«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

Египет в Бруклине: новые планы

Древнеегипетские галереи Бруклинского музея искусства удвоятся в размере с открытием выставки, состоящей из более чем шестисот дополнительных предметов.

Новая экспозиция знаменитых на весь мир древнеегипетских сокровищ Бруклинского музея искусства пополнится теперь для обозрения еще более чем на шестьсот предметов. Новые материалы, три четвери которых как минимум десятилетие не были публично выставлены, представят в недавно обновленном пространстве галереи, которая откроется для публики 12 апреля 2003 года.


Рельеф из гробницы вельможи Итуша. Известняк. V династия

Новая экспозиция начнется тематической исторической выставкой в центральной галерее, озаглавленной «Вечность и Бесконечность». Она будет организована по хронологическому принципу, выстраиваясь от додинастического периода до правления Аменхотепа III из XVIII династии. Доктор Джеймс Ф. Романо (James F. Romano), египтолог, — директор проекта выставки, планировавшейся более десятилетия, в течение которого он просмотрел более четырех тысяч египетских предметов в хранилищах и запасниках музея. Другие члены научной группы — руководитель, Ричард А. Фаззини (Richard A. Fazzini) из отдела египетского, классического и ближневосточного искусства, хранители доктор Эдна Р. Рассманн (Edna R. Russmann) и доктор Эдвард Блейберг (Edward Bleiberg), и временный член группы Маделейн К. Коди (Madelein C. Cody). Лаборатория консервации Бруклинского музея искусства изучила каждый предмет, укрепила их и восстановила там, где это было необходимо.


Пепи II на коленях своей матери,
царицы Анхнесмерира II.
Алебастр. VI династия
(Подробнее о памятнике)

Выставка поддержана финансированием Национального фонда гуманитарных наук и Национального фонда искусств. Новая экспозиция включает в себя более пятисот древнеегипетских памятников, которые были выставлены в 1993 году, когда в крыле Мориса А. и Мейера Шапиро открыли обновленные галереи. Эта выставка начинается хронологическим представлением материала, датирующегося промежутком от амарнского периода, — правления Аменхотепа IV, впоследствии известного как Эхнатон, и его жены Нефертити, — вплоть до птолемеевского и римского периодов. Заключительные галереи выставки 1993 года содержат тематическую экспозицию, озаглавленную «Храмы, гробницы и египетская вселенная», рассматривающую связь между религиозными верованиями древних египтян и их искусством.

Первая тематическая секция организована вокруг четырех тем: «Ранняя жизнь на берегах Нила», «Жизнь и вера», «Искусство» и «Материалы и технологии». Будут поставлены такие вопросы, как форма и стиль керамики, изменявшейся в течение двух тысяч лет; то, каким образом предметы, оставленные в гробницах, позволяют судить о жизни египтян; в каком смысле большинство произведений египетской скульптуры в действительности являлись трехмерными иероглифами. К тому же, экспозиция рассмотрит и то, как эволюционировали скульптурная форма, стиль и иконография с 2650 г до н. э. по первый век н. э.


Статуя коленопреклоненного Пепи I.
Граувакка. VI династия

В этой галерее находятся двери, которые первоначально служили главным входом в музей, перед удалением передней лестницы в 1934 году. Эти двери, которые выводят на маленький балкон, предоставят посетителям египетской выставки превосходный вид на новый передний вход и площадь перед ним, которая будет закончена в течение года.

Додинастический период, датирующийся 4400 — 3000 годами до н. э., включал периоды Бадари, Нагада I, Нагада II и Нагада III. Эта эра характеризовалась развитием письма и архитектуры крупных форм, контактами с Месопотамией и другими ближневосточными странами, с Нубией. В это время возрастали урбанизация и централизация политической власти; в итоге отдельные культуры объединились между 3000 и 2675 годами до н. э., в течение правления I и II династий. Среди предметов, выставленных в этой галерее, будут кремневый нож с рукояткой, покрытой сложной резьбой, изображающей 227 животных девятнадцати видов, абстрактная терракотовая женская фигурка с поднятыми руками и множество сосудов, среди них — ваза периода поздней Нагады, созданная между 3400 — 3300 годами до н. э, которая покрыта изображениями млекопитающих.

Три галереи Древнего царства, охватывающего III — VI династии, приблизительно с 2675 по 2170 года до н. э., отражают переход к классическим художественным формам в виде царских пирамид и погребальных храмов со скульптурой и рельефами, а также крупных гробниц могущественных частных лиц.

Среди выставленного материала эпохи Древнего царства — известняковая статуя семейной группы, изображающей вельможу Ирукаптаха, его миниатюрную жену и их маленького сына. Эта скульптурная группа была первым крупным произведением египетского искусства, когда-либо выставленным в Америке. Другие знаменитые предметы в этой секции включают три изящно раскрашенные деревянные гробничные статуи, изображающие человека на различных этапах его жизни, и превосходную алебастровую статую царя Пепи II, который унаследовал престол, будучи маленьким ребенком; статуя изображает его сидящим на коленях своей матери царицы Анхнесмерира II.


