«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

Очарование подделок, или “новый Тутанхамон” в Лувре


Так называемая «голова Тутанхамона».
Стекло. Лувр. Инв. 11658

Голова египетской статуи, выполненная из голубого стекла и экспонировавшаяся в Лувре недавно признана экспертами подделкой. Еще несколько лет тому назад один очень известный египтолог выбрал ее в качестве украшения обложки своего фундаментального труда «История Древнего Египта». Она, впрочем, не единственная в своем роде. Во всех крупнейших музеях мира хранятся фальшивые памятники, имитирующие произведения древнеегипетского искусства...

Со времени экспедиции Наполеона Бонапарта в Египет в конце XVIII века египетское искусство стало объектом коллекционирования. Именно с этой эпохи торговля древностями приобрела совершенно новый и невероятный размах. Коллекционеры были готовы платить все больше и больше за понравившийся памятник, что и дало изготовителям подделок возможность заработать себе на хлеб. С тех пор в Египте и других странах регулярно перехватываются партии подлинных и фальшивых предметов, арестовываются их недобросовестные изготовители и авантюристы. А сами подделки меж тем порой выполнены столь превосходно, что ставят в тупик специалистов, которые дают им экспертную оценку. Порой эти предметы, выполненные пару десятков лет тому назад в какой-нибудь деревне, расположенной неподалеку от Луксора, находят свое место в залах престижных музеев.

«В 1890 году Британский музей в Лондоне купил раскрашенную известняковую статую царицы Тетишери. В 1984 году один из египтологов музея, Вивиан Дэвис, идентифицировал ее как подделку. Это предположение было подтверждено научным анализом», — рассказывает французский египтолог Люк Ватрин. История, которая неоднократно повторялась во многих музеях. «В 1977 году Чикагский музей приобрел в одной из известнейших американских антикварных галерей статую фараона Хоремхеба, высотой 80 см, и поместил ее в свою экспозицию. Некоторые египтологи высказывали свое сомнение в ее аутентичности. Полноценное исследование показало, что музей приобрел фальшивку. Точно по тому же сценарию развивалась история в Филадельфии в 1985 году с тремя другими «памятниками», попавшими в музейные залы», — вспоминает египтолог Ибрагим Аль-Навави.

По его словам, в музее сложно определить фальшивку до тех пор, пока памятником кто-либо не заинтересовался и не настоял на полноценной экспертизе. Исключением в этой истории не стал и Лувр. В 1923 году Лувр приобрел голову египетской статуи, выполненную из голубого стекла, изображавшую мужчину в превосходно выполненном парике. Лишь в 1960 году американец Джон Куни, специалист по амарнскому искусству, усомнился в подлинности луврского «шедевра» Финал детектива разыгрался в конце 2002 года, когда окончательная экспертиза вынесла свой приговор шедевру современного арабского художника, которым так долго гордился Лувр.

«Цвет стекла, из которого выполнена голова, небесно голубой, а не бирюзовый, что было бы характерно для амарнского памятника; форма и вид парика также не оставляет сомнений в том, что это не древнеегипетская вещь. Тщательный лабораторный анализ материала памятника и подлинного древнеегипетского стекла поставил точку в дискуссии. Перед нами была подделка», — рассказывают Исабель Бирон, реставратор Центра исследований и реставрации музеев Франции и Женевьева Пьерра-Боннефуа, новый главный хранитель египетской коллекции Лувра.

Характеристика материала и некоторых элементов техники изготовления памятника указаи на более чем молодой возраст «портрета Тутанхамона» — XX век. «Теперь же эта скульптура приобрела в наших глазах совершенно иной статус. Она стала памятником искусства 1920-х годов, выполненном в стиле, позволяющем назвать ее шедевром «неоегипетского» стиля, демонстрирующего необычайное влияние египетских форм на искусство модерна», — дополняют специалисты.

