«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

IV династия: новый взгляд
Хуфу и Великая пирамида

   Быстрый доступ
   к различным частям статьи

• Введение
• Благодетельный царь Снофру
• 
Хуфу и Великая пирамида
• 
Сын солнца Джедефра
• 
Хафра и возвращение в Гизу
• 
Менкаура и конец пирамид-гигантов
• 
Шепсескаф и «Мастабат эль-Фараун»

« В

идите ли вы эту маленькую статуэтку из слоновой кости? Это единственный дошедший до нас образ того, кто построил самую великую из пирамид!» Сколько раз мы слышали этот комментарий? И все же, он ошибочен, поскольку, по крайней мере, фрагменты четырех других статуй носят имя Хуфу. Ему также приписывают голову гранитного колосса (Бруклинский музей), другую голову из известняка, небольшого размера (музей в Мюнхене) и фрагменты известняковой головы (размером с человеческую) с соколом, охраняющим царя (музей в Бостоне). Нам ничего не известно о четырнадцати статуях Хуфу, упомянутых на фрагменте № 2 летописи из Каирского музея. Но известны не только эти статуи: сохранились рельефы, изображающие Хуфу в красной короне или в немесе; на других изображениях он носит белое одеяние празднества сед, на печати-цилиндре, он изображен сидящим, одетым в то же одеяние, или совершающим ритуальный бег. Наконец, наскальное изображение в известняковых карьерах Хатнуба показывает царя восседающим на троне, а на изображении в Вади Магара, на Синае, он побивает врагов Египта, как ранее это сделал Снофру.


Статуэтка царя Хуфу
из Абидоса. Каир,
Египетский музей
  

Как и его отец, Хуфу выбрал новый участок для царского некрополя, который он устроил в 40 км к северу от Дахшура, на плато Гиза. Именно там он приказал построить Великую Пирамиду, одно из Семи Чудес древнего мира, единственное сохранившееся сегодня, и конечно самый известный памятник Египта. Со стороной базы более 230 м и углом наклона граней 520, она достигала в высоту 147 м (сегодня — 139) над уровнем земли. На протяжении 45 веков это было самое высокое сооружение в мире. Его чрезвычайно впечатляющий объем в 2600000 м3 состоит из естественного скального возвышения, первоначальная высота которого не может быть установлена, тысяч камней и блоков. Общий вес собранных вместе камней варьируется от нескольких сотен килограммов до нескольких десятков тонн. Для достижения подобного результата Хуфу использовал опыт строителей своего отца. Архитекторы Снофру или их ученики, воплотили задуманное и построили Великую Пирамиду.

Вот уже более четырех тысяч лет эта пирамида привлекает внимание людей. К сожалению, камнеломы всех времен использовали ее для добычи камня, выломав практически все блоки ее гладкой белой облицовки из турского известняка. Все же, она еще очень хорошо сохранилась для того, чтобы показать, каким способом она была построена. Это объясняют сотни книг и статей, ей посвященных, предлагая все более безумные гипотезы ее постройки и назначения. Пирамида Хуфу была главным элементом его заупокойного комплекса, названного Ахет-Хуфу (Горизонт Хуфу). Крепостная стена высотой 8 м, от которой почти не осталось и следа, окружала Великую Пирамиду и ее заупокойный храм, расположенный у ее восточной грани. Некогда украшенный рельефами, этот храм сегодня разрушен, видны лишь базальтовые плиты его облицовки. Несколько лет назад эти плиты находились посреди асфальтовой дороги, по которой ездили машины и туристические автобусы. Когда египетские власти решили ее убрать, под этой дорогой обнаружились развалины маленькой пирамиды со стороной 20 м, расположенной около юго-восточного угла пирамиды Хуфу: это была ее пирамида-спутник.


Гиза. Пирамида царя Хафра

Эта пирамида была построена на обычном для подобного типа памятников месте. Наконец, монументальная дорога «выполненная из полированного камня, на котором выгравированы рельефы» (Геродот, II, 124), соединяла заупокойный храм с храмом в долине и еще не раскопанной пристанью. Все элементы заупокойного комплекса действовали совместно, и каждому была отведена своя роль в конечной процессии, сопровождавшей мумию фараона к его гробнице. Именно с этой точки зрения также нужно было рассматривать расположение камер, проходов и Большой Галереи в пирамиде Хуфу, ибо, как мы уже видели, она могла являться синтезом идей, воплощенных в двух пирамидах Снофру в Дахшуре; когда мы лучше поймем устройство помещений в них, тогда больше узнаем о разумном обосновании внутреннего устройства Великой Пирамиды. Что не мешает вернуться к некоторым известным предположениям. Самое распространенное объясняет наличие трех камер тем, что подземная камера была заброшена из-за другой, выше расположенной, которая тоже была заброшена из-за третьей, сооруженной еще выше. Предположение о том, что камеры были оставлены последовательно, держится на гипотезе трех залов, задуманных как погребальные камеры в разное время. Если это было так, то для каждого из них должно было быть предусмотрено защитное ограждение. Однако, внимательное изучение внутреннего устройства пирамиды позволяет обнаружить такое ограждение лишь в третьей камере, где, впрочем, и находится саркофаг. Нет ни малейшего следа ограждения в проходах, которые ведут к подземной и второй камерам, неверно названной «Камерой Царицы».

