может прочитать только имена, но не текст целиком. «Мы до сих пор не вполне понимаем этот древний африканский язык», — поясняет она.

Дощечка долгое время была известна небольшому кругу специалистов, но в Музее Уолтерс была недооценена. «Я знала об этом памятнике до того, как приехала в Балтимор, но не было хорошего его описания», — говорит хранительница. «Ученые же, когда приехали и увидели его, воскликнули: Вот это да! Столько текста! Какое изображение!»

Хотя дощечка выставлена сейчас наряду с прочими атрибутами царей, Шульц надеется, что однажды она займет более почетное место отдельно от всего остального. Впрочем, многие открытия еще впереди!

© «The Baltimore Sun»
© Авторизированный перевод Наталья Ландо

  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013