«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

Новые открытия в Карнаке

Длительные археологические работы на малоизученных участках храмового комплекса в Карнаке завершились рядом интересных открытий.

В первом тысячелетии до н. э. на территории, прилегающей к четвертому пилону храма Тутмоса III в комплексе Амона в Карнаке, находилась крупная резиденция древнеегипетского жречества. Именно здесь, неподалеку от храмовых стен и внутреннего двора, разделяющего восьмой и девятый пилоны, проводит археологические работы Международный франко-египетского центр по изучению храмов Карнака (Centre Franco-Egyptien D'Etude des Temple de Karnak (CFEETK).

В храмовом комплексе Амона Ра, крупнейшем культовом центре Древнего Египта, фараоны возводили многочисленные обелиски, святилища, храмовые стены и т. п. В течение многих десятилетий CFEETK руководил раскопками в Карнаке и принимал активное участие в поиске и реконструкции множества великолепных памятников. Таким образом, медленно, но верно, заполняются пробелы в наших знаниях об этом, пожалуй, наиболее известном культовом центре великой цивилизации.

Еще в начале работы франко-египетской археологической миссии, когда искусственное снижение уровня подземных вод ослабило их пагубное воздействие на состояние памятников Карнака, под девятым пилоном храма были обнаружены тысячи фрагментов солнечных храмов Эхнатона. Разнообразные предметы, найденные на обширной территории комплекса, были выставлены в музее под открытым небом, где по сей день не прекращаются реставрационные работы.

Местность к юго-востоку от священного озера особенно богата археологическими находками. Именно здесь в начале 70-х гг. 20 в. египтологом Жаном Лоферей (Jean Lauferay) были раскопаны жилые кварталы, принадлежащие жрецам храмового культа. Археологические данные свидетельствуют о том, что местонахождение построек, просуществовавших почти пятьсот лет, выбиралось особенно тщательно.

В пространстве между задним двором одного из домов верхнего яруса и его внутренней стеной было найдено множество керамических черепков, исследование которых позволило отнести время строительства здания к позднему римскому периоду. Кроме того, из-под наслоений песка и пепла были извлечены алебастровые сосуды, фигурки гиппопотамов, полудрагоценные камни, амулеты, церемониальные сосуды, кувшины, весы и фрагменты глиняной посуды, датируемые временем правления саисских династий. «Судя по большому количеству найденных кувшинов и керамики, пространство за домом могло служить хранилищем для продовольствия или использоваться в качестве кухни», — считает член археологической группы Катрин Деферне.

Дальнейшие исследования показали, что на протяжении III Переходного периода эта область становилась все менее населенной и к началу правления XXVI династии (ок. 664 — 525 гг. до н. э.) представляла собой безлюдную местность, усыпанную глиняными черепками. Когда именно жреческие кварталы были покинуты, пока неизвестно. Информацию об этом можно будет получить лишь в ходе продолжительных и детальных раскопок, которые планируется провести в будущем.

Неподалеку от внутренней стены храма Тутмоса III и святая святых Карнака — храма Амона Ра — был сделан археологический срез, открывший взорам египтологов различные культурные слои, существовавшие до строительства стены Тутмоса. Первый из них датируется к. XVII — н. XVIII династии (период персидского завоевания). Второй относится к правлению XIII династии (приблизительно 1786 г. до н. э., время владычества гиксосов над Египтом). Третий представляет собой культурный слой эпохи XII династии, для которой характерна активная деятельность в области храмового и гражданского строительства, а также возрождение искусств и классической литературы. Последний — четвертый — охватывает этап истории Египта, начиная с правления XI династии, когда после «смутного времени» (первого переходного периода), последовавшего за падением эпохи Великих Пирамид, фараон Ментухотеп II в очередной раз объединил государство, чем ознаменовалось начало Среднего царства.

Большинство памятников верхнего слоя представляют собой развалины гражданских построек и развалины из глиняных кирпичей. «Очевидно, эту территорию использовали под пекарню», — говорит Сабри Абдель-Азиз, глава Департамента по египетским древностям восточной части Фив. Неподалеку были обнаружены следы древней пашни, молотилки и дробилки для зерна. В нижнем слое, как и в верхнем, была найдена стена из глиняных кирпичей. Глава CFEETK Франсуа Ларш полагает, что тип материала и метод его использования свидетельствуют о том, что местность к востоку от стены Тутмоса III использовалась для строительства жилых зданий. «Другими словами, становится очевидно, что задолго до возведения храмовых построек эпохи Нового царства, когда храм Амона был значительно меньше, жизнь уже кипела вокруг него», — заключает он.

