«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

Нианххнум и Хнумхотеп:
«вместе в жизни, вместе в смерти»


Вход во второй зал общей гробницы
Нианххнума и Хнумхотепа,
с изображением вельмож по
сторонам от дверного проема

Примеры однополых интимных отношений известны на протяжении всей истории человечества; не менее древними можно считать и предрассудки, связанные с этой темой. В 1964 году египетский археолог Ахмед Мусса обнаружил в древнем некрополе Саккара несколько скальных гробниц, примыкавших к процессионной дороге припирамидного комплекса фараона Унаса. В самой гробнице, рельефная декорировка которой прекрасно сохранилась, археолог неожиданно обнаружил уникальные сцены, изображающие объятья двух мужчин, которые не имели аналогов в других гробницах некрополя. Позже археологи, восстанавливавшие элементы комплекса Унаса, обнаружили, что при постройке процессионной дороги Унаса были использованы отдельные блоки этой гробницы, которая, как оказалась, предназначалась для погребения двух мужчин, Нианххнума и Хнумхотепа, занимавших одинаковые посты в жречестве Ра в Гелиополе и, одновременно, исполнявших вдвоем обязанности «начальника маникюров и парикмахеров царского дворца».

«Гробница вельмож стала для археологов настоящей загадкой, — говорит Грег Ридер, египтолог, специализирующийся по теме однополых сексуальных отношений в Египте фараонов, — можно смеяться, услышав титул «глава маникюров», а можно задаться серьезным вопросом: эти мужчины, изображенные касающимися друг друга носами, то есть, по египетским представлениям, в поцелуе, кем они были друг другу? Родственниками или любовниками?»

Нианххнум
и Хнумхотеп:
родственники
или любовники?
  

В научной литературе гробница, дабы избежать кривотолков, была названа «усыпальницей братьев», однако Грег Ридер придерживается иного мнения. Он отмечает, что изображения двух мужчин очень походят на современные им изображения семейных пар. Известно, что у Нианххнума была жена; она изображена сидящей за ним в сцене загробного пира в гробнице, однако позже ее изображение было почти повсеместно уничтожено по неизвестной причине. В других сценах на стенах гробницы Хнумхотеп сам занимает то место, на котором обычно изображались жены. Даже в надписях имена Нианххнум и Хнумхотеп соединены в игре слов, которую можно перевести как «вместе в жизни, вместе в смерти».


Встреча в загробном мире

«Желание однополых отношений существовало за идеальным фасадом брака, созданным древними, — говорит Грег Ридер. — Пример этой гробницы отнюдь не одинок. В качестве другого примера можно привести древнеегипетское сказание о гомосексуальной связи Хора и Сетха, следствием которой стала беременность одного из божественных партнеров, ужаснувшая других богов. Впрочем, очень часто сложно найти верные слова для того, чтобы говорить о сексуальности в древности. Лично я бы назвал это «однополым желанием».

Как отмечает Грег Ридер, мы все еще далеки от понимания того положения, которое при дворе занимали Нианххнум и Хнумхотеп, «доверенные спутники» царя, которым разрешалось, как парикмахерам и маникюрам касаться священного тела царя. «Единицы из живших в то время имели возможность соорудить себе такую пышную гробницу, которая была даром и привилегией, предоставляемой царем, — говорит Ридер, — так может быть отношение к однополым союзам в древности было куда более неоднозначным, чем мы сегодня себе это представляем».

© «Dallas Morning News»
© Авторизованный перевод: Екатерина Ульянищева

  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013