«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

Вперед, в 21 век

Легендарная церемония открытия Египетского Музея в Каире Хедивом Аббасом Хелми II в 1902 году в своем современном звучании повторилась в середине декабря 2002 года. О праздновании 100-летия музея рассказывает Невин Аль-Ареф.

Ночное небо над Египетским музеем освещалось лазерными лучами, изображающими Великие Пирамиды, храмы Луксора и другие памятники Египта Фараонов, а воздух был наполнен сильной и ритмичной музыкой. Цветы, факелы, рыцари на лошадях, десятки солдат в красных фесках и темно-синей форме выстроились вдоль аллеи, ведущей к большому шатру в арабском стиле, где проходили торжества.

Гости, казалось, были перенесены на сто лет назад, в 1902 год, на праздничное открытие Египетского музея Хедивом Аббасом Хелми II в присутствии французского археолога Гастона Масперо, членов египетской королевской фамилии и высокопоставленных чиновников.

Среди приглашенных министром культуры Фаруком Хосни посетила торжества Сюзанна Мубарак. Ей показали специально приуроченные к этому событию выставки — документация о времени создания музея и выставка скрытых сокровищ из хранилищ Египетского музея в Каире. В знак признательности Захи Хавасс, генеральный секретарь Высшего Совета по Древностям, подарил г-же Мубарак, активно поддерживающей все проекты по популяризации национального достояния, памятный набор марок, золотых и серебряных монет, а также все публикации о праздновании 100-летия музея.

Во время празднования г-жа Мубарак наградила бронзовой статуэткой, изображающей древнеегипетскую богиню справедливости Маат, 16 египетских и зарубежных археологов, бывших директоров, хранителей и служащих музея, чтобы отметить их роль в подготовке столетнего юбилея. Частью церемонии стала демонстрация 30-минутного фильма, выпущенного Национальным Географическим обществом, об истории музея и реставрационных работах в его хранилище.

К своему юбилею музей снова покрасили в его первоначальный, темно-розовый цвет. Но самые большие изменения, конечно, произошли в подвальном этаже здания. 500 кв метров его обширнейшей территории было отведено под новую выставку «Скрытые Сокровища Египетского музея», где были выставлены 250 экспонатов, практически забытых в пыльных хранилищах музея в течение долгих лет.

«За последние 4 месяца мы исследовали подвалы музея и его хранилища в поисках артефактов из почти 15 основных центров Древнего Египта, и отобрали представленные в настоящее время памятники. До сегодняшнего момента их еще никто не видел», — заявил Захи Хавасс. «Мы всегда полагали, что выставка сокровищ из гробницы юного царя Тутанхамона на втором этаже музея содержит все экспонаты, найденные в его захоронении в 1922 году. Но во время «раскопок» в подвалах музея мы натолкнули еще на 40 объектов из этой коллекции, 30 из которых представляют собой золотые амулеты и украшения, защищающие их владельца от злых сил».

Среди других предметов, никогда не выставлявшихся ранее, самый древний в мире протез. Это хорошо сохранившаяся ступня мумии с искусственным деревянным большим пальцем ноги. Сама ступня покрыта пеленами, к которой аккуратно, при помощи льняных нитей, привязан палец-протез. «Эта находка была сделана в Шейх Абд-эль-Курне, недалеко от Луксора, и является доказательством тому, что древние египтяне практиковали протезирование», — подчеркнул Захи Хавасс. На выставке также представлена статуя Каи, верховного жреца при фараоне Хеопсе, построившим Великую Пирамиду в Гизе между 2589 и 2530 гг до н. э. Каи изображен в белом переднике, сидящем на стуле, с миниатюрными статуэтками его детей у подножия статуи. На его лице — улыбка, что является очень редким в египетском искусстве.

Также интересными являются две хорошо сохранившиеся и расписанные известняковые статуи Древнего Царства — сидящий писец и слуга, выпекающий хлеб. Обе статуи найдены в хранилище факультета древностей Каирского Университета, находившиеся там с момента их обнаружения в прошлом веке египтологом Мухамедом Абу-Бакром.

Среди экспонатов выставки известняковый сфинкс Рамсеса II, держащий в руках сосуд с головой овна из тайника в Карнакском храме; золотые амулеты из гробницы правителя оазиса Бахария; расписанная известняковая статуя жреца Каи из Гизы и золотой головной убор в виде кобры из области Телль Мукдам, датируемый 22 династией.

