«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

“Осирис прорастающий”: хлеб 2500-летней давности, победивший смерть

В  музее хлеба в Ульме есть одна особенная египетская «мумия». Мумия не человеческая, а так называемая «зерновая». Поздний миниатюрный деревянный саркофаг полуметровой длины датируется приблизительно 600 годом до н. э. Он состоит из двух частей: нижней и верхней, и раскрашен иссиня-черной смолой.

Соколиная голова, обложенная листовым золотом говорит о том, что это Сокар — мемфисский бог мертвых.

Внутри саркофага покоится «мумия». Закутанное в лен тело не имеет ни рук ни ног, голова едва угадывается. Выцветшая бежевато-серая льняная материя задубела от битума так, что содержимое не прощупать. На «голову» надета коричневая восковая маска с человеческими чертами лица и чепцом. Кобра-урей на лбу и страусиные перья с обеих сторон говорят нам, что маска символизирует бога Осириса.

Имея аналоги, ученые отнесли эту маленькую мумию к «зерновым» мумиям, не зная, правда, что же точно находится в льняном мешке. Определить это, не вскрывая и, значит, не повреждая мумию, можно было только с помощью спиральной компьютерной томографии. Эта техника позволяет проводить радиологические исследования и получать различные двухмерные и трехмерные реконструкции. Если при обычной компьютерной томографии исследуемый объект «ощупывается» слой за слоем, то при спиральной томографии предмет «проходит» через детекторную систему-трубу, которая находится в постоянном вращении. Это дает осевое изображение, которое, в конце концов, дает возможность наблюдателям как бы на крошечном самолете «лететь» вдоль и поперек через объект и делать снимки различнейших плоскостей и видов.


Саркофаг Шешонка II Хекахеперра в виде фигуры бога Сокара.
Серебро. XXI династия. Каир, Египетский музей

Конечно же, главным в исследовании, которое было проведено в университетской клинике Ульма под руководством Вольфганга Пирсига и Романа Сокирански, было определение содержимого льняного мешка. Но при этом выяснились и другие поразительные детали. Так, к примеру, благодаря этому методу были подсчитаны годовые кольца на деревянной основе саркофага, и было определено, что деревянная поверхность покрывалась сглаживающим неровности меловым слоем, который служил грунтовкой для росписи смолой и подложкой для золотой обкладки.

Анализ содержимого мешка выявил два компонента: землю, возможно, нильский ил, и зерна злаковой культуры. Крупномасштабные снимки зерен, которые были названы учеными сенсационными, дали возможность палеоботанику Хансу-Петеру Стика из института ботаники Хохенхайма провести около 50 измерений.

Поперечные разрезы и боковые виды зерен позволили подробно определить род зерновой культуры: это был особенно скорый на всходы сорт ячменя. Также отдельные зерна уже имели ростки, из чего следует, что земля перед заключением в саркофаг некоторое время выдерживалась влажной.


Осирис прорастающий. Прорисовка рельефа из храма Исиды
на острове Фимле. I в. до н.э.

Зерно было в древнем Египте важнейшим продуктом питания, из него изготовляли хлеб и пиво. Но оно также олицетворяло собой, как «великое в малом», вечный цикл смерти и возрождения. Участь мертвого была сравнима с участью зерна. С этим соотносился и Осирис, бог плодородия и земледелия с одной стороны и бог царства мертвых с другой. По этой причине в Новом царстве (с 1550 г. до н. э.) получает распространение обычай ставить в царских гробницах так называемого «Осириса прорастающего». Глиняную или деревянную пустотелую форму, имевшую вид Осириса, заполняли нильским илом и зерном и затем все поливали водой, до тех пор пока зерно не прорастало: так из тела мертвого Осириса появлялась новая жизнь. Такие же фигуры находились и в одном из святилищ многих храмов в течение года и заменялись затем новыми. В случае «зерновой» мумии Сокара-Осириса из музея Ульма речь идет о позднем варианте этого погребального обычая, когда во время знаменитых таинств месяца Хойяк, зеленые ростки ячменя на «теле» бога символизировали собой бесконечное торжество жизни.

© «Spiegel Online»
© Авторизованный перевод: Константин Селянин

  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013