Что касается знаменитой истории с подземным туннелем в пирамиде Хуфу, который «подводит воду из Нила... посредством сооруженного канала , который окружает остров, где, как говорят, покоится Хуфу собственной персоной» (Геродот II, 127), она быть может, недавно нашла свое объяснение. Известный уже в начале века колодец, вырытый в скале под дорогой Хафра, в каких-то 250 м на юг от пирамиды Хуфу, был заново исследован египтологом Захи Хавассом в 1997 году. Через более чем 30 метров спуска и три последовательных этажа, проникаем в большой зал, пол которого окружен тремя заполненными водой траншеями, вероятно происходившими из горизонта грунтовых вод; на образовавшемся таким образом полуострове были найдены останки гранитного саркофага. Это погребение позднего времени, возможно, было вдохновлено информаторами Геродота, которые, отметим, описывают эти детали «острова Хуфу» в отрывке, посвященном пирамиде Хафра.


Гиза. Великая галерея
в пирамиде Хуфу
  

Великая Пирамида всегда находилась в центре дискуссий, посвященных сооружению египетских пирамид. В основном, круг вопросов затрагивает проблему подъема многотонных камней. Среди предложенных многочисленных объяснений самыми разумными представляются те, которые ратуют за использование наклонных плоскостей, какими бы они ни были: фронтальные, боковые, охватывающие; в сочетании с употреблением рычагов, салазок, клиньев и деревянных катков. Все же, бесполезно искать единую методику строительства, так как их было несколько. Сочетание разных систем уклонов позволяло наилучшим образом осуществить подходящее для строительных маневров.

Настоящей загадкой сооружения Великой Пирамиды была установка многочисленных блоков весом от 50 до 70 тонн над пятью разгрузочными камерами, расположенными над погребальной камерой. Эти блоки асуанского гранита были подняты на высоту более 50 м выше уровня пола. Если строительство пирамиды отличает слово «тайна», то именно здесь его употребление будет наиболее уместно! Предложение использования наклонных плоскостей лишь теоретическое и не отвечает реальным трудностям, с которыми встретились египтяне. Подлинное доказательство можно получить только путем проведения тестирования в натуральную величину, даже если мы сейчас не имеем сноровку древних египтян.

Но такое предприятие потребовало бы столь огромных расходов, что никто не смог бы их покрыть. Остается компьютерное трехмерное моделирование, менее дорогой способ, по моему мнению, еще не опробованный.

Прежде чем искать «как», необходимо попытаться понять «почему». В качестве отправной точки возьмем размеры погребальной камеры: 10,5 м длины, 5,2 м ширины и 5,8 м высоты, то есть 20,10 и 11 египетских локтей. Почему она столь велика? Именно для перекрытия этой огромной камеры потребовалось использовать такие тяжелые ригели (дверные перемычки). Далее, почему она расположена так высоко в теле самой пирамиды? Наконец, почему она целиком построена из гранита? Можно отметить, что ширина этого зала более чем достаточна для размещения там бок о бок двух саркофагов размером с тот, который имеется сегодня, в то время как в большинстве погребальных камер фараонов места хватает как раз на один саркофаг. Погребальная камера Хуфу должна была играть главную роль в его восхождении на небеса; что таким образом может объяснить ее расположение на высоте 50 м над уровнем пола. Но для архитекторов она была огромным пустым пространством (316,5 м3), которое надо было предохранить: тогда для уменьшения веса давящих на нее камней они решили поднять ее на эту высоту.

До правления Хуфу использование гранита в гробницах фараонов практически неизвестно. Ни единого гранитного камня не было использовано для строительства пирамид Снофру. Внезапно мы находим сотни тонн гранита в погребальной камере его сына. Гранит как защитный камень известен издавна, что мы наблюдаем в системе запоров пирамиды Хуфу, с ограждениями и запорами в восходящем тоннеле. Сооружение погребальной камеры целиком из гранита, возможно, отражает желание Хуфу максимально защитить это пространство. Не произошло ли какое-то важное событие, которое могло бы подтвердить выбор такого способа защиты? Ответ — да, произошло.

В 1925 году в сотне метров к востоку от пирамиды Хуфу раскопки американцев случайно обнаружили ступени лестницы, затем наполненный облицованными известняковыми блоками колодец, который вел в нетронутую подземную камеру (G 7000 X). Внутри находилась часть погребального инвентаря царицы Хетепхерес и ее алебастровый саркофаг, к сожалению, пустой. Было предложено считать эту находку второй гробницей царицы, гробницей тайной, без верхней надстройки, расположенной там, где никто этого не ожидал: посреди улицы соединявшей мастаба важных сановников двора.

