«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

Египет и Нубия: Вечное единство двух противоположностей

В  прошлом месяце в Египетском музее в Каире прошла выставка фотографий, запечатлевших, как храмы Абу-Симбела разбирали и собирали вновь. Это напомнило корреспонденту «Аль Ахрам» Джилл Камил о дискуссиях вокруг программ ЮНЕСКО по спасению древних памятников.

Мы и сегодня помним, каким драматизмом была окружена работа по демонтажу, транспортировке и реконструкции великих нубийских храмов, которые ныне стали лакомым кусочком для туристов всего мира. Не стоит забывать, что в результате специальных исследований международных экспертов, работавших там между 1958 и 1971 годами, когда было завершено возведение большой плотины, был пролит свет на нубийскую культуру. Было заполнено так много пробелов в истории региона, что ныне больше известно о местных нубийских культурах, нежели о разнообразных археологических зонах Египта.

Я вспоминаю о находке археологической миссии Чикагского Института Востока в Устуле, поднявшей вопрос о связях Древнего Египта и Африки. В Нубии была найдена курильница, относящаяся к заре истории (не позднее 3100 г. до н. э.). Она вызвала особый интерес благодаря необычной гравировке. На ней были запечатлены сидящий правитель в уборе, похожем на белую корону Верхнего Египта и двери дворца, а также изображения ястреба, позднее ставшие одним из символов царской власти в Египте. Некоторые ученые полагают, что это додинастический памятник проделал путь от Египта до Нубии; другие считают его доказательством нубийского происхождения египетского идеала царственности. В любом случае, это открытие вкупе с исследованиями нубийских некрополей изменило отношение к культурному наследию Африки.

Несомненно, что длительные отношения и взаимосвязь между Египтом и Нубией не могли не привести к образованию общего наследия, пережившего тысячелетия.

Известные как погребения группы А, нубийские некрополи восходят к промежутку между 3500 и 2800 гг. эпохи неолита. Они простираются по всей территории Нижней Нубии вплоть до второго порога в 200 км. к югу от Асуана. Археологи обнаружили тысячи погребений, множество предметов керамики, изделия из кожи, медное оружие, кварцевые палетки и прочие артефакты, указывающие на достигнутый нубийцами уровень цивилизации, — сходный с египетским, и все же отличный от него.

После объединения Верхнего и Нижнего Египта египетская культура стремительно развивалась, оставив нубийскую далеко позади. Могущество фараонов первых династий (3050–2163 гг. до н. э.) неуклонно возрастало, и вскоре они распространили свою власть на богатейшие минеральные ресурсы Нубии. Фараон Джер оставил надпись близ второго порога, повествующую о его благополучном путешествии в Нубию. На вершине холма, известного ныне как Гебель Шейх Сулейман, сохранилась запись о предпринятой в его правление военной экспедиции, в ходе которой он захватил два города.

Высокоразвитая цивилизация Египта постоянно нуждалась в сырье и редких для Египта материалах. Их добывали на близлежащих территориях. Отношения между малопригодной для земледелия, но богатой на минеральные ресурсы Нубией и Египтом начали развиваться в глубокой древности. Материалы из Нубии использовались повсеместно уже в эпоху строительства пирамид (2613–2181 гг. до н. э.). Имена фараонов Хафра, Менкаура, Усеркафа, Сахура, Нефериркара и Джедкара были найдены в поселениях медеплавильщиков в Бухене.

Нубийцы пытались сопротивляться захватчикам, но вскоре стала очевидна бесплодность такого рода усилий, и они оценили преимущества торговых отношений. Египтяне получали все необходимое, продвигаясь все дальше на юг и получая доступ к таким ценным материалам, как слоновая кость и эбеновое дерево, страусовые перья и шкуры пантер. Взамен Египет снабжал Нубию зерном, маслом и медом.

В 60-е годы археологическими миссиями, работавшими в Нубии, было сделано интересное наблюдение. Оказывается, египетские фараоны, стремясь подчинить себе Нижнюю Нубию, основывали постоянные поселения на юге, — такие как город Керма, служивший воротами в бескрайние земли центральной Африки.

Одной из самых плодотворных археологических миссий в Нубии была скандинавская экспедиция, объединившая под руководством Торги Саве-Содерберга из Уппсальского университета специалистов из Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции. В ходе раскопок в Дебейре, на восточном берегу Нила к северу от Вади Хальфа, были обнаружены следы таинственной культуры группы С, со времен ее зарождения вплоть до необъяснимого исчезновения по прошествии тысячи лет.

