«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

Отец Египетского музея в Каире


Франсуа Огюст Мариетт
(1821–1881 гг.)

У  основания прославленного музея, хранящего в своих залах и фонндах сотни тысяч шедевров древнего искусства, стоял французский египтолог Франсуа Огюст Мариетт, один из основоположников современной археологии археологии, который и убедил египтян в необходимости строительства музея для публичной демонстрации памятников древнеегипетского искусства. Хотя он и расценивал размещение первой экспозиции в Булакском музее как временное, он так и не дожил до переезда коллекции в новое здание музея.

Первое знакомство Мариетта с древнеегипетской культурой произошло в шестилетнем возрасте, в 1827 году. Он выучился иероглифическому, демотическому и коптскому языкам. Коптские тексты он умел читать уже в 12 летнем возрасте. Из-за исключительных способностей Мариетта, парижский Лувр отправил его в Египет, когда ему было всего 18 лет, с целью приобретения коптских, эфиопских и сирийских рукописей. Однако Мариетт слишком быстро забыл цель своего приезда в Египет, и незамедлительно приступил к раскопкам аллеи сфинксов ведущей к некрополю Саккары, где в результате работ был найден знаменитый мемфисский Серапеум. Раскопки завершились в 1851 году, когда он нашел захоронения священных быков Аписов. Он потратил все деньги, и был вынужден просить дополнительного финансирования в Лувре. Неудивительно, что ему было отказано. В Лувре больше не хотели иметь дел с человеком, который растрачивал деньги из их фондов.


Маска принца Хаэмуаса,
найденная Мариеттом
в Серапеуме. Золото.
XIX династия. Париж, Лувр
  

Но Мариетт не мог сопротивляться искушению продолжить свои раскопки Серапеума. Высеченные в камне галереи комплекса были уставлены огромными гранитными саркофагами, каждый из которых весил в среднем около 65 тонн, и имел около четырех метров в длину, двух в ширину и более трех метров в высоту. Так он описывал свое открытие:

«Когда я проник в гробницу Аписов, я был невероятно удивлен. Хотя с этого дня прошло уже пять лет, это чувство все еще присутствует в моем сознании. По какому-то необъяснимому случаю одно из помещений гробницы Аписов, застроенное стеной на тридцатом году правления Рамсеса II, избежало ограбления. Только благодаря этому мне посчастливилось найти его нетронутым. На протяжении трех тысяч пятисот лет сюда не ступала нога человека. На стене сохранился след пальца египтянина, закладывавшего последний камень в стену, закрывающую собой дверь. Следы голых ног на песке, оставленные в углу усыпальницы погребальной камеры. Ничто не было нарушено в этом месте, где на протяжении столетий «отдыхал» забальзамированный бык».

Когда в 1858 году хедив назначил Мариетта директором Службы древностей Египта, он начал широкомасштабные раскопки в некрополе Гизы, Карнаке, Эсне, Эдфу и других городах Верхнего Египта. А также в городах дельты: Саисе, Мендесе и Бубастисе. Все это он умудрялся делать, располагая всего лишь 7280 рабочими.


Египетский музей в Каире

По словам Тарека эль-Авади, инспектора Высшего Совета по древностям, именно феноменальная выносливость вела Мариетта к таким важнейшим открытиям. Тремя крупнейшими достижениями Мариетта были: создание первой национальной Службы древностей, формирование первого Национального музея в Булаке, и привлечение египтян к заботе и сохранению памятников древнеегипетской культуры. Именно благодаря ему был основан французский Институт восточной археологии в Каире (IFAO). Мариетт участвовал во всем, что хоть как-то способствовало сохранению или популяризации наследия древней культуры страны пирамид; лучшее свидетельство тому — написанный им сценарий для бессмертного шедевра Джузеппе Верди — оперы Аида.

© «Аль-Ахрам»
© Авторизованный перевод: Владимир Ларченко
Редактирование: Анна Шахнович

  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013