«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

“Вечный Египет”: история одной выставки

Прогремевшая уже во многих городах США выставка «Вечный Египет», организованная Американской Федерацией Искусств (AFA) совместно с Британским музеем, стала, пожалуй, самой большой выставкой шедевров из собрания Отдела Древнего Египта и Судана, которая когда-либо выставлялась за пределами Великобритании. Памятники, покинувшие родные стены с марта 2001 г, побывав в восьми городах Америки, вернутся в Лондон только в январе 2004 г.

Сто сорок четыре уникальных произведений искусства из собрания музея делают эту выставку одним из самых знаменательных событий в египтологии последних лет. Многие из предметов никогда до этого не покидали Лондона, а некоторые, хранившиеся в запасниках, были известны лишь узкому кругу специалистов и хранителей. Приглашенным куратором выставки стала Эдна Рассманн из Бруклинского музея, один из лучших современных специалистов по древнеегипетскому искусству. При выборе предметов она хотела как можно богаче проиллюстрировать развитие искусства на всем протяжении многотысячелетней истории Древнего Египта, от додинастического периода до Греко-римской эпохи; конечно же, особый интерес для выставки представляли монументальные памятники Среднего и Нового царства, Позднего периода истории Египта фараонов. Отдельные части экспозиции планировалось посвятить особым темам, неотъемлемо связанным с древней цивилизацией страны пирамид: «Мумификация» и «Золото — плоть богов». К открытию выставки под руководством д-ра Рассманн был издан полноцветный каталог, отдельные статьи которого были также написаны сотрудниками Британского музея. Таким образом, памятники «Вечного Египта» представляли собой интереснейшую мозаику из общепризнанных шедевров и малоизвестных предметов, которые предстояло открыть для себя широкой публике в США. Выиграли от идеи создания выставки и посетители Британского музея, где в процессе реинсталяции египетских галерей памятники, увезенные в США, были временно замещены другими предметами, наконец-то покинувшими хранилища.


Демонтаж статуи Солебского
льва (14 в. до н. э.) из галереи
с постоянной экспозицией
египетской скульптуры
  
Демонтаж статуи Солебского
льва (14 в. до н. э.) из галереи
с постоянной экспозицией
египетской скульптуры
  
Демонтаж статуи Солебского
льва (14 в. до н. э.) из галереи
с постоянной экспозицией
египетской скульптуры
  
Демонтаж статуи Солебского
льва (14 в. до н. э.) из галереи
с постоянной экспозицией
египетской скульптуры
  
Статуя льва из Солеба снята
с постамента и после долгого
процесса консервации
готова к отправке в США
в особом контейнере
  
Статуя льва из Солеба снята
с постамента и после долгого
процесса консервации
готова к отправке в США
в особом контейнере
  
Статуя льва из Солеба снята
с постамента и после долгого
процесса консервации
готова к отправке в США
в особом контейнере
  
Реставратор Анна Бродрик
консервирует один из
памятников перед долгой
дорогой в США
  
Для всех экспонатов были
подготовлены специальные
контейнеры, предохраняющие
древние шедевры от вибрации
  
Для всех экспонатов были
подготовлены специальные
контейнеры, предохраняющие
древние шедевры от вибрации
  
Всем ящикам с египетскими
шедеврами предстоял
долгий путь из Лондона в США
  
Всем ящикам с египетскими
шедеврами предстоял
долгий путь из Лондона в США

«Вечный Египет» был самой большой выставкой памятников за всю историю существования Отдела Древнего Египта и Судана Британского музея. Памятники для выставки выбирала Эдна Рассманн совместно со своими британскими коллегами. Каждый предмет отбирался, прежде всего, если он был транспортабелен, а его сохранность позволяла ему преодолеть многие тысячи километров пути и, одновременно, отвечала художественной концепции выставки.

Никто и не мог предположить, что многие памятники, заранее запланированные к участию в выставке, не смогут покинуть Лондон по целому ряду причин. Каждый памятник следовало законсервировать перед предстоящим путешествием. Большинство крупных каменных скульптур было законсервировано в подвалах музея, чтобы избежать их излишнего перемещения и возможных в связи с этим повреждений памятников. Для осуществления этой работы потребовалось от нескольких часов до нескольких недель, в зависимости от объема и сложности предмета. Все это осуществили опытные сотрудники Отдела Реставрации и Консервации музея.

Перед тем, как вещи упакуют, нужно было сделать контрольные фотоснимки, для того, чтобы в любой момент при упаковке или распаковке памятника можно было удостовериться в его сохранности и отсутствии новых повреждений. Специальные отдельные контейнеры были изготовлены для транспортировки всех крупных предметов так, чтобы снизить до минимума вероятность вредной вибрации, трения и других опасностей, которые поджидают древности в пути. Каждый меньший памятник был помещен в специально для него предназначенное углубление, сделанное в особом противоударном материале, который должен был обеспечить полную сохранность шедевров. Всю подготовительную работу выполнили сотрудники Отдела Древнего Египта и Судана Британского музея, которые, благодаря многим успешным выставкам, имеют большой опыт по уходу за памятниками, которым предстоит долгий путь по воздуху или по дороге.

Стр. 1 из 2
Назад в раздел новостей Вперед
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013