«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

Нефертити. Постскриптум

В от уже две недели египтологическое сообщество обсуждает две важные новости, связанные с именем знаменитой амарнской царицы. Казалось бы, многое уже прояснилось, однако рождаются новые вопросы, в мировых СМИ появляются новые факты.

Мы стараемся переводить для сайта Ассоциации в экстренном режиме все самые важные публикации, посвященные случившемуся. Сегодня мы предлагаем Вам перевод трех статей, посвященных Нефертити, которые отчасти подводят итог последним событиям. Однако, резонанс необычайного «эксперимента» в Берлинском музее и преждевременного заявления Джоан Флетчер столь велик, что речь идет скорее о многоточии, нежели о логическом завершении новостной ленты о Нефертити.

Виктор Солкин

Саботаж древней красоты

  Быстрый доступ к статьям
•  «Саботаж древней красоты»
•  «Древняя Нефертити
и ее молодое тело в Венеции»
•  «Цифровые радиографические
установки от Canon исследуют
тайны Древнего Египта»

Невероятное решение кураторов Египетского Национального Музея в Берлине закончилось официальным гневом правительственных кругов Египта.

Изысканно расписанный известняковый бюст амарнской царицы Нефертити экспонировался в Берлине в специальном зале с особой подсветкой с 1924 года. Лишь на прошлой неделе после очень странного решения кураторов, музей впервые в истории дал согласие на объединение древнего бюста и современного бронзового тела, созданного двумя венгерскими художниками.

Министр культуры АРЕ Фарук Хосни назвал произошедшее «актом саботажа». В интервью, данном «Аль-Ахрам», он сказал, что такая «безрассудная, безответственная и неэтичная акция» должна быть немедленно остановлена.

«Бронзовое тело несет в себе угрозу для сохранности известнякового бюста. С одной стороны, скульптурный портрет может оказаться слишком тяжелым для «тела» и, вследствие этого упасть и разбиться на части; с другой стороны даже при спланированном и аккуратном контакте материал, из которого сделано «тело», может ускорить эрозию красочной поверхности древнего шедевра».


Ради этих кадров на Венецианском Биеннале
древний шедевр подвергался необоснованному риску

Как заявил Фарук Хосни, он уже связался с Министром Иностранных дел АРЕ Ахмедом Махером с просьбой связаться с Германией, для того, чтобы выразить протест по поводу этой акции, которая полностью нарушает египетские и международные законы и договоренности по защите культурного наследия, так же, как и конвенции ЮНЕСКО. Срочные письма протеста были также направлены генеральному директору ЮНЕСКО и германскому послу в Каире.

По словам Хосни, ввиду того, что между Египтом и Германией существуют стабильные дипломатические отношения и обе страны сотрудничают в сферах археологии и экономики, Египет не будет требовать возвращения бюста царицы, если руководство музея незамедлительно снимет бюст с бронзового торса и обеспечит ему надлежайшие условия хранения. «В ином случае, Египет будет требовать возвращения памятника на самом высоком уровне, так как музей показал себя в очень дурном свете».

Согласно заявлению Генерального секретаря Высшего Совета по древностям АРЕ (SCA), д-ра Захи Хавасса, уникальный портрет Нефертити был нелегально украден из страны германской археологической миссией, которая преступила официальный закон. В те годы найденные памятники распределялись между Египтом и иностранными археологами, причем Египет имел первоочередное право на отбор памятников для коллекции Национального Египетского музея в Каире.

Хавасс также заявил, что согласно документам, которые есть у SCA, директор берлинского музея Дитрих Вилдунг был связан с покупкой нескольких нелегально вывезенных из Египта древних памятников, а также неоднократно участвовал в экспертизе памятников, которые были украдены с родины. «Когда он был директором музея в Мюнхене, — говорит Хавасс, — он приобрел коллекцию медных статуй царей Среднего царства, которые были найдены в процессе нелегальных раскопок в Фаюме и вывезены из Египта в 1985 году. Мы передадим все эти документы в Интерпол, чтобы в отношении этого человека были приняты официальные юридические меры, а памятники вернулись бы в Египет».