Хуже всего то, что этот случай не единственный. Другой памятник также вызывал долгое время подозрения специалистов: голова, выполненная из дерева и расписанная, получившая условное название «Голова арфы». История этого «амарнского» памятника началась очень давно. Лувр купил ее в 1932 году. Только лишь к середине 1950-х годов поднялся вопрос об ее аутентичности. В начале 1980-х памятник был исследован группой исследователей нового поколения. В 1991 году разразился скандал: детальное и длительное исследование памятника вновь обнаружило фальшивку в одном из признанных раритетов собрания Лувра, в чертах лица которого многие «мэтры» видели не то Эхнатона не то Нефертити. Результаты анализа утверждали иное: «эта голова выполнена из старого дерева, возраст которого составляет от одного до четырех столетий и никак не может быть датирована амарнской эпохой», — подтверждает Жан-Луи де Сениваль в статье, опубликованной в журнале, паосвященном проблемам Лувра и других музеев Франции. Вслед за появлением статьи голова из залов исчезла.

Но если эти два развенчанные «шедевра» навсегда покинули экспозицию, то наверняка в залах, за стеклами витрин, отобранные и облюбованные известнейшими хранителями, таятся другие подделки. Присутствие вышеупомянутых фальшивок в залах Лувра объясняется тем, что после II Мировой войны шедевры искусства амарнской эпохи стали особенно желанными из всех памятников египетской цивилизации. Самые известные изготовители подделок мгновенно наполнили рынок столь необходимым товаром, порой создавая вещи, достойные восхищения. В то время те, кто принимал участие в раскопках в Египте, делили свои находки с египетскими властями. Однако в связи с военными событиями Франции было не до раскопок в эль-Амарне. В результате отдел египетских древностей Лувра обратил свое внимание на рынок антиквариата, понеся невероятные траты и риски. Между 1924 и 1932 годами Лувр приобрел несколько престижных памятников, которые были тот же час благожелательно приняты публикой и активно распространялись на открытках, постерах, в виде слепков и, наконец, на страницах египтологических изданий.

После нескольких десятилетий славы они, однако, вызвали шквал сомнений в аутентичности.

Проблема заключается в том, что иностранные специалисты редко высказывают свои подозрения относительно предполагаемых подделок в экспозиции музея, иногда не желая оказаться некомпетентными, иногда не желая оскорбить профессионализм хранителей или лишиться дружеских отношений с руководством музея.

Фальшивые «шедевры», естественно, таятся не только в музейных витринах, но и на полках в особняках частных коллекционеров. «В 1978 году, когда я был в Вашингтоне по случаю открытия выставки «Сокровища Тутанхамона», любители попросили меня оценить древнеегипетские памятники из своих частных собраний. Большую часть их коллекций составили подделки, изготовленные в Египте, — среди них — мумии животных, скарабеи и деревянная скульптура. Необходимо отметить, что некоторые из этих вещей были выполнены весьма неплохо», — вспоминает Аль-Навави. На самом деле большая часть этих предметов была выполнена во дворах домов местных жителей. Египетские художники и ремесленники, те, что сидят на каирском базаре Хан эль-Халили или же у гробниц вельмож в Курне, делают вещи совершенно разного уровня.

Одни пугают своим диким обликом даже неискушенного туриста, другие завершают свой путь в витринах музеев или в частных домах любителей древнеегипетского искусства. Обитателей Курны, что на западном берегу Нила в Луксоре, вообще можно назвать экспертами в имитации. Для того, чтобы обмануть радиоуглеродную экспертизу, они собирают фрагменты древнего дерева неподалеку от храмов и делают из него скарабеев или другие «древности», чтобы затем продать их коллекционерам. «Профессионалу легко определить дату изготовления памятника, даже если он прекрасно симитирован, — говорит Аль-Навави. — Анализ памятника на карбон 14 дает относительно точную датировку и исключает возможность фальсификации памятника». По его словам наиболее часто имитируются статуи XII династии, которые зачастую на протяжении истории Египта попадали в разные города и нередко узурпировались в более поздние времена, что приводило к «полустертости» текстов.

Подлинные или фальшивые памятники египетского искусства, все равно они привлекают огромное внимание. Вследствие этого Дитрих Вилдунг, директор Египетского музея в Берлине, организовал в 1983 году выставку «Фальшивые фараоны»; Британский музей также не остался в стороне и подготовил экспозицию «Подделки: искусство лжи» часть которой составили подделки древнеегипетских памятников. К счастью, проблема подделки миновала стены Египетского музея в Каире: все вещи поступают сюда непосредственно с раскопок. Места для фальшивок просто нет: подлинники и те девать некуда.

© «Аль-Ахрам Эбдо»
© Авторизованный перевод: Виктор Солкин

  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013