«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

В поисках бессмертия

Самая крупная на сегодняшний день выставка предметов древнеегипетского искусства, выехавшая из Каира в Северную Америку и Канаду, откроется в Вашингтоне 30 июня в Национальной Художественной Галерее. Невин аль-Ареф описывает шедевры, которые должны были обеспечить жизнь фараона после смерти.

С древних времен египтяне отрицали постоянство физического существования на земле. В поисках бессмертия они сформировали свод религиозных верований, служивший основой для использования большого количества погребального инвентаря при строительстве гробниц.

В июне в Вашингтон, округ Колумбия, прибудет гигантская выставка, которая сможет удовлетворить даже самых любознательных посетителей, дав возможность понять представления египтян о загробной жизни после смерти физического тела. Выставка, которая объедет 14 городов в США и Канаде в течение 5 последующих лет, содержит 143 памятника древнеегипетского искусства из Каирского музея, музея в Луксоре, и археологические памятники из Таниса, в Дельте, и Дейр эль-Бахри. Все артефакты подобраны таким образом, чтобы помочь посетителям понять представления древних египтян о жизни после смерти в эпоху Нового Царства (1550 — 1070 гг. до н. э.), эпоху богатства, силы, стабильности и культурного расцвета, и в Поздний Период (664 — 332 гг. до н. э.) Все памятники искусства застрахованы на сумму более 4 млрд. долларов.

В Национальной художественной Галерее установлены потрясающие декорации, которые позволяют разместить экспонаты так, как будто они располагаются в реальной среде — все это дает возможность посетителям почувствовать себя участником путешествия в загробную жизнь вместе с фараоном. Стены были выкрашены в коричневато-желтые тона и украшены только небольшим фризом с простым геометрическим орнаментом. Выставка разделена на 6 секций — Путешествие в Царство Мертвых, Шедевры эпохи Нового Царства, Царские Гробницы, Гробницы Знати, Царство Богов и, наконец, гробница Тутмоса III — одного из величайших фараонов, который распространил египетское владычество на западную Азию, Нубию и Ливию, тем самым возвестив одну из самых значительных эпох в истории Древнего Египта.

Гробница одного из первых в мире создателей Великой империи будет представлена реконструкцией овальной погребальной камеры Тутмоса III в натуральную величину. Ее стены покрыты полным заупокойным текстом книги Амдуат, «Того, что в загробном мире», изображениями колонн и старательно воспроизведенными рельефами. «Некоторые из экспонатов взяты из хранилищ Египетского музея и никогда ранее не выставлялись», — заявил министр культуры АРЕ Фарук Хосни. Он настоял на том, чтобы в состав экспонатов был включен известняковый рельеф с изображением головы Тутмоса III и бога Амона, золотые ювелирные украшения из царских гробниц в Танисе (1000 г. до н. э.) — одного из наиболее значимых царских погребений, обнаруженных в Египте, не считая гробницы Тутанхамона, а также сделанная из слоновой кости лягушка. «Этот забавный предмет имеет прикрепленную к животику откидную челюсть, которая захлопывается, если дернуть за веревочку», — пояснил Хосни. Также среди экспонатов декорированный ящик для каноп царицы Ноджмет (1080 до н. э.), предназначенный для хранения ее внутренностей в 4-х сосудах, и статуя возрождающегося Осириса 600 до н. э.

Один из самых замечательных памятников — статуя Сененмута, архитектора заупокойного храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, изображенным с царевной Нефрура на руках, воспитателем которой он был. Среди других экспонатов деревянная ладья длиной 234 см, на которой усопший фараон мог совершить путешествие по подземному Нилу к вечной жизни. «Ладья была найдена в гробнице Аменхотепа II, правившего в 1427 — 1400 годах до н. э.», — говорит Мамдух эль-Даматти, генеральный директор Египетского музея. Он отметил, что обе стороны ладьи украшены сценами, изображающими бога Монту, побивающего врагов Египта, перед остальными богами. «Роспись на корме ладьи — это типичная заупокойная сцена, изображающая коленопреклоненную богиню Маат, сидящей на саркофаге с распростертыми крыльями, в позе защиты. Перед ней изображен сокологоловый сфинкс с солнечным диском на голове и опахалом над ним».

