«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

IV династия: новый взгляд
Менкаура и конец пирамид-гигантов

   Быстрый доступ
   к различным частям статьи

• Введение
• Благодетельный царь Снофру
• 
Хуфу и Великая пирамида
• 
Сын солнца Джедефра
• 
Хафра и возвращение в Гизу
• 
Менкаура и конец пирамид-гигантов
• 
Шепсескаф и «Мастабат эль-Фараун»

Практические и символические причины, побудившие Хафра вернуться на плато Гиза, возможно также определили и выбор его сына Менкаура. Но уже без честолюбия его отца: основание пирамиды занимало поверхность в четыре раза меньшую, чем у Хафра. Со стороной основания 105 м и наклоном граней 510 пирамида Менкаура поднималась на 66 м над землей. Ее объем в 260000 м3 составляет только десятую часть объема пирамиды Хуфу: это был конец больших пирамид.

Эти небольшие размеры, — упрек строителям, — были расценены как признак упадка. Что было сделано несколько поспешно. Их потенциал был огромен, как об этом свидетельствует один из монолитов, использованных в заупокойном храме Менкаура. Его вес оценен в более чем 200 тонн. Водворение на место блока такого размера, самого тяжелого на плато Гиза, было подлинным техническим подвигом! Колоссальная статуя сидящего царя (Бостонский музей) из центральной капеллы храма — одна из самых огромных в эпоху Древнего царства — превосходное доказательство мастерства ваятелей фараона. Для произведений скульптуры времени правления Менкаура было характерно высочайшее качество художественного исполнения. Ее лучшими образцами были статуи из грауваки, среди которых — новый тип скульптурной группы: триады. Тщательность исполнения, привнесенная в строительство царской пирамиды, названной Нечери-Менкаура (Божествен Менкаура), является другим свидетельством этого стремления к качеству исполнения.


Диада царя Менкаура
и царицы Хамерернебти
из припирамидного
комплекса Менкаура.
Бостон, Музей
изящных искусств
  

Диодор Сицилийский (I, 64,8) с полным правом отмечает, что касается размеров, это сооружение явно меньше предыдущих (пирамид Хуфу и Хафра), но качеством архитектуры, так же, как и роскошью камня, оно намного их превосходит. Как же в этих условиях можно говорить об упадке?

Действительно, царская пирамида была более скромной, чем пирамиды его знаменитых предшественников, но она уже полностью была покрыта гранитом; таким, по крайней мере, было первоначальное намерение. На сегодняшний день сохранилось только восемь рядов облицовки, но в середине I в. до н. э. их было по крайней мере пятнадцать (Диодор, I,64,7), что соответствует четверти высоты памятника, тогда как за четыре века до этого Геродот (II,134) увидел гранита до половины высоты. Выбор для облицовки гранита, по преимуществу материала защитного, быть может, делал бесполезным сооружение огромной пирамиды для защиты царской мумии. С точки зрения архитектоники не было необходимо возводить очень высокую пирамиду, так как погребальная камера отныне располагалась на уровне земли, а после Хуфу идею высотного расположения камер уже не воплощали, вероятно, из-за технических трудностей подъема блоков перекрытия погребальной камеры.

Пирамида Менкаура является отображением завершения этой эпохи, но она, в частности, выражает и начало другой эпохи, во время которой размеры пирамид обрели стандарт. В самом деле, начиная с царствования Менкаура, высота пирамид стабилизируется и отклонения редко превышают двадцать метров.

Установление стандарта в равной степени ощущается внутри пирамид. План заупокойной обители Менкаура станет моделью для многого: наклонный коридор, который ведет в маленькую комнату, вестибюль у Менкаура — превосходно украшен стилизованными изображениями ложных дверей, затем три закрывающих блока в горизонтальном проходе, который достигает прихожей, связанной коридором с западной частью погребальной камеры, наконец «сердаб» с шестью нишами — предшественник классического «сердаба» с тремя нишами. Не является ли эта последовательность погребальной архитектуры — коридор, вестибюль, горизонтальный коридор с ограждениями, передняя, погребальная камера и «сердаб» — спецификой пирамид с текстами? Саркофаг Менкаура, к сожалению, поглощенный водами Средиземного моря во время его транспортировки в Англию, был украшен изображениями «фасадами дворца». Предвещает ли это уже возможность наличия декорировки стен, окружавших саркофаги в пирамидах с текстами? В саркофаге Менкаура была найдена деревянная крышка гроба (Британский Музей) с написанным его именем, но вероятно речь идет о более поздней реставрации. Не был ли автор двух колонок надписи, являющейся версией одного хорошо известного фрагмента Текстов Пирамид (§638а-в; §1607а-в), вдохновлен надписью, выгравированной на оригинале?

Триада царя Менкаура,
богини Хатхор и богини-
покровительницы нома
Диосполис Парва.
Каир, Египетский музей
  

Эти вопросы заставляют нас думать, что план внутреннего устройства пирамиды Менкаура мог служить косвенным доказательством наличия в пирамиде, считающейся не имеющей надписей, произносимых слов. Эти формулы должны были помочь фараону выполнить его небесное предназначение. Менкаура это было необходимо больше всего, так как все позволяет заключить, что он прожил недолго, чтобы успеть увидеть свой заупокойный комплекс законченным: блоки незавершенной гранитной облицовки его пирамиды, храмы, сооружение которых начато из камня, но завершено из кирпича-сырца на скорую руку в первые годы правления его преемника. Впрочем, оракул в Буто (Геродот, II, 133) предупредил его о скорой кончине...

Стр. 6 из 7
Назад в содержание Назад Вперед
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013