«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

Египетские мумии в Чили
Воспоминания Захи Хавасса

« Д

октор Хавасс, а знаете ли вы, что у нас в Чили есть египетские мумии?» — спросил Самуил Фернандес Илларес, посол Чили в Египте, с которым я встретился на этой неделе вместе с торговым атташе Роберто Абу Эидом (выходцем из Палестины) и Самиром Шаманом, послом Египта в Чили. «Нет, я этого не знал», — ответил я. Посол Чили рассказал мне, что его страна была первым южноамериканским государством, вступившим в дипломатические отношения с Египтом — во время правления короля Фарука. «В то время Египет передал мумию в Чили в качестве подарка. Никто о ней ничего не знает, но ее можно использовать в рекламных целях — это будет полезно как Египту, так и Чили», — добавил он. Я согласился с ним и предложил организовать выставку под названием «Секреты и магия мумий» (уже само такое название заинтригует кого угодно).


Д-р Захи Хавасс. Глава Высшего
советапо древностям АРЕ
  

Мы обсудили тот факт, что мумии всегда возбуждают интерес публики, и сошлись во мнении, что выставка должна быть не только занимательной, но и образовательной и затрагивать ряд тем по культуре Древнего Египта, помимо мумий. Я предложил создать макеты захоронений с додинастического периода (4000 до н. э.) до Нового Царства (1500 до н. э.). Макет додинастической могилы мог бы содержать останки скелета в положении эмбриона и образцы керамики того времени. Макеты других гробниц, созданные на основе примеров гробниц в Саккаре и Абидосе, показывали бы внутреннее убранство царских усыпальниц и захоронений частных лиц I династии.

Я объяснил, что это позволит нам продемонстрировать публике новые открытия, сделанные в Абидосе немецкой группой археологов из научно-исследовательского института в Каире под руководством Гюнтера Дрейера. Ее находки доказывают, что египтяне пользовались письменностью за 150 лет до начала «исторического периода» развития цивилизации, то есть до 3000 года до н. э. Дрейер также доказывает, что фараон Джосер, которому принадлежит ступенчатая пирамида в Саккаре, был первым царем III династии. Он делает свои выводы на основании надписей, обнаруженных в гробнице отца Джосера — Хасехемуи, последнего фараона II династии. Дрейер также подтверждает, что захоронения в Абидосе были царскими гробницами.

Я предложил, чтобы модели и планы усыпальниц на выставке содержали подробное детальное описание внутреннего строения гробниц и показывали, как развивалось искусство строительства от простой мастабы до ступенчатой и затем классической (можно так сказать?) пирамиды. Сцены повседневной жизни внутри частных гробниц иллюстрировали бы представления египтян о загробной жизни.

Конечно, основная часть экспозиции должна представлять мумификацию — искусство древних египтян сохранять тело человека после смерти для того, чтобы оно могло служить вместилищем для его души (ба) в течение его счастливой жизни на полях Иару — в египетском «рае». Заканчиваться экспозиция будет рассказом о чилийской мумии, о том, как она оказалась на другом берегу Атлантического океана. Я предложил, чтобы художником-оформителем выставки стал Махмуд Мабрук, который, если верить в реинкарнацию, в древние времена мог быть художником.

Я посещал две выставки в США, посвященные искусству мумифицикации. Первая из них проходила в музее при Университете в Пенсильвании, когда я был еще студентом. Она была организована Дэвидом О'Коннором и Дэвидом Сильверманом на основе двух мумий, приобретенных музеем у частного коллекционера. Исследования мумий рентгеновскими лучами показали, что при жизни эти люди болели бильгарциозом. Это заболевание, обычное для сельскохозяйственных районов долины Нила, могло быть причиной столь непродолжительного срока жизни древних египтян — 35 — 40 лет (при том что исследования останков царских мумий определяют их возраст в 50 — 60 лет). Доктор Моамена Камель из Каирского университета исследовала кости скелетов рабочих, которые были заняты в постройке пирамид, и обнаружила, что практически все они страдали от бильгарциоза.

Вторая выставка была организована Музеем изящных искусств в Бостоне и затем побывала во многих городах США. Я присутствовал на ее открытии в Музее естествознания в Денвере (штат Колорадо). Барбара Стоун, руководившая выставкой, говорила, что раньше не могла бы даже представить себе, что мумии могут притягивать к себе таким магическим образом. Но я-то никогда не сомневался в этом! Я всегда знал, что, исследуя мумии, мы можем узнать очень многое о культуре Древнего Египта.

Я сказал послу Чили в Египте, что с нетерпением жду открытия в его стране выставки, главной темой которой станет царский подарок — древнеегипетская мумия.

© «Аль-Ахрам»
© Авторизованный перевод: Наталия Королева
Редактирование: Анна Шахнович

  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013