«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

Храм Мернептаха в Курне:
древнее святилище вновь возрождено

Позади Колоссов Мемнона, возле сельскохозяйственных угодий, в прошлом месяце был официально открыт президентом АРЕ Хосни Мубараком восстановленный погребальный храм фараона XIX династии Мернептаха, а также музей под открытым небом.

Швейцарский Институт Археологии в сотрудничестве с Высшим Советом по древностям АРЕ проводил восстановительные работы в храме Мернептаха в течение 15 сезонов (с 1971 по 2000 гг.). Под руководством Хорста Яритца руины были превращены в настоящую изюминку для туристов, включающую, кроме прочего, великолепный музей под открытым небом.


Здание музея на месте храма Мернептаха в Курне

Храм Мернептаха, сына и преемника Рамсеса II, правившего на протяжении 10 лет — с 1212 по 1202 г. до н. э. — впервые был идентифицирован в XIX в., когда британский археолог Флиндерс Питри составил план того, что от него осталось, и в 1886 г. дал краткое описание храма. Он заметил, что храм был почти полностью построен из камней, заимствованных из находящегося неподалеку храма Аменхотепа III. Это вовсе не значит, что Мернептах разрушил этот храм и отнесся к нему как к своему трофею. На самом деле огромная постройка сама уже начала разрушаться во время одного особенно сильного наводнения, так что для Меренптаха не представляло труда завладеть камнями и статуями, а затем перевезти их на запад к своему собственному храму — интересный пример сходства между отцом и сыном, ведь его отец, Рамсес II, делал то же самое, когда распоряжался древними храмами как своей собственностью.

Из-за того, что Рамсес II правил необычайно долго, многие старшие братья Мернептаха успели за это время умереть, да и сам он, 13-ый по счету сын, был уже весьма взрослым человеком, когда, наконец, воцарился на троне. Страна в тот момент вынуждена была обороняться. От великой империи остались только легенды, разумеется, щедро сдобренные рассказами о чудесах. Со смертью Рамсеса II начались волнения на северной границе с Сирией, а племена в западной Азии восстали против египетских колонизаторов.




   Памятники, найденные при раскопках комплекса,
   составили основу экспозиции, открытой недавно
   президентом АРЕ Хосни Мубараком

Мернептах в свои 50 лет вел жестокие сражения в Сирии на третьем году своего правления, не однажды наказав тех, кто восстал против Египта. Он получил контроль над Палестиной. Его армия с триумфом вернулась в его дворец в Мемфисе с большой добычей и трофеями из трупов убитых врагов. Затем, на пятый год правления, он выиграл кровопролитную битву с ливийцами. Так же как и его отец, который оставил хронику всех своих побед, особенно знаменитой битвы при Кадеше, Мернептах тоже все записывал. На стене позади шестого пилона в Карнаке, а также на большой стеле, обнаруженной Питри, он высек текст в прозе и стихах, где перечисляются территории и населенные пункты, покоренные Египтом. Последняя известна под именем «Стелы Израиля», поскольку именно на ней мы впервые встречаем упоминание об Израиле в египетских текстах.

Меренптах, прозванный после сравнительно удачных военных кампаний «победоносным», «достойным богов», решил, что пришло время построить себе гробницу-храм, дабы быть уверенным, что его культ продлится вечно. Место для него он выбрал неподалеку от руин храма Аменхотепа II, так чтобы украденные оттуда камни с легкостью можно было транспортировать на новое место уже под его собственным именем. Не удивительно, что огромный храм был сооружен в рекордно короткие сроки.

Меренптах был так занят своими войнами и строительством, что забыл принести необходимые жертвы реке Нил. Бог Нила Хапи не замедлил ему «отомстить». Он наслал наводнение такой разрушительной силы, что два пилона, ведущие к двум открытым дворам храма были смыты подчистую, равно как и первый гипостильный зал с боковыми помещениями, второй гипостильный зал, ведущий в Святая Святых, где поклонялись фиванской триаде, и даже помещения, где отправлялся культ бога Солнца Ра. Сохранившиеся постройки, подмытые во время наводнения, продолжали со временем разрушаться, покрываясь илом, песком и осколочными породами. «Дома на Миллион Лет» не стало.

