«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

Пропавшие солнечные храмы

В  Абусире шесть фараонов V династии построили внушительные солнечные храмы неподалеку от своих пирамид. До сих пор найдено только два из них. Джил Камиль беседует с главой чешской археологической миссии.

В своем докладе о последних находках в Абусире, сделанном в Американском Университете в Каире на прошлой неделе, глава чешской археологической миссии Мирослав Вернер заявил, что все внимание его группы в настоящее время направлено на исследование «удивительных памятников» — солнечных храмов, возведенных фараонами V династии, правившей в Египте с 2494 по 2345 гг до н. э.

«Их план (основная структура, процессионная дорога и нижний храм) отражает ту же самую идею «согласованности» всех внутренних элементов, которая присутствует и в структуре самих пирамидных комплексов. Это свидетельствует о том, что существовала одна общепринятая архитектурная концепция», — заявил Вернер. «Мы проводим раскопки в комплексе Абусир в течение последних 40 лет, и полученные материалы говорят о том, что история этого некрополя гораздо древнее, чем предполагалось ранее, а находки гораздо более многообещающи, чем можно было ожидать. Хотя наши открытия поднимают ряд вопросов, на которые мы еще не можем удовлетворительно ответить».

Припирамидный
комплекс царя
Нефериркара.
Абусир. V династия
  

Он объяснил, что в основной части пирамидальной структуры (в форме священного холма Бен-Бен, ассоциируемого с солнечным божеством Ра, почитавшегося в Иуну [Гелиополь]), солнечные храмы отличали массивные, немного приземистые, но не монолитные, обелиски, расположенные на вершине огромных оснований из обтесанного камня. Хотя пирамиды фараонов V династии ниже по уровню исполнения (как по размеру, так и по структуре) Великих пирамид IV династии в Гизе, их солнечные храмы были выполнены с «большим размахом». Похоже, что рабочая сила, ранее задействованная на строительстве гигантских пирамидных комплексов и заупокойных памятников фараонов предшествующей династии, была теперь направлена на сооружение солнечных храмов. Они носили названия «Умиротворение Ра», «Горизонт Ра», «Поле Ра».

Храмы располагаются на западном берегу Нила, в центре Мемфисского некрополя вместе с пирамидами и заупокойными храмами, и имеют, по словам Вернера, непосредственное отношение к царскому заупокойному культу. «Их декорировка указывает на сильное влияние культа Солнечного божества, особенно во время проведения ритуальных праздников обновления жизненных сил царя Хеб Сед», — подчеркнул Вернер.

До настоящего времени существовало много гипотез о назначении солнечных храмов и их функциях. «Сейчас обнаружено только два из существовавших шести солнечных храмов, упоминавшихся в древних текстах, в частности в папирусах Абусирского храмового архива. Таким образом, мы не обладаем пока полной информацией», — заявил Вернер. «В настоящее время мы не можем заполнить пробелы, поэтому все гипотезы остаются не более чем предположениями, пока не будет найдено других доказательств. Мы надеемся, что таковыми станет обнаружение неизвестных до сегодняшнего дня четырех солнечных храмов!»

Сохранившиеся два солнечных храма в Абусире были построены фараонами Усеркафом и Ниусерра. Исследование последнего позволяет предположить, что подобные храмы украшались рельефами вдоль коридоров, стен внутреннего двора и небольших камер. Качество используемого известняка было очень высоким, а затопленные и открытые рельефы были выполнены с одинаковой тщательностью.

«Особенно заслуживают внимания рельефы с изображением флоры и фауны в течение трех сезонов сельскохозяйственного года», — подчеркнул Вернер.

Существуют многочисленные предположения о том, почему фараоны строили солнечные храмы рядом со своими пирамидами. Есть гипотеза, что они были заупокойными храмами Солнечного бога Ра, чей основной храм строился в то время в Гелиополе. Согласно другой теории здесь осуществлялась связь между фараоном и солнечным Божеством, чтобы обеспечить благоденствие земли. Вернер предполагает, что «солнечные храмы могли быть тесно связаны с царскими захоронениями в Абусире, и одной из причин для их постройки была реорганизация царского культа, что подтверждается храмовыми архивами, найденными в середине 1980-х гг. Очень многое указывает на то, что солнечные храмы были тесно связаны с царским некрополем для перераспределения жертвоприношений».

