«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

Выставка статуи птолемеевской царицы в Государственном Эрмитаже
Санкт-Петербург. 24 сентября 2002 г. — 17 ноября 2002 г.

Необычная экспозиция знакомит зрителя со специфической техникой египтологического исследования.

Проблемы атрибуции (определение принадлежности произведения искусства конкретному историческому периоду, стилю, направлению, школе или мастеру, его создавшему) часто остаются скрытыми для широкого зрителя, хотя на атрибуции основываются и хронология, и реконструкция исторических событий.

У египтян было непривычное для нас отношение к передаче человеческой индивидуальности, которая либо не фиксировалась, либо оставалась скрытой за характерной для того или иного времени стилизацией, и поэтому если имя изображенного на памятнике не написано, то исследователю необходимо атрибутировать его по разным, часто мелким иконографическим и стилистическим признакам. Эта проблема возникла и с представленной на выставке скульптурой.


Статуя птолемеевской
царицы, возможно,
Клеопатры VII. Черный
базальт. Выс. 1,047 м.
Из коллекции герцога
М. Лейхтенбергского.
Поступила в Эрмитаж
в 1929 г.
  

Статуя изображает шагающую женщину с выдвинутой вперед левой ногой. На ней достигающее щиколоток облегающее платье и трехчастный завитой парик с тремя змеями-уреями на лбу; головной убор (возможно, корона с солнечным диском и коровьими рогами) утрачен. В опущенной правой руке иероглиф анх, которым писалось слово «жизнь», в слегка согнутой левой — рог изобилия с раздвоенной верхней частью, наполненной плодами. Налобные змеи уреи, знак жизни анх и корона свидетельствуют о том, что изображена царица, а мягкая пластика и рог изобилия, заимствованные из эллинского искусства, показывают, что памятник выполнен во время македонской династии Птолемеев (323 — 30 годы до н. э.).

О происхождении представленной статуи неизвестно практически ничего. До поступления в Эрмитаж в 1929 г. статуя находилась в одном из дворцов Петергофа и оставалась неизвестной египтологам, пока ею не начала заниматься эрмитажный хранитель памятников позднего Египта И. А. Лапис.

Благодаря ее исследованиям, впервые опубликованным в 1957 г., статуя стала доступна мировой науке и вокруг нее разгорелась активная дискуссия, продолжающаяся до сих пор.

Атрибуция И. А. Лапис основывалась на характерной форме рога изобилия: его раздвоенность свойственна только изображению царицы древнеегипетской династии Птолемеев — Арсиное II (около 316 — июль 270 г. до н. э.). Вывод, сделанный И. А. Лапис, держался на одном иконографическом признаке, и страдал определенной односторонностью, что, в дальнейшем, отмечали исследователи — египтологи.

В 1990-е гг. статуя участвовала в нескольких международных выставках, в связи с чем снова встал вопрос ее атрибуции.

В 2000 — 2002 гг. в Риме, Лондоне и Чикаго состоялась обширная выставка «Клеопатра Египетская: от истории к мифу», которая подвела итоги нынешнего состояния проблематики птолемеевского искусства. В ходе подготовки выставки сотрудница Британского музея Салли-Энн Эштон выделила группу ненадписанных статуй в египетском стиле, которые, по ее мнению, являются изображением известной Клеопатры — Клеопатры VII (69 г. до н. э. — 30 г. до н. э.). В их числе оказалась и эрмитажная скульптура.

Новая атрибуция основывается на двух фактах. Во-первых, Арсиноя II всегда изображается с двумя уреями (иконографическая черта, характерная только для этой птолемеевской царицы), что, возможно, объясняется ее соправлением с братом — мужем Птолемеем II и особой ролью в управлении государством, которой другие царицы не играли. Напротив, три урея характерны для Клеопатры VII. Их использование можно рассматривать как попытку создания отличительного, присущего только ей признака.

Во-вторых, Клеопатра VII, во многом подражавшая своей предшественнице, заимствовала у Арсинои II ее атрибуты. Среди них был и раздвоенный рог изобилия, который встречается на ее монетах и на других предметах. Монеты, инталии, перстни связанные, так или иначе, со временами Арсинои II и Клеопатры VII дополняют экспозицию. Тетрадрахма и октодрахма Арсинои II — монеты с ее изображением, отчеканенные после смерти царицы, свидетельствуют о силе и продолжительности ее культа. Интересна тетрадрахма с изображениями Марка Антония и Клеопатры. Чеканка подобного плана монет легитимизировала положение Марка Антония как равноправного с Клеопатрой правителя Египта.

© Государственный Эрмитаж
© Фото — Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»

  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013