«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

Египетский музей в Каире: 100 лет для вечности

Со дня празднования столетия Египетского музея в Каире прошла неделя. Позади остались пышные речи и сверкающие в лучах софитов шедевры древней скульптуры в музейном парке, привычная осанка и парадные мундиры офицеров, охранявших торжество, арфистка, перебиравшая струны своего изящного инструмента сидя на точной копии кресла царицы Хетепхерес и, наконец, интереснейшие памятники, отобранные для выставки «Тайные сокровища Египта», что была открыта в небольшой части подвала знаменитого здания на площади Тахрир.

На международной египтологической конференции, которая проходила в дни торжеств под сенью огромного шатра, разбитого неподалеку от музея, говорили о судьбе величайшего хранилища египетских древностей в мире, его проблемах и достижениях, планах развития и насущных нуждах.

160 тысяч памятников составляют собрание музея. Сегодня — это бесчисленные галереи, древние как мир и редкие этикетки, недостаточный свет — музея вынужден закрываться с сумерками, так как многие из его залов освещаются лишь естественным светом, электрическое освещение до них просто не дошло. Проектируя двухэтажное здание музея, французский архитектор Марсель Дурньон не рассчитывал, что коллекция памятников от первоначальных 36 тысяч вырастет в несколько раз, так же как и не предполагал, как сильно будет страдать в будущем музей от копоти и гари автомобилей автострад и крупных шоссе, расположенных в наши дни неподалеку от музея. Проходя мимо витрин с сокровищами Тутанхамона или разглядывая шедевры скульптуры Древнего царства, многие посетители музея не замечают полутемных углов, где в невероятном нагромождении соседствуют имена и эпохи, цари и их поданные, боги и смертные.

Здание музея, заложенное 15 ноября 1902 года хедивом Аббасом Хилми II после многолетней работы выдающегося французского египтолога Огюста Мариетта, собравшего первую коллекцию египетских древностей на их родной земле, спустя век напоминает переполненный многотысячелетними сокровищами ковчег, который уже не может продемонстрировать гостю даже лучшие из своих детищ. По решению Высшего Совета по древностям АРЕ в ближайшие годы из 50 тысяч памятников, экспонирующихся в музее сегодня, лишь 5 — 7 тысяч останутся в новой экспозиции, выполненной лучшими египетскими и зарубежными дизайнерами. По словам Захи Хавасса, генерального секретаря Совета, Музей получит новое название — «Музей шедевров египетского искусства», в то время как остальная часть коллекции будет перемещена в новый «Великий Египетский музей», залы которого вместят более 150 тысяч памятников. В новом здании, которое будет сооружено неподалеку от великих пирамид в Гизе, найдут свое постоянное пристанище захватывающие дух шедевры из гробницы Тутанхамона и, наконец, мумии великих фараонов, некоторые из которых лежат сегодня в стеклянных ящиках, наполненных инертным газом, в особом зале Египетского музея.

Лучший проект нового музея будет выбран весной 2003 года, а пока Высший Совет по древностям подготовил в переоборудованных подвалах музея новую выставку, в основе которой — памятники, прежде почти не покидавшие темных хранилищ музея. Кадры фильма, специально подготовленного к открытию выставки Национальным Географическим обществом, погрузили участников торжества — известных египтологов и представителей культурной элиты Египта в таинственное пространство музейных подвалов, наполненное запечатанными и никогда прежде не вскрывавшимися ящиками, черепами безымянных мумий, истлевшими погребальными пеленами и фрагментами статуй и рельефов. Г-жа Эльхем, куратор египетского музея, отбиравшая памятники для выставки, пробиралась меж стеллажами, наполненными саркофагами и ящиками для ушебти, вскрывала забытые короба, десятилетия тому назад переданные музею экспедициями, искала лучшие памятники для выставки. Итогом многомесячной работы стала небольшая интересная экспозиция, в которую были включены памятники, найденные во многих городах и некрополях Египта.

Массивная культовая статуя Беса из его храма в оазисе Бахария соседствовала здесь с ладьями из гробницы Тутанхамона; недавно возвращенная в Египет наофорная статуя жреца Монту, современника Аменхотепа III, — с диадой Птаха и Сехмет из Мерса Матрух; мумии детей из Долины золотых мумий в Бахарии — с недавно отреставрированной медной статуей царя Пепи I из святилища в Иераконполе и культовым изображением Хора Нехни из этого же храма.

Выставка будет открыта в музее на протяжении одного года, а затем будет странствовать по нескольким странам мира, рассказывая о забытых памятниках Египта и будущем Египетского музея в Каире.

В течение четырех дней, с 9 по 12 декабря в музее кипела работа. Хранители египетских коллекций крупнейших музеев мира  — Рита Фрид (Бостон) и Регина Шульц (Музей Уолтерс), Арне Эггебрехт (Хильдесхайм) и Мохамед Салех (Каир), Доротея Арнольд (Нью-Йорк) и Анна Мария Донадони Ровери (Турин) говорили о судьбах египетских памятников и опыте их сохранения и экспонирования в разных странах мира; одновременно за чашкой дружеского кофе и под сенью пирамид Гизы кипели дискуссии, научные споры, решались судьбы археологических проектов и образовательных программ. «Мы успели сделать многое, и это прекрасно, — сказала мне в беседе Кристиан Зиглер, долгие годы возглавляющая египетское собрание Лувра. — Ведь чтобы сотворить эти памятники у египтян была целая вечность, а чтобы спасти их сегодня — у нас нет и столетия. Мы должны очень спешить, чтобы эти шедевры увидели будущие поколения. А раз мы с Вами так любим Египет, наше дело — помочь ему в этом. На это стоит потратить жизнь».

Виктор Солкин
Каир — Москва

  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013