«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

IV династия: новый взгляд
Введение

   Быстрый доступ
   к различным частям статьи

• Введение
• Благодетельный царь Снофру
• 
Хуфу и Великая пирамида
• 
Сын солнца Джедефра
• 
Хафра и возвращение в Гизу
• 
Менкаура и конец пирамид-гигантов
• 
Шепсескаф и «Мастабат эль-Фараун»

В начале IV династии мастерство каменного строительства так преобразилось, что менее, чем за один век, от Джосера до Хуфу, объем пирамид вырос с 330400 м3 до более чем 2600000 м3. Это было время царей-строителей великих пирамид, это было также время колоссального напряжения сил египетского народа. Статья известного египтолога Василя Добрева посвящена величайшим царям Египта III тыс. до н. э. и их знаменитым памятникам в Гизе, Абу Роаше, Дахшуре, Саккаре, Мейдуме и Завиет эль-Ариане.

В то время, как Генри Готье работал над томами своей «Книги царей Египта», вот уже почти век, как в его распоряжении было порядка сорока документов о фараонах IV династии. Сегодня, полтора века спустя с момента проведения раскопок некрополей царей, в нашем распоряжении есть уже более семи сотен документов. Даже если археология раскрыла нам один за другим многие элементы, составляющие историческую мозаику этой эпохи, нам все же недостает ключевых элементов, чтобы суметь убедительно воссоздать историческую картину

Цари IV династии относятся к числу самых известных персонажей Древнего Египта. Кто не слышал о Хуфу, Хафра и Менкаура, Великой пирамиде и Сфинксе Гизы? Эта популярность с другой стороны породила многочисленные клише, которые, само собой разумеется, не соответствуют исторической правде.

Отсутствие летописных документов, современных IV династии, лишает нас главных сведений для реконструкции событий. Неизвестен даже точный царский список, так как установить хронологию по известным источникам, всегда позднейшим, — дело непростое. Какими бы ни были эти источники, египетскими ли (летописи, царские списки) или греческими (Геродот, Манефон, Диодор Сицилийский), они не совпадают друг с другом в числе фараонов этой династии: их количество варьируется от шести до семнадцати. При нынешнем состоянии раскопок лучше будет остановиться на том, что предлагает монументальная археология: Снофру, Хуфу (Хуфу), Джедефра, Хафра (Хафра), Менкаура (Менкаура), Шепсескаф.

Церемония коронации, еще малоизученная для эпохи IV династии, должна была завершиться составлением царской титулатуры — совокупности имен и титулов, иногда в сопровождении эпитетов, — воспринимаемую как некую «программу» царствования. Само собой разумеется, что все имена, присвоенные фараону в день его вступления на престол, можно расценивать как «коронационные имена»; таким образом, бесполезно прибегать к вычленению «личного имени» или «имени, данного при рождении», употребление которых для IV династии доподлинно неизвестно: для этого понадобилось бы описать жизнь царя с рождения до коронации , включая его жизнь в качестве принца-наследника.

Во время первых трех царствования царей этой династии (Снофру, Хуфу, Джедефра) титулатура обогатилась многими новшествами; можно с полным основанием назвать этот период решающим для создания и эволюции царской титулатуры. Вероятно, этот феномен стал возможен вследствие новаторского духа этой династии, что в частности проявляется в тех памятниках, которые она оставила. Традиционная царская титулатура состоит из пяти имен: «Хорова имени», «имени Обеих Владычиц», имени царя Верхнего и Нижнего Египта, «Золотого имени» (называемого также именем Золотого сокола или именем Хора золота) и имени Сына Ра. Только три первых имени были известны до Снофру, «Золотое имя» было засвидетельствовано, начиная с его правления, и имя Сына Ра — начиная с Джедефра. Таким образом, во времена IV династии полностью сформировалась пятичленная царская титулатура, которая будет идентифицировать фараона вплоть до конца истории Египта. Снофру был тем, кто ввел употребление картуш; впредь картуш стал неотъемлемой составной частью имени царя Верхнего и Нижнего Египта и имени «Золотого Сокола». Для «Хорова имени» использовался иной вариант: рядом с этим именем которое наиболее часто изображено в серехе, — символе царской резиденции, — Снофру изображает другое свое имя, обычно выписываемое внутри картуша; многие цари в течение всего Древнего царства будут поступать также.

Именно с появлением «Золотого имени» Снофру вводит больше всего новшеств. Сокол на знаке золота будет символизировать фараона — властителя всего Египта; Снофру таким образом идентифицирует себя с соколом, парящим в небе, наилучшем месте, откуда можно властвовать над «Обеими Землями». Хуфу, сын Снофру, расширил силу этого символа, поместив свое собственное изображение золотого сокола за изображением своего отца, придав этим «Золотому имени» оттенок преемственности, что стало эффективным средством для увековечения передачи власти от отца к сыну самым легитимным и самым очевидным способом — с помощью царской титулатуры. Джедефра — внук Снофру продолжает традицию и появляется «третий сокол» — традиция, которая будет возобновлена в начале следующих династий. Теперь видно, что термин «Имя Хора золота», обычно употребляемый в книгах по истории, применительно к IV династии, не может быть применен, поскольку в это время сокол на знаке золота не обозначал бога Хора, а бога-царя. Несмотря на то, что Масперо приводит, к сожалению, без ссылки, пример имени «Сына Ра» для Снофру, все же не он, а Джедефра, пока остается первым царем, принявшим титул, который именовал его непосредственным сыном солнечного божества, согласно памятникам, которые нам известны. Он также первым вписал имя солнечного бога (Ра) в картуш. Кроме нескольких исключений (Шепсескаф, Усеркаф, Менкаухор, Унас и Тети), его примеру последовали все другие властители Древнего царства. Отметим также, что в полной форме своего имени — Хенему-хуеф, — Хуфу также вписал в свой картуш имя бога: Хнума.

Наконец, именно Хуфу вводит новшество, касающееся имени Обеих Владычиц: добавлен предлог (r), который показывает почетную предпозиции имен богинь Нехбет и Уаджет, что является главным для правильного прочтения имени. Джедефра и Хафра одобряют этот новый элемент, но предпочитают предлог m; отсутствующий у Менкаура и Шепсескафа; в таком случае возможно предположить, что он подразумевается.

Анализ царской титулатуры, несмотря на свою сложность, может служить базой для изучения истории правления фараонов IV династии. Однако для получения полноценной картины необходимо затронуть другие области египетской культуры, такие как архитектура, царская идеология, теология, искусство, система администрации; там мы найдем сведения, которые позволят нам понять эту эпоху глубже и отчетливей.

Стр. 1 из 7
Назад в содержание Вперед
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013