С тех пор известно, что Хетепхерес была матерью Хуфу, но также супругой Снофру; следовательно, она должна была быть захоронена около него, в Дахшуре. Однако наличие в Гизе второй гробницы этой царицы, относящейся ко времени правления его сына и месторасположение ее погребального инвентаря доказывают, что первоначальная гробница в Дахшуре была осквернена. Это событие вероятно оправдывало меры предосторожности, предпринятые Хуфуом для защиты своей гробницы — такие как использование для защиты гранита.

Вопрос не решен. Если грабители взломали погребение царицы-матери в Дахшуре, что же стало с погребением Снофру? В настоящее время нельзя утверждать, что оно так же было нарушено. Тем не менее, можно допустить, что в случае осквернения гробницы отца, Хуфу действовал так же, как он поступил со своей матерью Хетепхерес... Только археологические доказательства могли бы подтвердить эту гипотезу.

Организация и дисциплина — вот, конечно, ключ к тому подвигу, которым явилось сооружение Великой Пирамиды. Ее соорудили опытные и изобретательные архитекторы, а также и старшие мастера, управлявшие очень хорошо организованной рабочей силой, как об этом свидетельствуют отметки строителей. До нас дошли даже названия некоторых бригад рабочих: Хор Меджеду (Хуфу) очищен, Могущественна белая корона Хнум-Хуфу (Хуфу), друзья Хуфу.

Даже если обязательная работа и существовала, этого не достаточно, чтобы согласиться с широко распространенным в кинематографе образом рабов под бичом надсмотрщика. Параллельно чисто экономическому интересу, работать на строительстве пирамид фараона, живого бога, было честью и залогом вечной жизни. Строительство погребальной камеры и пяти разгрузочных камер потребовало значительное количество гранита, который необходимо было привезти из Асуана, в 900 км к югу от Гизы, что, как следствие, могло замедлить темп работ по строительству пирамиды. Видел ли Хуфу пирамиду завершенной? Не известно.

Доказано зато, что спустя примерно 20 лет после его кончины, деятельность вокруг пирамиды закипела вновь, хотя она никогда и не прекращалась. Наследник Хуфу, его сын Джедефра, приказал построить для своего усопшего отца две ладьи. Вместо того, чтобы поместить их целиком в ладьеобразные шахты, как это было принято, ладьи разобрали и поместили в две прямоугольные опечатанные шахты в полу, под южной стеной ограды Великой Пирамиды. В 1954 году расчистка южной грани пирамиды позволила обнаружить эти еще нетронутые шахты: лишь одна была вскрыта, другая — оставлена для грядущих поколений. В покрытой 41 блоком известняка, по 16 тонн каждый, восточной шахте был размещен 1224 фрагмент кедровой ладьи, сборка которой заняла почти 20 лет. Длиною более 43 м, в отличном состоянии — теперь ею можно любоваться, несмотря на возраст 4500 лет. Используя очень сложные технологии в 1985 году команда американских специалистов провела анализ воздуха, содержащегося в еще запечатанной шахте, в надежде обнаружить, чем дышали фараоны IV династии.


Погребальная
ладья Хуфу. Кедр.
Гиза, Музей ладьи
  

Увы! Воздух был так же загрязнен, как и в Каире. Фотографии второй ладьи позволяют сделать заключение, что дерево не очень хорошо сохранилось. Установка ладьи, которую мы сегодня видим, была осуществлена во времена правления Джедефра, как это нам показали цветные отметки на блоках, покрывавших восточную шахту. Назначение этих ладей еще не установлено, хотя их часто называют «солнечными ладьями». Как их собирали, часть за частью, остается загадкой: кажется, что только магическая сила могла немедленно собрать их воедино, для того чтобы быстро предоставить к услугам усопшего фараона. Этими ладьями — жестом сыновней любви — Джедефра , вероятно, хотел снабдить Хуфу как дополнительным средством передвижения в мире богов.

Образ божественного Хуфу был столь могуществен в Гизе, что подтверждают размеры скалы самого известного из египетских колоссов, Великого Сфинкса. Эта статуя, длиной 57 м и высотой 20 м, возможно, была задумана при жизни Хуфу, но воплощена была, вероятно, во времена правления его сына Джедефра, деятельность которого в Гизе, как мы видели уже это на примере ладей, была значительной. Великий Сфинкс, посвященный царю-богу, гаранту неприкосновенности царского некрополя, был, вероятно, отправной точкой древней традиции изображения сфинксов при фараонах. Другой сын Хуфу, Хафра, укрепил культ своего божественного отца, пристроив к востоку от Сфинкса каменный храм, в Новом царстве культ сфинкса увековечил Аменхотеп II, построивший храма из кирпича. Сын его, Тутмос IV, поместил между лап Сфинкса большую стелу из гранита, в память о сне, увиденном им, когда он был еще юным принцем.

Стр. 3 из 7
Назад в содержание Назад Вперед
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013