Видимо, между 2300 и 1500 гг. до н. э., одновременно с распадом Египта на враждующие города-государства в ходе т. н. Первого переходного периода, в Нубии появился народ, названный группой С. Образцы их керамики и предметы из их погребений говорят о более высоком уровне культуры, чем культура более ранних народов группы А. Возможно, они были оседлыми скотоводами, потомками скотоводов, пересекших Сахару и вышедших в долину Нила, когда условия жизни ухудшились из-за неуклонного опустынивания. Вероятно, именно им принадлежат тысячи изображений животных на нубийских скалах. В самом деле, они нередко хоронили скот близ собственных погребений и использовали рога животных для украшения керамических изделий.

Саве-Содерберг долгое время считал, что существовала связь между египетскими крепостями у второго порога Нила и народом группы С, которые первоначально устраивали небольшие захоронения, окруженные каменными глыбами, а затем начали возводить каменные гробницы со святилищами. Он пришел к выводу, что они и были тем народом, который представлял опасность для фараонов Среднего царства и для защиты от которых и возводились военные укрепления.

Действительно, фараоны Среднего царства (2122–1786 гг. до н. э.) так заботились о безопасности своих торговых путей, что Аменемхет I построил крепость в Семне в районе второго порога, Аменемхет II укрепил позиции Египта в Керме, а Сенусерт III закрепил южную границу Египта в Семне.

Крепости Семна, Миргисса, Бухен и Уронарти были возведены на естественных возвышенностях. Опираясь на найденный в Фивах папирус, в котором были перечислены египетские крепости, Алан Гардинер утверждает, что не менее восьми из них находились в этой местности, свидетельствуя о желании Египта держать свои южные владения под контролем. Вскоре Нубия подверглась египетской колонизации.

В отличие от пустынной Нижней Нубии, Верхняя Нубия, или Куш (северный Судан), была плодородной и богатой на природные ресурсы. Населявшие эти края меджаи были сильны и храбры и отказывались подчиниться завоевателям. Лишь Сенусерту III удалось сломить их сопротивление. В походе принимали участие и наемные нубийцы, прославившие Сенусерта как национального героя-победителя. В его честь был построен храм, ставший процветающим центром египетского могущества в Нубии.

Поколения египетских солдат и поселенцев жили в Нубии, постепенно распространяя свои традиции, ремесленные навыки и религиозные верования. Прочно обосновавшись в этих местах, египтяне получали постоянный доступ не только к нубийским золоту и меди, но и пролегавшим далее на юге торговым путям. Египетские крепости в Нубии служили не только символом египетской военной мощи, но и важными центрами хранения ввозимого сырья и материалов. Так продолжалось вплоть до нашествия гиксосов, когда большинство крепостей было сожжено или разграблено.

Археологи долго пытались понять, почему военачальники эпохи Среднего царства возводили форты в небезопасной зоне близ второго порога Нила. Ответ на этот вопрос был найден миссией под руководством французского ученого Жана Веркуттэ. В течение пяти долгих лет он и его команда занимались расчисткой участка крепости Миргиссы. В 1964 г. их труды увенчались успехом — они нашли деревянную стелу с именем Хатхор. Это убедило Веркуттэ, что крепость была идеально расположенным для торговли египетским форпостом в Нубии, где процветал культ великой богини.

Полные энтузиазма, археологи исследовали местность вокруг, особенно берег реки, в поисках следов гавани, пристани и складов. Расчистив небольшой участок затопленного некрополя, они решили раскопать его целиком. Их ожидала редкая находка — тайник с примерно тремя тысячами «текстов», — обломков керамики, на которых перечислялись имена «врагов» Египта. Неподалеку были найдены четыре разбитых статуэтки пленников, а также человеческий череп на блюде, кремневый нож и разбитый кувшин.

Среднее царство пало с нашествием гиксосов, и Нижняя Нубия воспользовалась периодом нестабильности между XIII и XVII династиями, чтобы выйти из-под контроля Египта. И когда могущественная фиванская семья изгнала гиксосов из страны, Египту пришлось вновь подчинять себе Нубию.

Фараоны Нового царства стремились неуклонно расширять свои позиции в Западной Нубии и Куше. Рамсес II был щедр на строительство храмов, и в его правление между первым и вторым порогом Нила было возведено множество храмов (с севера на юг): Бейт эль-Вали, Герф Хуссейн, Вади эс-Себуа, Дерр, Абу-Симбел и Акша. Каждый их них, ныне спасенный от затопления и открытый для туристов, владел обширными территориями и храмовым хозяйством. Как правило, от берега реки к подножью высеченного в скале храма вели ряды статуй. Их расположение, а также следы постоянного местопребывания там больших египетских общин, указывают на изменение характера деятельности египтян в Нубии — от военных походов к мирной жизни и торговле.

Египетские технологические достижения и религиозные традиции глубоко укоренились в Нубии. Их влияние ощущалось и южнее, у четвертого порога. В 1000–300 гг. до н. э. там существовало еще одно египетское поселение — Напата. Однако в неразберихе, начавшейся после смерти Херихора, — жреца, узурпировавшего престол Верхнего и Нижнего Египта, несмотря на то, что Дельтой самостоятельно правила влиятельная танисская семья, — Куш воспользовался возможностью стать более независимым от Египта.

