«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

Древнеегипетская магия


Статуя бога Тота,
держащего Око Хора
Уджат. Золото.
7 в. до н. э.

От повседневного лечения до вероломства придворных фараона Рамcеса III, магия пронизывала каждую сторону жизни Древнего Египта. Д-р Джеральдина Пинч, автор одной из самых известных книг, посвященных египетской магии, исследует скрытые стороны жизни древних египтян...

В египетской мифологии магия (хека) была одной из сил, которую Творец использовал для создания мира. Посредством хека символические действия могут оказывать практическое действие. Считалось, что все божества и люди в некоторой степени обладают этой силой, однако существовали правила относительно того, в каких случаях и как ее можно применять.

Жрецы были главными исполнителями магических ритуалов в Египте времени фараонов, где на них смотрели как на хранителей тайного знания, переданного богами человечеству для того, чтобы «противостоять ударам судьбы». Наиболее уважаемыми из тех, кто прибегал к магии, были ученые жрецы, которые имели возможность читать древние книги по магии, хранящиеся в храмовых и дворцовых библиотеках. В народных преданиях такие люди наделялись силой оживлять восковые фигурки животных или поворачивать вспять воды озера.


Таурт. Фрагмент жезла.
Слоновая кость. 19 в. до н. э.

Действительно ученые жрецы выполняли магические ритуалы, чтобы защитить своего фараона и помочь умершему возродиться. К первому тысячелетию до н. э. их роль, по-видимому, взяли на себя маги (хекау). Целительная магия была специальностью жрецов, служивших Сехмет, грозной карающей львиноголовой богине.

Ниже по статусу были заклинатели скорпионов, которые пользовались магией для того, чтобы очистить участок земли от ядовитых рептилий и насекомых. Акушерки и сиделки также числили магию среди своих умений, и благоразумные женщины могли получить совет относительного того, какой дух или божество было источником неприятностей человека.


Богиня Сехмет,
повелительница чумы
и врачевания. Гранит.
14 в. до н. э.

Амулеты были другим источником магической силы, которые можно было получить от «изготовителей защитных предметов», среди которых могли быть и женщины и мужчины. Ни одно из этих направлений магии не порицалось ни государством, ни жречеством. Только иноземцы постоянно обвинялись в использовании черной магии. До римского периода имеется немного свидетельств того, что отдельные маги практиковали черную магию за денежное вознаграждение.

Рассвет был наиболее подходящим временем для магии, при этом маг должен был находиться в состоянии ритуальной чистоты. Оно могло включать воздержание от половых контактов перед выполнением обряда и избежание контактов с людьми, которые считались оскверненными, например, бальзамировщиками и менструирующими женщинами. В идеале, до того, как начать произносить заклинание, маг должен был совершить омовение и надеть новую или чистую одежду.

Некоторые практикующие маги имели при себе металлические жезлы, представляющие змееподобную богиню Уретхекау — «Великую чарами». Во втором тысячелетии до н. э. использовались жезлы из слоновой кости в виде полукружий, украшенные грозными божествами. Палочки символизировали власть мага, призывающего могущественных существ и подчиняющего их себе.


Магический жезл c изображением Таурт, Беса и Сетха.
Слоновая кость. 19 в. до н. э.

Только небольшая часть египтян была достаточно образованной, поэтому письменная магия была самой престижной изо всех. Личные собрания заклинаний представляли собой сокровище, передаваемое по наследству в семье. Защитные или целительные заклинания, написанные на папирусе, иногда сворачивались и носились на теле.

Заклинание обычно состояло из двух частей: заклинания, которое необходимо было произнести, и описания производимых действий. Чтобы быть действенными, все слова заклинания, особенно тайные имена божеств, должны произноситься правильно. Заклинания могут произноситься, чтобы активизировать силу амулета, фигурки или снадобья. Эти снадобья могут содержать причудливые компоненты, например, кровь черной собаки или молоко женщины, которая родила младенца мужского пола. Музыка, танец и жесты, например, указывающие, или топанье, также могли входить в состав заклинания.

Считалось, что разгневанные божества, ревнивые духи и чужие демоны и колдуны вызывают бедствия, такие как болезни, несчастные случаи, бедность и бесплодие. Магия обеспечивала систему защиты против этих бедствий на протяжении всей жизни человека.


Подголовник с изображением
бога Беса, принадлежавший
писцу Кенхерхепешефу из
Дейр эль-Мединэ. Известняк.
13 в. до н. э.

Считалось, что топанье, крики и большой шум, поднятый с помощью погремушек, барабанов и бубнов, изгонят враждебные силы от беззащитных женщин, например, беременных или тех, кто вскоре родит, и от детей, которые тоже входят в группу риска и могут умереть от детских болезней.

Некоторые из жезлов из слоновой кости могли использоваться для того, чтобы очертить защитный круг вокруг места, где женщина должна была родить или кормить своего ребенка. На палочках были выгравированы опасные существа, которых маг призывал для защиты матери и ребенка. Они изображались нападающими на злые силы, которые представлялись в виде змей или чужаков.

Сверхъестественные «воители», такие как карлик Бес и богиня в облике бегемотицы Таурт изображались на мебели и домашней утвари. Их обязанность заключалась в том, чтобы защищать дом, особенно, ночью, когда, считалось, силы хаоса обладали наибольшей силой.

