«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

Ступени к Серапеуму: великой святыне угрожает обрушение

Сложно было себе представить, что гигантские, высеченные в скальном грунте подземные галереи гробниц священных Аписов в Саккаре пострадают от окружающей среды и находятся под угрозой уничтожения. Однако, как стало известно Невин Эль-Ареф, корреспонденту «Аль-Ахрам», нанесенный ущерб уже требует проведения широкомасштабных восстановительных работ...

С 1986 года одна из главных туристических достопримечательностей Саккары была закрыта для публики. Никто из туристов отныне не может восхититься великолепными галереями, к которым примыкают камеры с массивными саркофагами, в которых некогда покоились священные быки бога Птаха. Вопрос о том откроется ли вообще Серапеум и посетит ли кто-нибудь вновь катакомбы общей длиной 200 м. и 24 погребальные камеры, задавался не раз.

Растущая угроза обрушения катакомб, тем временем, требует уже безотлагательного решения. Две недели тому назад Высший Совет по древностям предпринял некоторые шаги, чтобы сохранить погребальные камеры от обвала. Огромные конструкции из рельс были в спешке установлены, чтобы подпереть отдельные своды в подземельях и, возможно, открыть для посещений одну из самых значимых святынь древнего Египта. То, как были проведены работы, вызвало бурю критики как египетских, так и зарубежных специалистов, обвинивших конструкторов в создании бесполезных конструкций, которые сами по себе приносят вред уникальному памятнику.

Слева: Серапеум в Саккаре. Вход в подземные галереи. Справа вверху:
Ужасающие металлические конструкции призваны «спасти» Серапеум.
Справа внизу: Трещины в потолке подземных галерей хорошо отличимы
по белому цвету разрушенной породы

Гробницы Аписов расположены в массиве плато Саккара, в пустыне не значительном удалении от обрабатываемых земель, что может привести к выводу о том, что памятник не страдает от грунтовых вод. Однако опасность исходит не от сельского хозяйства, а от развития современной индустрии туризма. Много воды было использовано для создания дорог для туристов вокруг гробниц Саккары и галерей Серапеума, что привело к серьезному разрушению грунта, в котором образовались огромные трещины. В результате в одном из проходов Серапеума случился обвал.

Как только специалисты поняли всю серьезность проблемы, в подземных коридорах были установлены железные арки подпорок, которые отнюдь не стали выходом из положения. Тем не менее, срочная комиссия во главе с д-ром Захи Хавассом обследовала катакомбы и пришла к заключению, что метод, которым были «укреплены» галереи Аписов, «отвечает своим задачам», и что новые железные арки будут установлены в девяти из 24 галерей, которые наиболее подвержены разрушению.

«На протяжении веков хрупкий скальный грунт, в которым высечен Серапеум, был сильно поврежден, — говорит Хавасс, — но в 1980 году, когда была открыта программа по развитию плато Саккара, были сооружены новые дороги и кафетерии со всем необходимым, в глубь скалы просочилось слишком много воды, что и привело к образованию трещин». Впрочем, Хавасс напомнил, что сам Огюст Мариэтт, французский археолог, открывший Серапеум, использовал во время работ по подъему гигантского каменного блока, замыкавшего вход в комплекс, взрывчатку, что сильно ослабило грунт вокруг памятника.

Ахмед Абдель Фаттах, глава управления по древностям Александрии сообщил, что продолжаются взрывы в каменоломнях Дахшура, расположенного всего в нескольких километрах от Серапеума; они сильно дестабилизируют грунт и должны быть убраны в другое место. «Металлические конструкции, — говорит он, — которые были установлены, можно легко удалить после реставрации и консолидации камня».

Слева вверху: Пектораль в виде овноголовой Ба — души Иуф-Ра, ночного
Солнца. Из погребения Хаэмуаса в Серапеуме. Золото, инкрустации. Париж,
Лувр. Справа вверху: Пектораль в виде пилона храма с изображением богинь
Нехбет, Уаджет и души Ба Иуф-Ра, ночного Солнца. Из погребения Хаэмуаса
в Серапеуме. Золото, кость, инкрустация. Париж, Лувр. Слева внизу: Статуя
священного Аписа, созданная по приказу Нектанеба II. Известняк. Париж.
Лувр. Справа внизу: Вотивные стелы, обнаруженные в Серапеуме
О. Мариэттом. Париж, Лувр

Сторонники противоположных гипотез оспаривали профессионализм друг друга. Были предложены два совершенно разных способов реставрации. Согласно первому плану, следовало оставить железные арки там, где они установлены; согласно другому мнению их следовало заменить стальными опорами, которые превосходят их по прочности, но менее деструктивно влияют как на состояние камня, так и на общий вид памятника. Среди сторонников «железной реставрации» Сабри Абдель Азиз, глава департамента Древнего Египта Высшего Совета по древностям, который вспоминает, что предыдущая реставрация в 1950-х лишь увеличила трещины на стенах галерей и дальнейшая консолидация лишь погубит памятник.

Выдающийся египтолог Райнер Штадельманн придерживается иного мнения. Он говорит, что был шокирован, когда увидел железные конструкции в гробницах Аписов: «Это может быть только временным решением. Это не реставрация, это всего лишь срочная мера по стабилизации скалы, которую следует пропитать необходимыми составами, прежде чем убрать ужасные подпорки». Из-за разгорающегося спора Хавасс принял решение обратиться в ЮНЕСКО с запросом об экстренной экспертизе проведенных работ и разработке плана по дальнейшему эффективному спасению гробниц.

