«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта

Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

Красное вино «от Тутанхамона»

Древние египтяне верили, что необходимо не только мумифицировать тело человека, но и должным образом подготовить его для путешествия по загробному миру. Последние исследования показывают, что фараон Тутанхамон сделал свое путешествие приятным, «взяв с собой» красное вино.

Испанские ученые стали первыми, кто разработал способ, позволяющий определить цвет вина, который хранился в древних сосудах. Они проанализировали остатки вещества из сосуда, найденного в гробнице фараона Тутанхамона. Ученые обнаружили, что в нем находилось вино, и которое производилось из красного винограда. Это первые всесторонние химические анализы содержимого сосудов, происходящих из гробницы Тутанхамона.

Доклад на эту тему был впервые опубликован 15 марта в авторитетном журнале Аналитическая Химия Американского химического общества. По научным данным первые свидетельства о существовании винограда известны по окаменелостям возрастом 60 млн. лет; кроме того, ученые обнаружили сосуд с вином, относящийся к 5400 г. до н. э., в городе Хаджи Фируз Тепе, в северных горах Загроса в современном Иране.

Сбор винограда. Роспись гробницы вельможи
Нахта в Фивах. XVIII династия

По словам Марии Розы Гуаш-Хане, египтолога из университета Барселоны в Испании, «вину в Древнем Египте придавали очень большое значение, и оно было напитком высшего сословия и фараонов». Она вместе с Розой Ламуэла-Равентис, доктором наук, профессором, специалистом по вопросам питания, проанализировали остатки содержимого древнеегипетских сосудов, которые находятся в Египетском музее в Каире и Британском музее в Лондоне.

Один из исследовавшихся сосудов происходит из гробницы Тутанхамона, открытой в 1922 году Говардом Картером в Западных Фивах, в Египте. Надпись на сосуде гласит: «Год пятый, вино из дома Тутанхамона правителя южного Она, да будет он жив, здрав, невредим, на Западе. Произведено главным виноделом Kaa».

«Сосуды с вином помещались в гробницы в качестве пищи в загробном мире», — говорит Гуаш-Хане. На них указывался год, местность и даже имя винодела, но не сохранилось упоминания о цвете». Ученые и специалисты в области виноделия долго спорили о том, какие именно сорта винограда использовали древние египтяне.

Используя новый метод для определения цвета напитка, Ламуэла-Равентис и ее сотрудники определили, что вино в этих сосудах производилось из красного винограда. Как показывает анализ остатков содержимого древнеегипетских сосудов, вино производилось именно из винограда, но нет никакой информации о том, какого сорта.

Мальвидин глюкозид является главным компонентом, дающий этот оттенок только молодому красному вину и никакому другому напитку, использовавшемуся на территории Древнего Ближнего Востока и Средиземноморского региона.

Процесс анализа древних образцов требует очень бережного подхода, поскольку само количество остатков невелико, и используется минимум имеющегося материала. Чтобы выявить содержимое кислоты, исследователи использовали метод хромотографии. Ранее для выявления кислот данный метод никогда не использовался, и ученые также утверждают, что он был неизвестен и в археологии.

Исследователи планируют использовать этот метод для более подробного изучения содержимого сосудов с вином, обнаруженных археологами.