Подвальное помещение музея было отремонтировано по приказу министра культуры для того, чтобы разместить там все эти бесценные экспонаты. «В любом случае отремонтировать это помещение было крайне необходимо», — заявил Айман Абдель-Монейм, глава реставрационного проекта. Он пояснил, что со времени открытия музея 100 лет назад, подвальные помещения вообще не ремонтировались, а памятники, хранящиеся там, не систематизировались должным образом, несмотря на их возрастающее поступление. «Когда мы впервые вошли в подвал, там был полный беспорядок», — признался он. «Памятники лежали на железных и деревянных полках. Повсюду была пыль и паутина, стены потрескались. Теперь, когда проект почти завершен, музейный подвал превратился в выставку, достойную выставленных там пока неизвестных экспонатов, являющихся важной частью национального достояния». Это была не простая задача, и все, кто был вовлечен в процесс реставрации забытых памятников, были буквально ошеломлены этим проектом. «Вначале было очень сложно», — говорит Хуссейн Ахмед Хуссейн, главный инженер проекта по ремонту подвальных помещений. «Хранилища настолько были завалены древностями, что рабочие не могли даже войти туда». Он пояснил, что прежде чем начать работу, 30 000 экспонатов были перемещены в безопасное место.

«Сначала вымели всю грязь, замазали трещины в стенах», — говорит Хуссейн эль-Шабури, профессор инженерии из александрийского университета, автор проекта выставки. Он пояснил, что ощущение «легкости» внутри помещения было достигнуто при помощи цвета, в который выкрасили стены — нечто среднее между серым и бежевым. Была установлена стекловолоконная осветительная система, позволяющая посетителям увидеть все экспонаты при ярком свете, в то же время защищающая памятники от разрушительного действия солнечных лучей.

Чудесное преображение подвала, по словам Захи Хавасса, было подобно «невыполнимой миссии».

Элви Фарид, ответственный за организацию торжеств, рассказал, что на выставке документов о создании музея были представлены карты первичного расположения музея, проект интерьера музея, подписанный французским архитектором, марки и монеты, выпущенные специально к открытию музея в 1902 году, и даже перо, которым Хедив Аббас Хелми II записал несколько слов в гостевой книге.

«Наше торжество — это не только празднование столетия одного из самых известных музеев мира, а также демонстрация того, что музей продолжает жить, непрерывно развиваясь с 1902 года вперед, в 21 век», — заявил министр культуры Фарук Хосни. Он также добавил: «Как только закончатся официальные торжества, планируется расширить деятельность музея, создав при нем образовательный центр. Эта идея должна быть реализована в течение года».

Захи Хавасс пояснил, что планируется проводить курсы для детей и взрослых, помогающие им лучше понять свое национальное наследие. Занятия для детей от 6 до 16 лет будут проводится только по выходным. Для них также будут организованы мастерские по обучению древним формам искусства. Занятия для взрослых начнутся 4 января и будут проходить 4 раза в неделю в течение 6 месяцев. «Такие занятия могут посещать как египтяне, так и иностранные граждане».

В музее планируется проложить новый «маршрут» для посетителей. Такая «дорожка» будет начинаться от самого входа в музей, через экспонаты, выставленные в саду, а затем через залы самого музея. В завершение своего «путешествия» посетители пройдут через новое крыло музея, где планируется расположить магазины с сувенирами, книжные лавки и конференц-зал. Помещения, занимаемые администрацией музея, будут перенесены в новое крыло. Также планируется открыть археологическую школу для детей, лаборатории, библиотеку и музей для слепых. Мамдух эль-Дамати, генеральный директор Египетского музея, заявил, что в музее для слепых будут выставлены слепки с некоторых экспонатов, чтобы дать возможность посетителям прикоснуться к памятникам. Все этикетки к памятникам также будут снабжены шрифтом Брайля.

«Чтобы смягчить тяжелые летние условия, когда температура поднимается до 40°С, что неблагоприятно сказывается как на посетителях, так и на памятниках, будет установлена централизованная система кондиционирования. Специально приглашен итальянский музеолог для реорганизации экспозиции музея, здание которого должно быть снабжено соответствующим освещением и этикетажем», — заявил Фарук Хосни.

Эль-Дамати рассказал, что здание музея в центре Каира было спроектировано французским архитектором Марселем Дурньоном в 1896 году, тогда же, когда был заложен первый камень на площади Каср эль-Нил (сейчас площадь ат-Тахрир). На строительство замечательного здания в нео-классическом стиле ушло 4 года. Два его этажа вмещает более ста помещений, а в его хранилища стекаются артефакты со всех археологических миссий Египта. Первоначально было выставлено 36 000 объектов, с тех пор их число возросло до 160 000.

Уникальная экспозиция Египетского музея содержит памятники развития древнеегипетской цивилизации с додинастических времен до римского завоевания.

© «Аль-Ахрам»
© Авторизованный перевод: Наталия Королева

  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013