«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

Царская гробница и море загадок

Грандиозная гробница Аменхотепа III, одна из самых красивых среди усыпальниц древнего мира, наконец-то получила то внимание, которого давно заслуживала.

Последнее пристанище Аменхотепа III находится в отдаленном ущелье в западной части фиванского некрополя, неподалеку от главного вади Долины царей. Большая, вырубленная в скале гробница сильно отличается от гробниц предков царя как своим планом, так и декорировкой стен. Гробница была опустошена и открыта еще в древности; в 1915 году Говард Картер обнаружил неподалеку от входа в гробницу закладные тайники. Еще раньше, в 1912 торговец древностями предложил Картеру купить сердоликовые вставки в браслет с именами Аменхотепа III и его супруги Тейе, которые и привлекли археолога к разоренной гробнице.


Голова колосса
Аменхотепа III
из Ком эль-Хеттан.
Гранит. XVIII династия.
Луксор, Музей
Египетского искусства

Была раскопана глубокая шахта в одном из коридоров гробницы; в ней нашли еще одну вставку для браслета и фрагмент колеса царской колесницы. Расчищая вход в гробницу Картер обнаружил ушебти с отбитыми ногами, надписанную именем царицы Тейе, а также свидетельства того, что работа по созданию гробницы началась еще в царствование Тутмоса IV, отца Аменхотепа III. Среди наиболее значимых находок, сделанных в погребальной камере был фрагмент алебастрового ящика для каноп царя. И в этот, казалось бы очень значимый момент все работы в гробнице были приостановлены: Картер нашел гробницу Тутанхамона и, занятый исследованием сокровищ юного царя, более никогда не вернется к забытой гробнице его предка.

В конце 1980-х годов команда специалистов и японского университета Васеда взяла под свою опеку гробницу Аменхотепа III. Они начали полномасштабные раскопки и документацию, для того чтобы затем, расчистив гробницу, начать ее реставрацию. Их задача оказалась очень непростой. Гробница сильно пострадала от вандалов и, в особенности, от путешественников XIX века, которые, забираясь в нее по кучам дебриса. Перерывали все в поисках незначительных находок или даже вырезали со стен живописные портреты царя, которые в настоящее время хранятся в собрании Лувра. Десятки мелких, но важных для истории находок растворились в частных собраниях или же пылятся на полках хранилищ европейских музеев.

Команда японских археологов приступила к спасению того, что осталось. В процессе работ были обнаружены еще семь закладных тайников: в них оказались череп и кости быка, пять миниатюрных керамических сосудов, деревянные модели орудий, помещенные в плетеную корзину. Сама гробница нуждалась в срочной консолидации; солевые кристаллы, выступившие на стенах, разрушили многие участки росписи. Соль покрывала даже колонны внутренних помещений усыпальницы.

В первой половине XVIII династии царские гробницы состояли из лестницы, ведущей от входа к серии из четырех коридоров, завершавшейся колонным залом и собственно погребальной камерой. Зачастую овальной формы, которая символизировала собой бесконечность, внутри которой пребывает тело царя. Гробница Аменхотепа III не только сильно отличается от этого плана; более того, она вообще не имеет аналогов во всем царском некрополе. Нигде больше нет комнат, вырубленных на самом дне шахты-колодца, а также дополнительных погребальных камер, которые, возможно, принадлежали царице Тейе и старшей дочери царственной четы — принцессе Сатамон.

Гробница достаточно велика. От входа несколько ступеней и коридор ведут к шахте-колодцу, за которой следует небольшой зал с двумя столбами и еще одна лестница. Отсюда новый коридор ведет к прихожей — большому залу с шестью столбами в два ряда. Между двумя последними колоннами находится короткая лестница, спускающаяся в погребальную камеру. Там был найден саркофаг Аменхотепа III. Две камеры, каждая с двумя столбами и кладовой примыкают у царской погребальной камере; именно в них, судя по отдельным находкам, должны были покоиться царственные женщины семьи Аменхотепа III. В 2003 году команда университета Васеда осуществила первый этап реставрации под руководством экспертов ЮНЕСКО и в сотрудничестве с итальянскими реставраторами, которые ранее реставрировали знаменитую гробницу Нефертари, супруги Рамсеса Великого. На осуществление работ японское правительство выделило грант в размере 1 млн. долларов. На укрепление гробнице и продолжение реставрационных работ потребуется еще один год, ведь росписи в гробнице никогда до этого не очищались от грязи и не реставрировались.

Фрагмент
росписи
из гробницы
Аменхотепа III
с изображением
царя. XVIII
династия.
Париж. Лувр
  

Пожалуй, самые красивые росписи в гробнице расположены по верхней части стен шахты-колодца; на них изображены сам фараон в сопровождении своего Ка перед богинями Нут и Хатхор, что символически говорит о вхождении царя в загробный мир. Присутствует здесь и Ка отца царя. Тутмоса IV. Японские специалисты обнаружили в гробнице, на стене перед прихожей интересное граффити «год третий, третий месяц сезона ахет, день седьмой». В том случае, если граффити содержит дату, когда царь был погребен в гробнице, то оно становится бесценным аргументов в долгой дискуссии и гипотетическом соправлении Аменхотепа III и его сына Аменхотепа IV. В гробнице не обнаружены тела.

Мумию Аменхотепа III, рядом с телом, приписываемым царице Тейе Виктор Лоре нашел в 1898 году в основном вади Долины царей, в гробнице Аменхотепа II (KV 35).

Просто поразительно, что гробница Аменхотепа III, выдающегося правителя, время царствования которого стало эпохой создания огромного количества бесценных памятников и сооружения величественных храмов Луксора, Солеба и Ком эль-Хеттана, так долго не привлекала внимания специалистов. Однако, все изменяется и теперь царская гробница в надежных руках. Кто знает, какие тайны она все еще хранит?

© «Аль-Ахрам»
© Авторизованный перевод: Виктор Солкин

  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013