«Когда экспедиция начала раскопки и исследования храма, нашей первой задачей было выяснить строение почвы, — говорит Яритц. — Мы сосредоточились на складских помещениях на северо-востоке храма и на прилегающем к ним дворе, куда поступали жертвоприношения, предназначенные для погребального культа. Следующий этап включал трансформацию пилонов из грязного кирпича в камень и идентификация тысяч фрагментов из осадочных пород посреди проявляющихся развалин храма. Все это было задокументировано и изучено».

Отнюдь не все камни были взяты из храма Аменхотепа III. В процессе раскопок оказалось, что некоторые блоки известняка попали сюда из комплексов Хатшепсут и Эхнатона. Из земли были выкопаны колоссальные известняковые сфинксы и статуи священных овнов.

Для того чтобы с помощью огромных кранов поднять каменные блоки, понадобилось очень много времени. «Некоторые из них весили вплоть до 24 тонн. Другие нашли лежащими вниз лицом под основаниями пилонов, и их нужно было аккуратно извлечь, очистить и описать. Некоторые блоки с высеченными на них произведениями искусства смогли занять свои оригинальные места в башнях второго пилона. Прочие были отправлены в мастерские для подгонки разрозненных сегментов воедино и воссоздания рельефов», — пояснил Яритц.

Год за годом все новые блоки аллеи, ведущей к воротам храма, а также фрагменты гигантских известняковых сфинксов и отдельные части девяти овноголовых сфинксов были перевезены в эти мастерские. «Некоторые памятники были настолько изумительны, что мы поняли, что, помимо реконструкции самого погребального храма, есть все основания для того, чтобы открыть небольшой музей», — продолжает Яритц.

Получился замечательный комплекс, гораздо меньший, чем музей в Луксоре, но, как и он, обладающий оригинальной архитектурой и характерными экспозициями, которые поддерживают интерес организованного и непрекращающегося потока посетителей музея. Расположен он между храмом Мернептаха и соседней деревней, прекрасно вписываясь в окружающий ландшафт. Музей представляет из себя длинное узкое здание с одним входом-выходом, через который, пройдя небольшой павильон со скамьями, можно попасть к главному входу в храм и билетным кассам.

В экспозиции можно увидеть фрагменты гигантских известняковых сфинксов и части главной аллеи храма Аменхотепа III. За ними в нишах следуют элементы архитектурных комплексов Хатшепсут и Эхнатона. Кроме того, в нишах выставлены фрагменты огромной стелы, которая была найдена в сокровищнице храма, а также элементы убранства храма и отдельные надписи.

На верхнем этаже музея — керамика, формы, в которых отливали предметы из фаянса, металлические и каменные инструменты. Еще два шага, и вы вновь у подсвеченных информационных щитов при входе в музей.

«Несмотря на то, что храм Мернептаха был полностью разрушен и разграблен, а его каменная основа практически утеряна, он все еще хранит немало сюрпризов, скрывшихся от глаз первого археолога. — говорит Яритц. — Наша команда обнаружила целый ряд блоков известняка, спрятанных в основании второго пилона, с удивительно хорошо сохранившимися разноцветными рельефами Аменхотепа III. Возможно, это лучшие образцы рельефов в истории египетского искусства. Они были обработаны экспертами и теперь выставлены на площадке у основания пилона с защищающими их прикрытиями».

Когда-то многие полагали, что Мернептах был «Фараоном Исхода», утонувшим, согласно легенде, в Красном Море. Но затем его мумия, сильно изувеченная расхитителями гробниц, была обнаружена вместе с 12-тью другими в гробнице Аменхотепа II в Долине царей, куда их спрятали жрецы. Как утверждают известные специалисты по бальзамированию Салима Икрам и Айдан Додсон, фараон со столь непростой судьбой очень страдал от зубной боли, артрита, атеросклероза, а также переломов костей бедра.

© «Аль Ахрам»
©  Авторизированный перевод Наталья Ландо

  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013