В силу того, что текущие исследования выявляют множество этапов строительства и реконструкции стены Тутмоса III, на данный момент невозможно достоверно определить, какой именно фараон заложил первый уровень. «Самое интересное, — говорит г-н Ларш, — что углубления для фундамента проходят через первый уровень, относящийся к к. XXVII — н. XXVIII династии, а фрагменты керамики, обнаруженные в нем, относят к к. XXVII — сер. XXVIII династии. Это позволяет заключить, что, по-видимому, существовали некоторые планы по перестройке внешней стены с целью ее расширения и реставрации.

К северо-востоку от главного храма Амона Ра, среди обширной песчаной пустыни, стоит святилище, посвященное Осирису Уннеферу Неб Джефа. Недалеко от него археолог Лорен Кулон и его команда сделали три археологических среза: первый — северный — вдоль церемониальной дороги, ведущей к храму Птаха; второй — к северу от наоса святилища саисских династий; третий — во дворе позади святилища.

Работа началась с подъема массивных каменных блоков, под которыми была скрыта постройка позднего римского времени, некогда представлявшая собой вершину угла, образованного дорогой к святилищу Птаха и оградой, с севера обрамляющей путь к нему. «Нагромождение блоков образует ступенчатую конструкцию, — говорит г-жа Деферне. — Вероятно, она поддерживала систему водопровода, идущего от расположенного чуть севернее колодца из обожженного кирпича».

Следующей задачей ученых было исследование местности к северу от наоса, которую более 70 лет назад в ходе раскопок храма Амона Ра археолог Жорж Легрен превратил в зону хранения наиболее крупных объектов — каменных блоков и оснований колонн. После того, как эти памятники были перемещены на специально построенную кирпичную платформу, взорам ученых открылись фрагменты церемониальной дороги, аналогичной той, что была раскопана южнее.

Во внутреннем дворе позади святилища нашли развалины открытой постройки, верхний слой стен которой носит следы многочисленных реконструкций. Еще в древности для поддержки кирпичных перекрытий были установлены деревянные опоры. Изучение найденной там керамической посуды позволяет заключить, что это здание было построены в годы правления XXX династии или несколько позже, в эпоху персидского владычества над Египтом.

В ходе работ во внутреннем дворике, разделяющем восьмой и девятый пилоны, группа археологов, действующая совместно с CFEETK и возглавляемая американцем Чарльзом Ван Сикленом, обнаружила несколько кирпичных построек, очищенных от вековых наслоений в попытках установить время их создания и назначение. Верхний слой представляет собой прочную конструкцию из кирпича, глины, штукатурки и керамической плитки, вероятно служившую полом открытого зернохранилища. Рядом была найдена массивная плита, вырубленная из песчаника. «Скорее всего, это основание мельницы или жернова», — предположил г-н Сиклен, добавляя, что памятник может относиться к раннехристианскому периоду истории Египта. «Возможно, он является современником зданий, построенных напротив южной стороны восьмого пилона».

Второй слой отмечен большим количеством развалин, которые, анализируя особенности найденной керамики и монет, можно отнести к сер. -к. IV в. н. э. Здесь было найдено множество выложенных кирпичом и правильных по форме углублений, принадлежащих эпохе правления Птолемея I, служивших хозяйственным целям и использовавшихся в качестве зернохранилищ, погребов, мусорных ям и даже сточных канав. Неподалеку было расчищено строение из обожженного кирпича со сводчатыми стенами. «С точки зрения архитектуры это здание представляет собой небольшое погребение», — заявляет г-н Сиклен. — Внутри мы обнаружили останки животных, большое количество амфор и керамических черепков, которые могли быть частью погребальной утвари». Пространство между пилонами не раз подвергалось перестройке еще в древности. Тогда вдоль церемониальной дороги располагались ряды растений. «Вероятно, там росло около 12 крупных деревьев и 11 кустарников, размещенных с восточной стороны дороги», — говорит г-н Сиклен.

В пределах девятого пилона была найдена большая печь позднего времени, предназначавшаяся для плавления бронзы, изначально стоявшая в павильоне Сенусерта I. К северо-западу обнаружили два отверстия, которые сначала приняли за ямы для посадки деревьев. Г-н Сиклен сообщил, что при более детальном исследовании сотрудники археологической миссии поняли, что, вероятно, имеют дело с «углублениями для восковых форм, в которые вливали раскаленную бронзу и таким образом создавали культовые статуи и различные предметы храмовой утвари».