Бюрократические записи, на основе которых делались выводы, были найдены в заупокойном храме Нефериркара. Разрозненный папирус из 2000 фрагментов, сопоставленный с подобными находками в соседних храмах, предоставляет массу информации: государственные архивы, реестры, царские указы, списки, инструкции, письма и расписания религиозных церемоний жертвоприношений, также обмен между солнечными храмами, «Великим Домом» (т. е. царской резиденцией) и заупокойными комплексами.

«Фараоны V династии строили пирамиды и заупокойные комплексы для самих себя, а солнечные храмы — для поклонения государственному Богу Ра, подчеркивая таким образом связь между божеством и правителем», — говорит Вернер. Усеркаф, построивший свою пирамиду недалеко от ступенчатой пирамиды Джосера в Саккаре, был первым, кто построил солнечный храм в Абусире, около 3-х километров от своей пирамиды. Причина, по которой он выбрал именно это место, до сих пор неизвестна, но его решение привело к созданию нового царского некрополя в Абусире, где его последователи строили свои заупокойные комплексы и солнечные храмы».

Солнечный храм
Ниусерра в Абу
Гуробе. V династия
    

Эти памятники были государственной собственностью и тщательно охранялись. При солнечных храмах существовали мастерские, а списки даров и пожертвований очень велики. Цилиндрические печати, покрытые иероглифическими надписями, прокатывались по глине, которой опечатывали документы, деревянные ящики, двери хранилищ, и даже мешки и кувшины. Регулярно проводился осмотр печатей, велись административные записи, в которых левые поля оставлялись пустыми для регистрации краж и других беспорядков. По случаю празднования фараоном Ниусерра празднества Сед в 13 годовщину его царствования, список приношений включал 100 600 наименований продуктов — хлеба, пива, пирогов и др. 30 000 наименований зарегистрированы для другого празднества.

«В настоящее время мы пересмотрели свою гипотезу по поводу гигантских «скотобоен» при солнечных храмах», — сказал Вернер. «Вначале мы думали, что это было местом жертвоприношения фараоном солнечному божеству, и что алебастровый алтарь, выполненный из 4-х знаков «хетеп», был местом заклания быков перед жертвоприношением. Сейчас теория существования «скотобойни» не подтверждается, как и гипотеза о назначении гигантских алебастровых сосудов, как сосудов для сбора стекающей жертвенной крови. Согласно последним исследованиям, алтарь был ритуальным местом очищения мяса и овощей, которые затем приносились в жертву Богу, а алебастровые сосуды предназначались для сбора священной воды».

Что касается вопроса о расположении еще не найденных солнечных храмов, то в настоящее время получает распространение теория немецкого ученого Вернера Кайзера. Он предположил, что существовала прямая визуальная связь между солнечными храмами Абусира и центром солнечного культа в Гелиополе (см. карту). Эту идею поддерживает британский археолог Дэвид Джефрис, который указывает на то, что визуальная линия между Гелиополем и Абусиром нарушена на юге Абусира холмами Мукаттам на восточном берегу Нила. «Таким образом», — заключил Вернер, — «если мы собираемся искать 4 пропавшие храма — представляющие центр царского заупокойного ритуала, в котором жрецы ежедневно приносили жертвы — было бы более логично искать не на юге, а на севере Абусира». То есть, между Абусиром и Гизой. Этой теории, несомненно, и будут следовать в течение ближайших нескольких лет.
  

Рекомендуемая литература

Abusir: The Realm of Osiris, Miroslav Verner, 2002;
The Pyramids: The Mystery, Culture, and Science of Egypt's Great Monuments, Miroslav Verner, 2002;
The Complete Pyramids, Mark Lehner, 1997;
Guide to the Pyramids of Egypt, Alberto Siliotti, 1997.
  

© «Аль-Ахрам»
© Авторизованный перевод: Наталия Королева

  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013