«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

Археологи открыли древний морской торговый путь

Археологи из Калифорнийского Университета в Лос-Анжелесе (UCLA) и Университета Делавера открыли морской торговый путь между Индией и Египтом, использовавшийся во времена римского владычества, который стал еще одним доказательством того, что различные специи и пряности, а также другие экзотические товары попадали в Европу не только по суше, но и морским путем.

«Эта находка во многом поможет нам понять способы, которыми огромное количество экзотических грузов попадало в Европу в древности», — заявила Виллеке Вендрич, доцент кафедры ближневосточных языков и культур Калифорнийского Университета в Лос-Анжелесе и один из руководителей проекта.

«Когда экономические причины или политические конфликты мешали перевозке грузов по суше, древние мореходы отправлялись к Красному морю — тогда морской путь между Индией и Египтом становился даже более эффективным, чем мы сейчас могли бы предположить».

«Шелковый путь всем известен как торговый маршрут, однако мы нашли доказательства, указывающие на то, что морской путь между Индией и Египтом для перевозки экзотических грузов был также очень важен, и мог служить связующим путем со странами Дальнего Востока», — добавил другой руководитель проекта Стивен Сайдботем, профессор истории в Университете Делавер. Вендрич и Сайдботем опубликовали статью о своей находке в июльском номере университетского журнала «Сахара».

В течение последних восьми лет ученые сотрудничали с группой археологов, которые проводили раскопки на месте давно запрошенного египетского порта Береники, находящегося на Красном море, у границы с Суданом. Среди развалин зданий, датируемых римским периодом, исследователи обнаружили древесину тикового дерева в большом количестве — дерева, произрастающего только на территории Индии и Мьянмы (совр. Бирма), и которое не может расти в Египте, Африке или Европе. Ученые полагают, что древесина тикового дерева, датируемая первым столетием н. э., использовалась для постройки остова морских судов. Когда корабли приходили в негодность, жители Береники использовали древесину для постройки жилищ. Также были найдены другие предметы, использовавшиеся в кораблестроении — медные гвозди и куски железной обшивки.

«Мы расчитывали обнаружить здесь древесину, свойственную Египту — мангрового дерева или акации», — говорит Сайдботем, — «но большая часть всех находок — древесина тикового дерева».

В подтверждение активного судоходства между Индией и Египтом, археологи также обнаружили большое количество древнеиндийских товаров — это была самая многочисленная находка подобного рода на Красном море, включая огромный ящик с 16-ю фунтами черного перца — самый большой из когда-либо найденный на территории бывшей Римской Империи. Исследователи датируют содержимое ящика, черный горошковый перец, произрастающий в древности только в южной Индии, первым веком н. э. Перец того же урожая был обнаружен также в Германии.

Вендрич пояснил, что «специи, используемые в Европе в древности, могли проходить именно через этот порт». Сухой климат Египта позволил прекрасно сохранить некоторые материальные памятники древней Индии, которые не могли бы сохраниться в более влажном субконтинентальном климате, включая парусину, датируемую 30–70 гг. н. э., а также плетеные изделия и циновки 1–2 веков н. э.

В одной из мусорных куч римского периода археологи также обнаружили индийские кокосовые орехи и ткань, расписанную в технике батик, 1-го столетия н. э., а также большое количество ювелирных украшений — сапфиры, стеклянные бусины из Шри-Ланки и бусины из сердолика из Индии. Три бусины, найденные на раскопках в Беренике, говорят об их еще более экзотическом происхождении — одна может быть с восточного побережья Явы, две же другие — из Вьетнами или Таиланда, хотя ученые пока еще не смогли их датировать.

Сомнительно, что Береника могла напрямую торговать с восточным побережьем Явы, Вьетнамом или Таиландом, но вполне возможно, что грузы шли с Дальнего Востока в Египет через Индию.

Также были обнаружены остатки злаковых культур и останки животных, свойственных африканской Сахаре, которые могут быть свидетельством того, что товары шли через три основные точки — из южной африки в Индию, а затем обратно в Египет через Индийский океан.

«Сегодня мы говорим о глобализации, как одном из достижений современной цивилизации, но и в древности торговля велась между различными районами земли не менее активно», — говорит Вендрич, которая большую часть своих публикаций после защиты докторской диссертации сделала в Лейденском Университете, в Голландии. «Для того, чтобы заработать деньги, эти люди шли на огромный риск».

Также как и весь Египет, Береника в 1–2 столетии н. э. контролировалась Римской Империей. В то же самое время сухопутные торговые пути из Индии в Европу шли через Пакистан, Иран и Месопотамию (совр. Ирак), и контролировались противостоящими Римской Империи государствами, что затрудняло передвижение по этим дорогам для римских торговцев. Тем не менее, в римских источниках упоминается, что стоимость перевозки грузов по суше была более чем в 20 раз выше, чем та же перевозка морским путем.

«Наземный транспорт стоил намного дороже, поэтому, когда это было возможно, предпочитали перевозить грузы морем, что было куда дешевле», — поясняет Сайдботем. При имеющихся проблемах с наземными перевозками грузов порт, располагающийся на самом юге Римской Империи, проветал. Он служил передаточным звеном, получая товары из Индии, которые впоследствии по суше перевозились в долину Нила, а затем по Нилу сплавлялись в Александрию, расположенную на берегу Средиземного моря, и издавна известную своей активной торговлей с Европой.

В ходе работы исследователи определили путь, которым грузы перевозились из Береники в Европу. Вендрич и Сайдботем полагают, что товары поступали через Индийский океан и Красное море в Беренику, расположенную в 160 милях от современной Асуанской плотины. Затем на верблюдах или ослах 240 миль их везли в северовосточном направлении к долине Нила, где небольшими судами их доставляли на север, в Александрию. Из Александрии грузы через Средиземное море развозили в десятки более мелких портов Римской Империи. Ученые полагают, что Береника была крупнейшим и самым активным портом из шести, расположенных на Красном море, до 500 гг. н. э., когда загадочным образом остановилась морская торговля.

Активная морская торговля Береники упоминалась в древних текстах, найденных еще в Средние века, но настоящее расположение порта было неизвестно до самого начала 19 века. Его близость к одной из египетских военных баз не позволяла работать здесь археологам до 1994 года, когда Вендрич и Сайдботем получили первое разрешение на раскопки в этом регионе. В это время египетское правительство, принявшее решение развивать туристические курорты на красноморском побережье, ослабило запрет на доступ иностранцев в этот район. Но прежняя полная изоляция местности по сей день вызывает большие трудности у археологов, работающих здесь — им приходится ввозить сюда воду и продукты, а компьтеры и другая аппаратура работает на солнечных батареях.

«Материально-техническое обеспечение здесь очень плохое», — говорит Вендрич, рабатающая с Институтом Археологии Косен Калифорнийского Университета в Лос-Анжелесе. Основное финансирование этого проекта проводит Фонд Научных Исследований Голландии, а также оказывают поддержку Фонд Национального Географического Общества, Национальный фонд пожертвований для развития гуманитарных наук, Фонд Гратама, Фонд Кресс и несколько частных лиц.

© «Popular-science.net»
© Авторизованный перевод: Наталия Королева

  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013