«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

Реинсталляция в Музее Метрополитен

В  конце января в Музее Искусств Метрополитен началась реставрация и перестановка древнеегипетских гробниц, которая продлится около шести недель.


Д-р Доротея Арнольд у стены гробницы Пернеба

С известняковых рельефов 4000 летней давности сняли защитные стекла, скрывавшие их в течение последних 90 лет — две гробницы, пугавшие не одно поколение школьников, описанные Д. Д. Сэлинджером в его повести «Над пропастью во ржи», были практически сразу закрыты толстыми стеклянными панелями, как только открылись для обозрения широкой публики в 1910 и 1916 гг.

Огромные панели со временем приобрели зеленоватый оттенок и накренились, давая блики, что «мешает правильному восприятию цвета на рельефах», — считает Доротея Арнольд, хранитель египетской коллекции музея, описывая изображения на известняковых рельефах в одной из камер гробницы Пернеба. «Дошло до того, что мне стало просто стыдно приходить сюда», — говорит она.

Новые защитные панели высотой 11 футов из немецкого города Вернберга будут установлены в середине марта. 13 их них будут установлены в гробнице Пернеба, а 10 — во вновь переставленной гробнице Раэмкаи. Изготовленные из специального трехслойного антибликового стекла, толщиной в 1,5 дюйма, они будут подвешены на петлях, чтобы их легче было мыть.

Эта музейная реконструкция сейчас дает уникальный шанс — немногие видели эти памятники без защитных панелей, и в настоящий момент предоставляется такая возможность. Гробница Пернеба — «одна из самых полных за территорией Египта», — говорит Д-р Доротея Арнольд, организовавшая этот многомиллионный проект по перестановке гробниц и пяти окружающих их галерей. «Цветные рельефы очень редкие», — подчеркивает она, с гордостью демонстрируя сцены возлияний и подношений в загробной жизни.

В гробницу, незащищенную стеклянными панелями, посетители будут допускаться по 5 человек, за которыми будет наблюдать охранник. Специальные датчики, установленные здесь, будут подавать сигнал, если уровень влажности превысит допустимый предел, способный нанести вред хрупким известняковым рельефам.

Согласно проекту реконструкции, длящемуся уже более 2-х лет, 5 из 32 галерей и 7 учебных помещений, вмещающие галерею египетского искусства Лайлы Ачесон Уоллес, располагающуюся на 6000 кв. футах и состоящую из 800 памятников, будут реконструированы.

Также впервые за многие десятилетия в музее открыли 3 окна, высотой 18 футов, выходящих на 5 Авеню, и потолочные окна. Они были спроектированы в 1902 году архитектором Ричардом Моррисом Хантом.

В новых галереях разместится коллекция, посвященная искусству додинастического и раннединастического Египта до 2650 года до н. э., куда войдут старейшие памятники коллекции — четыре кремниевых топора, от 100 000 до 300 000-летней давности.

Две другие обновленные галереи включают более поздние памятники, вплоть до римского времени, заканчивая периодом 400 г. н. э.

Но все же наиболее впечатляющим проектом является перестановка двух гробниц — гробница царского чиновника Пернеба (2380–2350 до н. э.) и принца Раэмкаи (2450 до н. э.). Эти памятники служат сейчас своеобразными «воротами» в галереи египетского искусства музея Метрополитен — «реальное воссоздание загадки египетской гробницы», по словам директора музея, г-на Монтебелло.

Д-р Арнольд полагает, что новое расположение гробницы Пернеба, конструкция которого заняла около 15 лет, наиболее близко ее изначальному расположению в Египте. Новая, отделанная рустами, известняковая стена из каменоломен Хэлуана, в Египте, была возведена с внешней стороны гробницы, чтобы воссоздать атмосферу закрытого внутреннего двора гробницы с рельефными изображениями Пернеба.

Известняковые рельефы гробницы Раэмкаи также будут размещены таким образом, чтобы имитировать их изначальное расположение внутри гробницы, а «не просто вывешены на стенах, как живописные полотна» — подчеркнул г-н Монтебелло.

Новая известняковая стена для гробницы Пернеба была высечена при помощи долота, и практически ничем не отличается от настоящей древней плиты, кроме цвета — новый камень немного светлее. «Будь она старее всего на 4000 лет, — то стала бы просто идеальным дополнением», — смеется Д-р Арнольд.

© «New York Times»
© Авторизованный перевод: Наталия Королева

  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013