Погребальный комплекс Серапеума был найден известным французским египтологом Огюстом Мариэттом в 1852-м году. Мариэтт впервые приехал в Египет с тем, чтобы от имени Лувра приобрести у коптских монастырей ряд древних манускриптов. Посетив Саккару, Дахшур и Мит-Рахину, он увлекся Древним Египтом. В Саккаре Мариэтт обнаружил знаменитую статую сидящего писца, которую и поныне считают одним из шедевров мирового искусства, а также статую бога Беса и несколько сотен статуэток и амулетов. Однако находкой, перевернувшей всю его дальнейшую карьеру, стал Серапеум в Саккаре.

На плоскогорье Мариэтт увидел аллею сфинксов, которая очень походила на аналогичную аллею легендарного храма, известного как Серапеум. Следуя за проводником, он достиг еле заметного входа, но не в храм, давно разрушенный, а в огромные погребальные камеры. Множество вотивных предметов, в том числе небольших каменных стел, расставленных по своим местам или разбросанных в беспорядке, находилось там. Мариэтт продолжал движение вглубь, направляясь в расположенную в южной части погребения галерею длиной в 200 метров. По мере того, как галерея уводила правее, по обеим сторонам открывались обширные помещения с гранитными саркофагами внутри (всего 24). Надписи, найденные на четырех из них, позволили говорить об их возможной принадлежности правителям периода с 52-го года правления Псамметиха, основателя 26-й династии в VI веке до н. э., по конец эпохи Птолемеев. Все другие саркофаги подверглись разграблению, их крышки были взломаны, а содержимое похищено.

Неподалеку от центральной части галереи, под огромным валуном, который пришлось подорвать, чтобы сдвинуть с места, Мариэтт наткнулся на деревянный саркофаг с мумией сына Рамсеса II Хаэмуаса. Согласно тексту стелы, установленной в честь этого человека около входа в Серапеум, Хаэмуас был чиновником, ответственным за реставрацию пирамиды Унаса, а также правителем Мемфиса, верховным жрецом Птаха и управляющим строительством крипт Серапеума. Видимо, по своей собственной воле он был похоронен не в личной гробнице, а рядом со священными быками бога Птаха.





Слева вверху: Погребальная маска Хаэмуаса из Серапеума в Саккаре. Золото.
XIX династия. Париж, Лувр. Справа вверху: Сфинксы из аллеи Серапеума,
найденные Мариэттом. XXX династия. Париж, Лувр. Слева внизу: Серапеум.
Один из саркофагов священных Аписов, весом около 80 тонн. Справа внизу:
Серапеум в Саккаре: подземные галереи Аписов

Карьера Мариэтта была обеспечена. Позабыв про коптские манускрипты, он продолжил раскопки погребений Аписов и в конце 1852-го года обнаружил древнюю галерею, известную как «Малые крипты». Они состояли из таких же вытесанных в камне камер, в которых располагались деревянные саркофаги с мумиями священных быков. Эти захоронения относится к периоду с 30-го года правления Рамсеса II по начало 20-й династии. Большая их часть была разграблена, и лишь один, датированный 44-м годом правления Рамсеса II, оказался нетронутым и полным интересных находок. Сквозь наслоения пыли Мариэтт смог различить отпечатки ног жрецов, которые возложили тело божественного быка на его ложе 3000 лет назад. Еще два превосходных прямоугольных расписанных саркофага прятались под крышкой, скрывавшей их от глаз посторонних. Кроме того, была найдена стела с текстами, повествующими об этих двух священных Аписах, четыре алебастровых канопы с крышками в форме человеческих голов и позолоченная статуя Осириса.

В нишах, расположенных в стенах погребальных камер, располагались парные полихромные песчаниковые статуи принца Хаэмуаса, два алтаря в виде пилонов храма, каждый из которых венчало изображение шакалоголового бога Анубиса и четыре покрытых глазурью фаянсовых фигурки. Едва различимые росписи запечатлели Рамзеса II и его сына Хаэмуаса предстоящими перед двумя антропоморфными Аписами, уподобленными Осирису. В одном из саркофагов, наполненных останками костей, Мариэтт обнаружил 15 статуэток с бычьими головами, составлявших часть погребальной утвари и надписанных именами Аписа. Внутри другого саркофага он нашел еще шесть подобных статуэток, а также великолепную позолоченную пектораль в форме наоса, украшенную цветным стеклом и картушами с титулами Рамзеса II.

В течение 1952 года на территории Серапеума не прекращались раскопки. Они увенчались находкой третьей группы более маленьких погребений быков, которые были сделаны во время правления 18-й (начиная с Аменхотепа III) — 19-й династии. Среди них два нетронутых саркофага с мумиями, амулеты, канопы и ушебти. Инспектор Саккары, Мохамед Юсеф, сказал, что культ быка Аписа процветал во времена Древнего Египта, но по мере приближения к периоду правления Птолемеев постепенно терял свой сакральный статус.

Лишь один бык был погребен здесь со времен царицы Клеопатры. Император Октавиан не пожелал посетить Серапеум, и хотя бык оставался священным символом бога Монту в эпоху Диоклетиана, его культ постепенно угасал и, в конце концов, перестал существовать.

© «Аль-Ахрам»
© Авторизованный перевод: Виктор Солкин, Наталья Чамаева

  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013