Статуя бога Инхара.
Камень. III династия

Среди материалов Среднего царства, охватывающего первую XI, XII и часть XIII династии (приблизительно с 2008 по 1630 года до н. э.) будут секции, посвященные статуям, стелам и погребальной утвари. В экспозицию будет включена колоссальная голова сфинкса царицы или царевны, которую эксперты считают одной из лучших скульптур, уцелевших от этой значительной эпохи египетской истории. Скульптура была найдена в римской вилле императора Адриана; как полагают, она являлась частью его коллекции древнеегипетского искусства. В этой секции также будет экспонироваться кварцитовая статуя чиновника, дарованная, как считается, Наполеоном Жозефине в качестве сувенира из его неудачной военной кампании в Египте. Сюда включены также замечательно сохранившаяся высеченная из черного гранита статуя Сенусерта III, одного из наиболее могущественных царей XII династии; восхитительные маленькие фаянсовые предметы, включая ощетинившегося ежа и очаровательную спящую собаку; множество предметов, оставленных благочестивыми паломниками в Абидосе, культовом центре бога Осириса.

Выставка по II Переходному периоду продолжает хронологию от второй половины XIII династии по XVII династию, охватывая приблизительно 1630 — 1539 гг. до н. э. Здесь будут выставлены материалы от царствования шести азиатских гиксосских царей, включая стилизованную терракотовую женскую фигурку, связанную с плодородием, медную статую старшей дочери царя, кормящей ребенка, найденную в Эдфу, и фрагмент рельефа с острова близ Асуана, который, возможно, был некогда частью массивного алтаря.


Фигурка обезьяны.
Фаянс. XVIII династия

Секция, посвященная раннему Новому царству (примерно с 1539 по 1353 года до н. э.), будет содержать несколько шедевров из музейных хранилищ. XVIII династия началась правлением царя Яхмоса, которому удалось разбить гиксосов и воссоединить Египет, а закончилась блистательным правлением Аменхотепа III и эпохой Амарны. В этой секции будет выставлена замечательная выполненная из черного дерева позолоченная статуя Аменхотепа III, чье правление отличалось богатством и пышностью созданных тогда памятников и зданий; кувшин, расписанный сценой с крупным рогатым скотом и женщинами; и статуя коленопреклоненного чиновника Сененмута, главного советника легендарной фараона-женщины Хатшепсут.

Новая экспозиция будет включать в себя пространные этикетки на стенах, так же как и компьютерные терминалы, которые предоставят всестороннюю информацию об отдельных памятниках. Одна галерея будет предназначена для временных выставок, первая из которых будет посвящена важным материалам из музейной египтологической библиотеки Вильбура, включающей как книги, созданные для коллекционеров, так и книги, изданные для массовой аудитории. Информация, литографии, гравюры и фотографии в этих книгах вызвали огромный интерес к Египту, который привел в XIX веке к профессиональным и любительским раскопкам.


Картонаж Неспанече-
ренпера в галерее
Бруклинского музея.
XXII династия

Также будет открыта секция, посвященная Чарльзу Эдвину Вульбуру (Charles Edwin Wilbour), от которого Бруклинский Музей Искусства получил в свои коллекции множество материалов. Эта выставка организована главным библиотекарем Дейрдром. Лоуренсом (Deirdre Lawrence), вместе с библиотекарями Вильбурской библиотеки Джимом Вишкочиль (Jim Vishkochil) и Мэри Гоу (Mary Gow) и с египтологом Эдвардом Блейбергом. Галереи Древнего Египта охватывают полную длину переднего фасада здания, эквивалентного двум обычным городским кварталом. Главный вход будет открыт через обновленную галерею Хагопа Кеворкяна в которой экспонируется музейная коллекция из двенадцати древнеассирийских рельефа (приблизительно 883 — 859 года до н. э.) из северо-западного дворца царя Ашурнасирпала II в Нимруде (современный Ирак). Эта галерея оснащена моторизованными лифтами, которые впервые в истории здания делают галерею совершенно доступной для инвалидных кресел.

Новая экспозиция, дизайн которой был подготовлен Саймоном Эдлемом (Simon Adlam), будет разительно отличаться от выставки 1993 года. Тематическую галерею отличит крупное изображение древнеегипетской карты небес, смонтированной на потолке, основанной на работе художников в свите Наполеона, воспроизведенной в одной из книг Вильбурской Библиотеки. Другими особенностями новой выставки будут введение цвета, включая красную слюду, металлический золотой и темно-синий, колоннаду, символизирующую небо и землю, и эффектное освещение. Специально спланированная глобальная климатическая система будет поддерживать постоянную влажность 50%.

Бруклинский музей искусства начал коллекционировать древнеегипетские памятники в начале XX века. Двумя ранними источниками предметов являлись археологическая экспедиция Бруклинского музея в 1906 — 1908 годах, которая осуществлялась при посредстве Британского Египетского исследовательского фонда, и приобретения из хранилища частного коллекционера Армана де Поттера (Armand de Potter). В 1916, 1935 и 1947 годах коллекция первого американского египтолога Чарльза Эдвина Вильбура (1833 — 1896) была поэтапно передана Бруклинскому музею искусства. Дары наследников Вильбура включали содержимое его профессиональной библиотеки, а в 1931 году — пожертвование в память о нем, которое профинансировало создание как Египтологической библиотеки Вильбура, так и отдела древнеегипетского искусства. В 1948 году музей приобрел египетскую коллекцию Нью-йоркского Исторического Общества, которая включала более двух тысяч предметов. Дары и покупки продолжают присоединять к коллекции важные предметы.

© «Brooklyn Museum of Art»
© Авторизованный перевод: Анна Скоблина

  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013