Раскрытие некоторых секретов Карнака — главный подвиг археологов, особенно учитывая то, что многие хорошо сохранившиеся древние постройки были извлечены из-под руин зданий более позднего времени. Задача снятия покрова неизвестности с памятников гигантского храмового комплекса выполняется на высокопрофессиональном уровне. Франко-египетский центр работает в Карнаке в течение многих лет. Реставрация бесчисленных памятников к северу от центрального двора, некоторые из которых были извлечены из-под знаменитого третьего пилона Аменхотепа III, ведется уже почти 38 лет. С 1967 г., когда CFEETK возглавил археологические работы в этой части комплекса, большая часть этого титанического труда выполнялась сотрудниками центра. Их же руками на этой территории был создан монументальный музей под открытым небом.

Одной из наиболее ответственных задач была реконструкция святилища Хатшепсут из красного кварцита, до настоящего времени державшегося на бетонных сваях. «Восстанавливая этот памятник, мы словно собирали гигантскую мозаику, и на это ушло два года», — говорит Захи Хавасс, глава Высшего совета по древностям. Отсутствующие части заменялись каменными блоками нужного размера и формы, с тем чтобы в случае нахождения подлинных фрагментов ими можно было без особого труда заменить вставные элементы».

Не менее кропотливым делом было восстановление портика и алебастрового святилища Тутмоса IV. Последние 30 лет упавшие колонны портика пролежали около отреставрированной ранее основной части здания. Сообщения французской миссии повествуют о разрушенных архитравах, которые были скреплены металлическими скобами, после чего их поставили в первоначальное положение. Недостающие колонны заменили новыми, вырубленными из песчаника, чтобы они приняли на себя часть веса всей конструкции.

Особое внимание уделили монументальному святилищу Аменхотепа II, при реконструкции которого использовали гигантские каменные блоки, весившие более 50 тонн.

В 1898 году в этой части Карнака произошло землетрясение, обрушившее третий пилон, в результате чего было найдено множество каменных блоков более раннего периода. На них обратили внимание только в 30-х гг. 20 в., когда археологи Жорж Легрен и Анри Шеврие извлекли из руин более 315 блоков святилищ Хатшепсут и ее отца Тутмоса I.

Позже, в начале 50-х, Шеврие собрал вместе все сохранившиеся блоки святилища Аменхотепа II (два из них, к примеру, были найдены в храме Мут к югу от центрального храма Карнака), и поместил их на площадке к западу от центрального двора, ставшей обширным хранилищем изящно расписанных каменных блоков.

Когда в 60-х годах в Карнаке проводилась диагностика состояния подземных вод, в фундаменте третьего пилона были найдены и другие фрагменты храмов и святилищ, принадлежащих более ранним эпохам. При строительстве третьего пилона были узурпированы блоки демонтированных храмов Сенусерта I, Аменхотепа II, Хатшепсут и Тутмоса IV, в том числе известняковые блоки великолепного святилища, известного как «Белая капелла» и построенного при правлении Сезостриса I. «Эта постройка эпохи Среднего царства была возведена в честь празднества Сед, и составляющие ее каменные блоки были повторно использованы при создании святилища, в котором помещалась ладья великого Амона Ра, — сообщает Сабри Абдель-Азиз. — Эта ладья участвовала в священной процессии из Карнака в Луксор в ходе ежегодных празднований разлива Нила.

Под фундаментом третьего пилона были также найдены развалины алебастрового святилища эпохи Аменхотепа I и Тутмоса I. Эта небольшая изящная постройка ныне восстановлена и располагается чуть севернее «Белой капеллы». «Оба этих хорошо сохранившихся памятника быстро стали приманкой для туристов и сильно пострадали от загрязнения; теперь они вновь отреставрированы и демонстрируют высокое качество нанесенных на них рельефов», — рассказывает г-н Сабри.

Франко-египетский археологический центр в Карнаке начал свою грандиозную работу в Карнаке с поисков и классификации отдельных блоков кварцита, гранита и песчаника, затем занялся обширной и детальной документацией и только после этого приступил к реконструкции памятников. Сейчас его сотрудники наслаждаются плодами своего кропотливого труда, а памятники, века пролежавшие во мраке, наслаждаются солнечным светом, даруемым великому храмовому комплексу Карнака щедрым египетским солнцем.

© «Аль-Ахрам»
© Авторизованный перевод: Наталья Чамаева

  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013