«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

Битум для мумий с берегов Суэца: по следам древнего рецепта бальзамирования

До последнего времени считалось, что для бальзамирования своих умерших египтяне применяли битум, импортируя его из района Мертвого моря. Однако новые химические анализы показывают, что разрабатывались также и более близко лежащие к Египту битумные месторождения.

Изощренная техника, применявшаяся в древнем Египте для консервации тела умершего, всегда интересовала и профессиональных исследователей и дилетантов. До сих пор точно не известно как проходила процедура бальзамирования и какие основные вещества при этом использовались. Это неудивительно, ведь жрецы, проводившие обряд бальзамирования, строго хранили тайны своей профессии и не сообщали посторонним никаких рецептур. Поэтому античные историки, например Геродот (около 450 в. до н. э.), смогли узнать о консервирующих средствах очень немногое: в их трудах мы находим лишь общие слова о смолах, маслах и душистых веществах.

Только благодаря самым современным научным методам, исследователи смогли в основном определить вещества, которые применялись при бальзамировании, и выяснить, что, варьируясь по составу в зависимости от эпохи, рецептура включала в себя три основных компонента: смолу хвойных деревьев, пчелиный воск и битум. Растительные душистые вещества определяются все ещe очень неточно.

В настоящее время в рамках американского исследовательского проекта изучается происхождение битумов. Битум, или природный асфальт, являющийся смесью углеводородов, встречается в природе и в затвердевшем виде, и в виде жидкости, вытекающей из скальных трещин на поверхность земли.

По свидетельству античных историков Диодора и Страбона битум в древности добывался в Палестине. Поэтому до сегодняшнего дня принималось на веру, что употреблявшийся в Египте битум был предметом импорта, доставлявшимся из района Мертвого моря. Однако совсем недавно американские исследователи открыли на побережье Суэцкого залива у Гебель Зейт и Абу Дурба два битумных источника, и сразу же задались вопросом — эксплуатировались ли эти, территориально более близкие к Египту, месторождения в древности? В своем исследовании они сравнили между собой пробы битума Мертвого моря, битума из пяти мумий разного времени (IX в. до н. э. — II в. н. э.) и битума из вновь открытых источников. Используя масс-спектрометр, скомбинированный с газовым хроматографом ученые смогли утверждать, что материалы из Абу Дурба и Мертвого моря хотя и происходят из одинакового геологического слоя, имеют в своем составе небольшие различия.

Битум из Гебель Зейт напротив имеет другое геологическое происхождение. В Гебель Зейт исследователи нашли кроме всего прочего античную «промплощадку», где добывали битум, с лежащими рядом обломками римских транспортных амфор, а также материальные свидетельства как гораздо ранних, так и гораздо поздних эпох. Битумные разработки представляли из себя два, имеющих несколько метров в длину, туннеля, которые были проложены под прямым углом к береговой линии ниже уровня моря. Ещe сегодня пол туннеля покрыт остатками битума и морской водой: это указывает, что источник все ещe активен.

При анализе проб битума из пяти мумий только у одной, а именно у древнейшей (IX в. до н. э.) удалось установить, что использовавшийся при ее консервации битум происходит из Гебель Зейт. В остальных четырех мумиях использовался материал Мертвого моря. Битум же из Абу Дурба не применялся вообще.

Несмотря на свою близость к Египту битумный источник в Абу Дурба не эксплуатировался, а источник в Джебель Зейт эксплуатировался редко и в раннее время. Решающим доводом в пользу выбора битумного материала стал, как предполагают исследователи, более удобный торговый путь из Палестины в Египет. По короткому сухопутному переходу к Средиземному морю, далее морским а затем речным путем вверх по Нилу палестинский битум мог легко транспортироваться кораблями. К месторожденим же в Суэцком заливе можно было попасть только через горы пустыни по труднопроходимой грунтовой дороге, что значительно удорожало транспортируемый товар.

© «Neue Zurcher Zeitung AG»
© Авторизованный перевод: Константин Селянин

  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013