«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

Отголоски «египтомании» на Пречистенке

C  31 мая по 7 июня с триумфом прошел Первый Московский Международный салон изящных искусств, расположившийся в уютных залах особняка князей Долгоруковых на Пречистенке, в котором расположена Академия художеств России под руководством Зураба Церетели.

Среди участников крупного события было более 20 частных галерей из Европы и США, которые порадовали москвичей коллекциями уникальных произведений искусства. Всего было представлено более 1000 предметов. Поражал размах мероприятия, качество представленных экспонатов — от бесценных предметов китайской археологии до полотен Питера Брейгеля Младшего, Пикассо и Ренуара; среди экспонатов были и целостные интерьеры из французских замков XVIII–XIX веков. Несмотря на то, что официальных торгов не было, известнейшие галереи, которые представляли их владельцы, предлагали приобрести многие произведения искусства по ценам европейского антикварного рынка.

фото “Philippe Perrin — Objets d’Art”, Paris

Купидон, оседлавший сфинкса. Терракота.
XIX век. Длина — 153 см, высота 105 см.

Международный салон представлял определенный интерес и для тех, кто интересуется наследием древнеегипетской цивилизации и его интерпретациями. Нет, подлинных древнеегипетских предметов среди экспонатов не было, однако среди многочисленной мебели стиля ампир, фарфора, аксессуаров и других предметов интерьера встречались очень интересные произведения искусства стиля «Retour d'Egypte», отражающие зарождение и период расцвета египтомании в Европе.

Отмечу несколько предметов, которые представляют наибольший интерес для нашего сайта. Прежде всего, уникальную каминную чашу Севрского фарфора, выполненную в виде трех фигур стоящих египтян в длинных облачениях (черный фарфор) и платках-немесах (позолота), держащих на головах изысканно расписанную имитациями иероглифов емкость. Предмет, несмотря на свою миниатюрность, выполнен с особенной тщательностью и в целом напоминает лучшие элементы знаменитого императорского «Египетского» сервиза Наполеона, хранящегося в Кусково.

фото “Aveline — Objets d’Art et Decoration”, Paris
    Кресло с крылатыми
    сфинксами. Красное
    дерево, шелк. XVIII век.
    Выс. 128 см.
  

Не менее декоративным выглядело и кресло с крылатыми сфинксами, созданное в конце XVIII века из красного дерева, происходящее из коллекции Жана Блока; сфинксы, служащие подлокотниками, несмотря на явно античные мифологические прототипы и римскую форму самого кресла, выглядели очень египетскими, наверное, из-за тщательной моделировки лиц и, опять же, головных уборов.

Наконец, самый крупный памятник, навеянный египетским искусством, — прекрасный терракотовый сфинкс, несколько неудачно дополненный фигурой оседлавшего его Купидона. Памятник был создан в начале XIX века по мотивам известного произведения Жака Сарразина, королевского скульптора, работавшего по заказу Генриха Бурбона над оформлением одного из павильонов Лувра.

Большая часть предметов, украшавших Московский Международный салон, к сожалению, не была отражена в каталоге. В этом контексте мне хотелось бы выразить искреннюю признательность владельцам известных парижских галерей Филиппу Перрину и Жану-Мари Росси за прекрасные фотографии необходимых памятников, предоставленные специально для Ассоциации по изучению Древнего Египта «МААТ».

Виктор Солкин
  
  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013