“Путь к бессмертию”
Памятники древнеегипетского искусства в собрании
ГМИИ им. А. С. Пушкина
4 июня — 18 августа 2002 года
Москва, ул. Волхонка, д. 12
елание
обрести вечную жизнь владело людьми постоянно. Особенно ярко
идея поиска бессмертия проявилась у народа, жившего по берегам
великой африканской реки Нил. Попытке осмыслить представления
египтян о потусторонней жизни, посвящена данная выставка,
созданная на материале подлинных памятников, хранящихся
в Государственном музее изобразительных искусств имени
А. С. Пушкина.

Фрагмент рельефа
с изображением плакальщиков.
Из собрания Л. Гинзбурга.
Инв. № 6008. Новое царство,
XIX династия, середина
XIV века до н. э. Известняк.
Высота 29, длина 48,5
|
В основе египетского собрания ГМИИ лежит коллекция
знаменитого русского востоковеда и собирателя В. С. Голенищева,
приобретенная русским правительством в 1909 году
для строящегося в Москве Музея изящных искусств.
Владимир Семенович Голенищев (1856 — 1947) —
знаменитый русский ученый и собиратель, египтолог с мировым
именем. Свое первое путешествие в Египет он совершил
в 1879 году и затем ежегодно посещал долину
Нила. Прекрасная эрудиция, свободное знание арабского языка,
большие финансовые возможности позволили ему собрать уникальную
коллекцию, насчитывающую свыше восьми тысяч памятников, которая
хранится в Музее. Кроме нее в состав выставки включены
предметы, поступившие в собрание в 1924 году
из Музея — Института Классического Востока,
из коллекций архитектора и историка египетской архитектуры
А. В. Прахова, купленной у его сына Н. А. Прахова
в 1940 году, предметы из коллекций научных
сотрудников Отдела Востока А. В. Живаго и Т. Н. Бороздиной-Козьминой,
а также некоторые объекты, приобретенные через центральную
закупочную комиссию ГМИИ. Лишь один экспонат на выставке
не принадлежит музею — рельеф с погребальной
композицией из Музея искусств в Детройте, являющийся
продолжением рельефа с плакальщиками из ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Статуэтка бога Анубиса.
Из собрания В. Голенищева.
Инв. № 5706. Новое царство,
вторая половина II тыс. до н. э.
Дерево раскрашенное, длина 84
|
Представленные на выставке 2000 экспонатов —
саркофаги, статуи, статуэтки, полихромные маски, рельефы,
мумии, печати, амулеты, фаюмские портреты, стелы и жертвенники,
полихромные ящики для каноп и ушебти, погребальный
инвентарь, магические папирусы и многое другое —
рассказывают зрителям о вере древних египтян в вечную
жизнь и о магических обрядах, совершаемых ими для получения
бессмертия.
Выставка размещена в самой репрезентативной
части музея — в Белом зале и на примыкающей
к нему колоннаде. Согласно плану экспозиции, памятники
древнеегипетского искусства должны предстать в наиболее
эффектном виде и, в то же время, дать максимально
полное и доступное для понимания современного человека
представление о верованиях древних египтян в загробную
жизнь. Так, например, в одном из небольших залов
создана своеобразная «модель» гробницы, где стоят
саркофаг с мумией и самые необходимые для посмертного
существования человека предметы. Благодаря такому наглядному
образу станет понятно назначение большинства других экспонатов,
представленных в обычном «музейном» контексте.
Выставка снабжена обширным дидактическим материалом (картой,
хронологической таблицей, экспликациями). В рамках выставки
предполагается проведение международной научной египтологической
конференции, а также издан полный каталог.

Маска от саркофага.
Из собрания В. Голенищева.
Инв. № 5580. Новое царство,
середина II тыс. до н. э. Дерево
раскрашенное. Высота 16,5
|
Древними египтянами была создана концепция «души»,
обитающей в безжизненном теле и вне его: в имени
человека, его тени, зеркальном отражении, изображении.
Египтяне верили в существование «души», или
гения Ба в виде птицы и двойника —
Ка, и оба они нуждались в заботе. Для царей
воздвигали пирамиды, откуда «душа» властителя поднималась
на небо для общения с богами. Остальные египтяне
строили гробницы. Гробница означала целый мир. Здесь находился
саркофаг с мумией, в которой пребывала «душа»,
способная «вселяться» также в статую или стелу
с изображением умершего. Изображенные на стенах
гробницы сцены посева и сбора урожая, охоты, ловли рыбы,
ремесленных работ и приношения даров, пиров и плясок
обеспечивали, по верованиям египтян, полноценное существование
в мире ином, а маленькие — в виде
мумий — фигурки ушебти с именем покойного (нередко
их помещали в гробницу в количестве 365 штук —
по числу дней в году) должны были замещать покойного
в тяжелой работе на «Полях тростника».
Священный жук, скарабей, с надписью, обращенной к сердцу
покойного, заменял отягощенное недобрыми делами подлинное
сердце в сцене испытания сердца на загробном суде
бога Осириса. Многочисленные амулеты оберегали покойного от злых сил
и напастей: колонка с капителью в виде метелки
папируса из зеленого фаянса обеспечивала вечную молодость,
подголовник помогал человеку поднять голову над горизонтом
и увидеть свет солнца. Начертанные на папирусных
свитках тексты Книги мертвых способствовали преодолению умершим
всех препятствий ночного пути и возрождению к новой
жизни, подобно солнцу, ежедневно появляющемуся на востоке.
© ГМИИ им. А. С. Пушкина
|