Бес и Таурт изображались также на ювелирных изделиях, служащих амулетами. Египтяне из любой социальной группы носили защитные амулеты, которые могли быть изготовлены в форме могущественных божеств или животных или на которые наносились царские имена и символы. Другие амулеты были предназначены для того, чтобы наделить носившего их желаемыми качествами, например, долгой жизнью, процветанием и добрым здоровьем.

Магия была не столько альтернативой медицине, сколько дополнительным видом лечения. Сохранившиеся медицинско-магические папирусы содержат заклинания, которыми пользовались лекари, жрецы богини Сехмет и заклинатели скорпионов. Заклинания часто были направлены на сверхъестественных существ, которые считались исходной причиной заболеваний. Знание имен этих существ давало магу силу им противодействовать.

Поскольку считалось, что демонов привлекают нечистоты, иногда предпринимались попытки выманить их из тела пациента с помощью навоза; иногда, чтобы отпугнуть их, применялось сладкое вещество, например, мед. Другим методом, который применяли лекари, было начертание образов божеств на коже больного. Затем больной слизывал их, чтобы впитать их целительную силу.

Многие заклинания включали слова, которые лекарь или больной произносили вслух для того, чтобы отождествить себя с действующим лицом египетского мифа. Лекарь мог заявить, что он — Тот, бог магического знания, который исцелил поврежденный глаз бога Хора. Разыгрываемый миф должен был обеспечить исцеление больного подобно Хору.

Сборники целительских и защитных заклинаний иногда выписывались на статуях или каменных плитах (стелах) и предназначались для широкого пользования. На статуе фараона Рамсеса III (1184 — 1153 гг. до н. э.), воздвигнутой в пустыне, были начертаны заклинания, предназначенные для того, чтобы отогнать змей и излечить от змеиных укусов.

На магических стелах, известных как циппи, всегда изображался младенец бог Гор, поборовший опасных животных и рептилий. На некоторые из них были нанесены надписи, в которых описывалось, как Гор был ужален врагами и как Исида, его мать, умоляла спасти жизнь его сына, пока солнечный бог Ра не послал Тота исцелить его. Эта история дает надежду, что каждый страждущий будет исцелен, как был исцелен Гор. Доступ к силе этих слов и образов можно было получить, обливая циппи водой. Затем больной выпивал воду, приобретшую магические свойства, или использовал ее, чтобы промыть свою рану.


Бог Хор. Фрагмент
статуи из храма Хора
в Эдфу. 2 в. до н. э.

Хотя магия использовалась, в основном, для защиты и целительства, в египетском государстве практиковалась также и деструктивная магия. Имена внешних врагов и египетских предателей писались на глиняных горшках, табличках или фигурках связанных узников. Эти предметы затем сжигались, разбивались или хоронились на кладбищах в надежде на то, что это ослабит или уничтожит врага.

В главных храмах жрецы и жрицы проводили церемонию проклятия врагов божественного порядка, таких как змей хаоса Апоп, который находился в состоянии вечной войны с творцом — солнечным богом. Образ Апопа рисовался на папирусе, или изготовлялась его восковая фигура, и эти образы разбивались на куски, растаптывались, прокалывались и сжигались. То, что от них оставалось, растворялось в ведре с мочой. Для борьбы с Апопом и разрушения каждой его частицы, включая его душу (ба) и его хека, призывались свирепые боги и богини египетского пантеона. Люди, враги царей Египта, также могли быть прокляты во время этой церемонии.

Этого рода магию обратила против фараона Рамсеса III группа жрецов, придворных и обитательниц гарема. Эти заговорщики сумели добыть из царской библиотеки книгу по деструктивной магии и использовали ее, чтобы изготовить зелье, написать заклинания и сделать восковые фигурки, с помощью которых будет нанесен вред царю и его телохранителям. Считалось, что магические фигурки будут более действенны, если они содержат что-нибудь, принадлежащее предполагаемой жертве, например, волос, обрезки ногтей или телесные жидкости. Вероломные обитательницы гарема могли бы получить такие вещества, но, кажется, их заговор был раскрыт. Было проведено следствие по поводу использования заговорщиками колдовства, и они были приговорены к смерти.

Предполагалось, что все египтяне нуждались в хека для того, чтобы предохранить свои тела и души в загробной жизни, и иногда на стенах гробниц писались проклятия с угрозами наслать опасных животных, которые будут преследовать расхитителей гробниц. Само мумифицированное тело было защищено амулетами, запрятанные в пеленах. При похоронах элиты использовались сборники погребальных заклинаний, включающих эзотерические знания по магии, такие как заупокойные тексты и «Книга Мертвых».

Душа умершего, обычно изображаемая в виде птицы с человеческими головой и руками, проделывала опасный путь в подземном мире. Душа должна была преодолеть демонов, с которыми она могла столкнуться, с помощью магических слов и жестов. Существовали даже заклинания, чтобы помочь умершему в то время, когда его прошлую жизнь оценивали сорок два судьи подземного мира. Как только умерший объявлялся невинным, он становился ах, «трансформированным» духом. Это давало ему силу аху, магию высшего типа, которой могли пользоваться его здравствующие родственники.

© «BBC»
© G. Pinch
© Авторизованный перевод: Галина Вьюнова

  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013