Наконец настало время триумфа южного соседа Египта. Освобожденные от египетского владычества, кушиты основали независимое государство в Напате. По происхождению оно было африканским, по традициям, религии и царскому церемониалу — египетским. В храме около Гебель Баркал, священной горы у четвертого порога, поклонялись «Великому богу» Амону Ра, а царская титулатура уподоблялась египетской. Кушиты были горды и честолюбивы. Наблюдая медленный упадок центральной власти в Египте, кушитский правитель Пианхи (730–663 гг. до н. э.) повел на свои войска на соседей.

Во главе сильной армии Пианхи продвигался на север, скорее как близкий по культуре освободитель, чем завоеватель. Он считал себя истинным фараоном и сумел очистить страну от варваров и восстановить утраченные добродетели. XXVI кушитская династия правила Египтом с 750 по 656 гг. до н. э. Пианхи и его потомки сумели привнести в страну внутреннюю стабильность, они возводили храмы и активизировали жизнь древнеегипетского социума. Сложно сказать, как долго они продержались на престоле. Известно лишь, что с приходом ассирийцев в Дельту в 671 г. до н. э. они были оттеснены назад, в родные края, где их царство процветало до 600 г. до н. э.

Непонятно, почему правители Напаты однажды приняли решение перенести столицу южнее, в Мероэ (Шенди). Так или иначе, на плодородном изгибе реки, в местности, богатой железной рудой и топливом для выплавки железа, они развили культуру, наследовавшую нубийско-египетской культуре Напаты и в то же время по-африкански индивидуальную. Египетское влияние сказалось на искусстве и верованиях жителей Мероэ; погребения правителей были выполнены в форме пирамид. Язык Мероэ до сих пор не расшифрован полностью.

Пока Египет переживал два персидских нашествия (в 525 и 345 гг. до н. э.) империя Мероэ процветала и распространяла свое влияние дальше на юг, постепенно обосновываясь в Верхней Нубии и Северном Судане. К началу правления Птолемея IV (222 г. до н. э.) правитель Мероэ Аргиманик контролировал русло Нила до самой Элефантины.

Между Нубией и птолемеевским Египтом установились хорошие отношения. Ситуация изменилась, когда в 30 г. до н. э. Египет захватили римляне. Между властями Мероэ и захватчиками произошел конфликт по поводу Нижней Нубии, который обостряли все более частые и разрушительные набеги кочевых племен Западной пустыни.

В конце концов был подписан мирный договор, сделавший Нижнюю Нубию буферной зоной. И все же, несмотря на заключенное соглашение, разногласия между независимыми и гордыми жителями Мероэ и римскими гарнизонами не утихали. Время от времени первые нападали на солдат Цезаря и однажды заняли Асуан. Однако там они не продержались долго. Римская армия разбила их войска и заставила вернуться в родные земли, впрочем, уже тогда тронутые распадом.

Между серединой четвертого и серединой шестого веков н. э. в Нубии появился новый народ, названный народом группы Х, или Баллана. Его происхождение туманно. Некоторые ученые полагают, что это было воинственное племя из Восточной пустыни, известное римлянам как блеммвы. Другие отождествляют их с нободжаями, — народом, пришедшим в Нубию из Западного Судана. Царские погребения, найденные британским археологом Уолтером Эмери в 30–х гг. XIX в., скрывали богатейшие памятники из все, когда-либо найденных в Нубии.

Сейчас они находятся в Нубийском музее в Асуане. Среди них — серебряные короны, инкрустированные полудрагоценными камнями, бронзовые и серебряные кувшины, украшения, оружие и мебель. С хозяевами погребались также слуги и домашний скот, в том числе седла и уздечки, украшенные серебром. Лишь постепенно Нубия принимала христианскую веру. С 55 – по 1500 гг. н. э. на территории между современным Хартумом и Асуаном вдоль русла Нила существовало три христианских государства. Население Нубии росло и процветало. Строились новые церкви; старые храмы были превращены в христианские.

В 652 г. с расширением империи арабов был заключен мир между арабским правителем и христианами Нубии, вылившийся в 500–летнее добрососедство. Так или иначе, постепенно богатства нубийских правителей — христиан сокращались и они все больше подпадали под власть мусульман. В XIV в. в Каср Ибриме на престол был возведен епископ, и влияние христианства неуклонно уменьшалось.

Несомненно, что нубийская культура и ее памятники не существовали независимо от других культур, как это считалось ранее, — напротив, они составляют цепь непрерывного и последовательного развития. Египетские сооружения в Нубии и особенности их назначения свидетельствуют о большем, нежели лишь архитектурном или художественном совершенстве.

© «Аль-Ахрам»
© Авторизованный перевод: Наталья Чамаева

  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013