Дитрих Вилдунг перед «новой» Нефертити в Берлинском музее

Египет официально заявил, что скандал с Нефертити не осложнит отношений SCA с германскими археологическими организациями, работающими в Египте. «Однако, — говорит Захи Хавасс, — мы обратимся к ним за помощью, чтобы они оказали давление на директора музея, оскорбившего древний памятник».

«Я был шокирован этим пошлым фарсом, — продолжает Хавасс, — который унижает наследие Египта, подвергает опасности уникальный шедевр древнего искусства и искажает саму память о знаменитой древней царице». Гюнтер Дрейер, глава Германского Археологического института в Каире заявил, что на самом деле бронзовое тело не было обнаженным; оно было изображено облаченным в тонкое одеяние, подобное тем, в каких изображали Нефертити в древности. По словам Дрейера, Институт никак не был связан с этим «псевдонаучным проектом. Германия осознает ценность бюста Нефертити, который ей выпала честь оберегать и защищать еще с прошлого века».

Вы хотите узнать, что об этом говорит сам Дитрих Вилдунг? Увы, телефоны музея уже давно не отвечают, электронная почта, отправленная на его адрес, уходит в один конец, а официальный пресс-релиз на сайте музея, предлагающий отпраздновать событие, был срочно убран из сети. Посол Египта в Германии, Мохамед эль-Ораби, встречавшийся с Вилдунгом, сообщил корреспонденту «Аль-Ахрам» Нефин эль-Ареф, что «Вилдунг назвал случившееся «временным экспериментом», основанном на проекте двух венгерских художников. Они создали тело в качестве «модели физической красоты Нефертити», основанной на ее реальных древних изображениях. Само «тело» и видеохроника его соединения с портретом царицы будут продемонстрированы на Биеннале в Венеции.

Однако вернемся в Каир. Мохамед Мабрук, глава Отдела Музеологии SCA и специалист по эпохе Амарны, назвал это событие «беспрецедентным», «нарушающим законы музейного хранения, по которым сотрудники музеев не имеют право привносить новые черты в аутентичные памятники для того, чтобы лучше сохранить их историческую и эстетическую ценность». Мабрук добавил, что «Египет должен требовать возвращения памятника на родину после такого инцидента. В 1933 году Египет уже требовал вернуть Нефертити, экспонировавшуюся в Музее Кайзера Фридриха, однако Гитлер, страстный поклонник древней царицы, отказался даже говорить об этом.

Профессор Али Радуан, бывший декан Факультета Археологии Каирского Университета, выразил свое удивление тем фактом, что Вилдунг, профессиональный египтолог, прекрасно понимающий ценность бюста, и то, что он никогда не был частью статуи, но, наоборот, завершенным и целостным памятником, решился на такой акт вандализма. «Это, возможно, месть за те обвинения, которые выдвинуты против него по делу об украденных памятниках», — предположил знаменитый египтолог.

Мохамед Салех, глава египтологического совета АРЕ и Президент проекта нового «Великого Египетского музея в Гизе», сообщил, что это, увы, отнюдь не первый случай нарушения Вилдунгом юридических законов и этических норм. «В то время, когда он был директором музея в Мюнхене, на двери центрального входа в здание висел огромный плакат с портретом Нефертити, в пустом глазу которой была надпись: «Музей закрыт по понедельникам». Поступок Вилдунга, — говорит Салех, — это способ привлечения новых посетителей в Берлинский музей и самореклама: его имя появилось в новостях вновь после 1986 года, когда он, купив нижнюю часть саркофага Сменхкара у швейцарского контрабандиста, отказался возвращать его в Египет. Египет все же получил его два года тому назад».

Посол АРЕ в Германии Эль-Ораби сообщил в телефонном разговоре, что он недавно вновь посетил музея и увидел Нефертити в ее прежней витрине. «На мой взгляд, — заявил Эль-Ораби, — фантазия Вилдунга зашла слишком далеко».

© «Аль-Ахрам»
© Авторизованный перевод: Виктор Солкин

Стр. 1 из 3
Назад в раздел новостей Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013