«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

“Путь к бессмертию”
Памятники древнеегипетского искусства в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина

4 июня — 18 августа 2002 года
Москва, ул. Волхонка, д. 12

Желание обрести вечную жизнь владело людьми постоянно. Особенно ярко идея поиска бессмертия проявилась у народа, жившего по берегам великой африканской реки Нил. Попытке осмыслить представления египтян о потусторонней жизни, посвящена данная выставка, созданная на материале подлинных памятников, хранящихся в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.


Фрагмент рельефа
с изображением плакальщиков.
Из собрания Л. Гинзбурга.
Инв. № 6008. Новое царство,
XIX династия, середина
XIV века до н. э. Известняк.
Высота 29, длина 48,5

В основе египетского собрания ГМИИ лежит коллекция знаменитого русского востоковеда и собирателя В. С. Голенищева, приобретенная русским правительством в 1909 году для строящегося в Москве Музея изящных искусств. Владимир Семенович Голенищев (1856 — 1947) — знаменитый русский ученый и собиратель, египтолог с мировым именем. Свое первое путешествие в Египет он совершил в 1879 году и затем ежегодно посещал долину Нила. Прекрасная эрудиция, свободное знание арабского языка, большие финансовые возможности позволили ему собрать уникальную коллекцию, насчитывающую свыше восьми тысяч памятников, которая хранится в Музее. Кроме нее в состав выставки включены предметы, поступившие в собрание в 1924 году из Музея — Института Классического Востока, из коллекций архитектора и историка египетской архитектуры А. В. Прахова, купленной у его сына Н. А. Прахова в 1940 году, предметы из коллекций научных сотрудников Отдела Востока А. В. Живаго и Т. Н. Бороздиной-Козьминой, а также некоторые объекты, приобретенные через центральную закупочную комиссию ГМИИ. Лишь один экспонат на выставке не принадлежит музею — рельеф с погребальной композицией из Музея искусств в Детройте, являющийся продолжением рельефа с плакальщиками из ГМИИ им. А. С. Пушкина.


Статуэтка бога Анубиса.
Из собрания В. Голенищева.
Инв. № 5706. Новое царство,
вторая половина II тыс. до н. э.
Дерево раскрашенное, длина 84

Представленные на выставке 2000 экспонатов — саркофаги, статуи, статуэтки, полихромные маски, рельефы, мумии, печати, амулеты, фаюмские портреты, стелы и жертвенники, полихромные ящики для каноп и ушебти, погребальный инвентарь, магические папирусы и многое другое — рассказывают зрителям о вере древних египтян в вечную жизнь и о магических обрядах, совершаемых ими для получения бессмертия.

Выставка размещена в самой репрезентативной части музея — в Белом зале и на примыкающей к нему колоннаде. Согласно плану экспозиции, памятники древнеегипетского искусства должны предстать в наиболее эффектном виде и, в то же время, дать максимально полное и доступное для понимания современного человека представление о верованиях древних египтян в загробную жизнь. Так, например, в одном из небольших залов создана своеобразная «модель» гробницы, где стоят саркофаг с мумией и самые необходимые для посмертного существования человека предметы. Благодаря такому наглядному образу станет понятно назначение большинства других экспонатов, представленных в обычном «музейном» контексте. Выставка снабжена обширным дидактическим материалом (картой, хронологической таблицей, экспликациями). В рамках выставки предполагается проведение международной научной египтологической конференции, а также издан полный каталог.


Маска от саркофага.
Из собрания В. Голенищева.
Инв. № 5580. Новое царство,
середина II тыс. до н. э. Дерево
раскрашенное. Высота 16,5

Древними египтянами была создана концепция «души», обитающей в безжизненном теле и вне его: в имени человека, его тени, зеркальном отражении, изображении. Египтяне верили в существование «души», или гения Ба в виде птицы и двойника — Ка, и оба они нуждались в заботе. Для царей воздвигали пирамиды, откуда «душа» властителя поднималась на небо для общения с богами. Остальные египтяне строили гробницы. Гробница означала целый мир. Здесь находился саркофаг с мумией, в которой пребывала «душа», способная «вселяться» также в статую или стелу с изображением умершего. Изображенные на стенах гробницы сцены посева и сбора урожая, охоты, ловли рыбы, ремесленных работ и приношения даров, пиров и плясок обеспечивали, по верованиям египтян, полноценное существование в мире ином, а маленькие — в виде мумий — фигурки ушебти с именем покойного (нередко их помещали в гробницу в количестве 365 штук — по числу дней в году) должны были замещать покойного в тяжелой работе на «Полях тростника». Священный жук, скарабей, с надписью, обращенной к сердцу покойного, заменял отягощенное недобрыми делами подлинное сердце в сцене испытания сердца на загробном суде бога Осириса. Многочисленные амулеты оберегали покойного от злых сил и напастей: колонка с капителью в виде метелки папируса из зеленого фаянса обеспечивала вечную молодость, подголовник помогал человеку поднять голову над горизонтом и увидеть свет солнца. Начертанные на папирусных свитках тексты Книги мертвых способствовали преодолению умершим всех препятствий ночного пути и возрождению к новой жизни, подобно солнцу, ежедневно появляющемуся на востоке.

© ГМИИ им. А. С. Пушкина

  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013