Среди ювелирных украшений можно увидеть ожерелья из золота, сердолика, лазурита и бирюзы из погребения принцессы Хнумит, дочери фараона Среднего Царства Аменемхета II и жены Сенусерта II; а также позолоченную рукоятку опахала, 2 золотых военных ордена в виде мухи, зеркало царицы Яхотеп, выполненное во время правления Яхмеса I, а также погребальную золотую маску Уденбауенджеда, одного из принцев во время правления Псусеннеса I (1039 — 991 до н. э.).

Среди экспонатов две замечательные статуи Сеннефера, Властителя Фив, и его жены Сеннаи, которые были найдены Ж. Лэгреном в 1903 г. в большом гипостильном зале в Карнаке.

Обычно в состав выставок, выезжающих за границу, не включаются уникальные предметы, на этот раз для двух экспонатов было сделано исключение. Два бесценных артефакта отправились только в Вашингтон, чтобы «вернуться в Египет, как только там закончится выставка», — заявил Захи Хавасс, генеральный секретарь Высшего Совета по Древностям АРЕ. «Это расписанный деревянный саркофаг художника Хонсу и огромная позолоченная крышка саркофага царицы Яххотеп, матери Яхмоса I, основателя XVIII Династии». Захи Хавасс назвал саркофаг Хонсу «одним из самых значительных предметов, найденный в гробнице его отца, Сеннеджема. Он был обнаружен Г. Масперо в феврале 1886 года в Дейр-эль-Медине. В гробнице нашли два антропоморфных саркофага Хонсу, расположенными один в другом, и погребальную маску».

Подобной выездной выставки не организовывалось со времени экспозиции гробницы Тутанхамона. «Для американцев подобная выставка — настоящий подарок», — говорит Джон Буллард, директор музея в Новом Орлеане, в интервью газете «Таймс». Многие помнят выставки египетского искусства, которые устраивались за последние годы в Северной Америке. Среди них особым успехом пользовались «Эхнатон и Нефертити», «Сокровища Тутанхамона», «Золотой Век Египта». Настоящая выставка под названием «В Поисках Бессмертия», без сомнения, станет одной из выдающихся. Переход человеком границы смерти рассматривается не как конец, а как начало. Вера в жизнь после смерти была основной темой в древнеегипетском мировоззрении. Это было основой мышления, моральных принципов и канонов искусства.

Ожидается, что количество посетителей превысит даже количество посетивших выставку «Сокровища Тутанхамона» в 1976 — 1977 годах, 800 000 человек. Тогда людям пришлось стоять в очереди по 8 часов, чтобы попасть в музей. На этот раз билеты будут продаваться с указанием определенного дня и времени. Цена билета составит 17 долларов, в стоимость которого будет включена аудиоэкскурсия и специальный значок, который останется у посетителя на память о выставке.

Подготовка к выставке началась полтора года назад, когда центром по подготовке выставок в Копенгагене была предложена идея выставки «В Поисках Бессмертия: Сокровища Древнего Египта». Первоначально было запланировано открыть ее в Вашингтоне в начале мая, но открытие было отложено отчасти из-за сложностей по подготовке экспонатов, отчасти из-за нежелания некоторых египетских властей дать разрешение на вывоз памятников искусства за границу на 5 лет, даже несмотря на то, что ожидается получить доход от выставки в 13 миллионов долларов, и каждый музей, где будет находиться выставка, заплатит взнос в 1 миллион долларов.

«Мы должны быть уверены в обеспечении безопасности бесценных памятников», — заявил Захи Хавасс, вскользь упомянув, что суммы страховки превышают 409 450 миллионов долларов.

© «Аль-Ахрам»
© Авторизованный перевод Наталия Королева

  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013