«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

«Искусство Древнего Египта»
CD-ROM. Директ Медиа Паблишинг, Москва, 2004

Лето 2004 года ознаменовалось выходом нового медиа проекта, посвященного Древнему Египту. С одной стороны, это очень значимое событие, так как до сих пор ни одна из медиа издательских компаний России не предлагала русскому рынку серьезного продукта, посвященного культуре страны на Ниле. С другой — подобный продукт, требующий очень серьезной подготовки, мог бы стать в некотором роде началом большого открытия Египта в этой области. Мы рекомендуем купить этот диск по причинам, приведенным ниже, однако в целом, к сожалению, диск оказался не соответствующим профессиональным требованиям египтологии, даже несмотря на то, что ориентирован на самого широкого пользователя.

В целом продукт оставляет очень противоречивое впечатление. Если говорить о положительных сторонах электронного издания, то это, безусловно, огромный иллюстративный ряд, в основе которого — книга «Egypt. The World of the Pharaohs», выпущенная в Кельне под редакцией Маттиаса Сейделя и Регины Шульц в 2000 году, недавнее издание «The Treasures of the Valley of the Kings» под редакцией Кента Уикса, а также ряд новых каталогов египетских собраний музеев в Бруклине, Хильдесхайме, Каире и Берлине. Памятники Туринского и Британского музеев, а также Лувра и музея Метрополитен представлены слабо.

Безусловно, это значимый подарок для многих, так как в оригинале эти каталоги весьма дорогостоящи. Однако, прекрасного иллюстративного ряда недостаточно. Именно здесь и начинаются основные проблемы. В текстах диска парадоксальным образом сочетаются недостаточная информативность и при этом, порой, демонстративная научность. С одной стороны, если диск рассчитан на широкого пользователя, то можно было бы многое опустить. Но почему при этом опускаются важнейшие вещи (особенно в религиозных очерках) и при этом присутствуют громоздкие малозначимые конструкции, характерные для старых советских книг по искусствоведению? Вызывает искреннее удивление тот факт, что текст, судя по информации на диске, готовила О. П. Дюжева из Сектора Востока ГМИИ, кандидат искусствоведения. Впрочем, если смотреть дальше, то выяснится, что даже в подписях под иллюстрациями (которые переводились с книг) были допущены серьезные ошибки. Точно так же, как и на последней египетской выставке в ГМИИ, что совсем не делает чести Музею и показывает уровень знаний и профессионализма его сотрудников. Так, говорить об «остановках» на бесконечном пути солнечного божества — значит совершенно не понимать принципы египетского мировоззрения, переводить имя бога Хора как «дальний» — не знать древнеегипетского языка (об этом, кстати, говорит и неверное написание имен некоторых царей, например, Хоремхеба, Хорсиеса и Дена («Хормемхеб», «Норсиесе» и «Девен» у Дюжевой, которая, судя по всему, иероглифического написания этих имен просто не видела). Совершенно непростительно называть амарнскую религию «пробной» моделью монотеизма, а имя Бастет, происходящее от названия священного сосуда для умащений «бас», считать произошедшим от топонима «Бубастис» — на самом деле ровно наоборот, город получил свое название от имени богини (Пер Баст — «дом Бастет»).

Загробный мир отнюдь не всегда был подземным, как указывает О. Дюжева, а вот зато землю как раз именно египтяне первые стали считать шаром, в чем неосведомленный автор им отказывает. Неверно представлена картина понимания египтянами мира — большой акцент ставится на «подземном» пространстве, и ничего не говорится о Наунет — оборотной стороне неба, месте пребывания богов. Сетх, извечный защитник Ра неверно назван в тексте враждебным Солнцу; видимо, руководствуясь весьма ложной скромностью, автор «деликатно» убирает из описания гелиопольской космогонической системы сам процесс, которым Атум творит вселенную и своих первых потомков — Шу и Тефнут. У меня нет задачи комментировать и исправлять многочисленные ошибки автора текста — для этого в подобном проекте был необходим серьезный научный редактор, а потому — это всего лишь несколько примеров.

Отойдя в сторону от основного текста, прокомментирую подписи к некоторым иллюстрациям. Так, вся панорама ущелья Дейр эль-Бахри с храмами Ментухотепа II (XI династия) и Хатшепсут (XVIII династия) датированы XI династией, при этом статуя Небхепетра Ментухотепа (II) из этого храма почему-то названа изображением Ментухотепа I, от которого не дошло до нашего времени скульптурных портретов. Голубые фаянсовые изразцы, происходящие из комплекса Джосера, согласно подписи, все еще находятся в Саккаре, несмотря на то, что давно экспонируются в Египетском музее в Каире. Фотоснимки первого пилона Карнакского храма Амона и даже сцена с Тутанхамоном и его супругой на обложке — даны зеркально. Это также совсем не полный перечень ошибок, связанных с иллюстрациями.

Подводя итоги всему вышесказанному, отмечу, что, безусловно, диск полезен и заинтересует всех, кто занимается Древним Египтом. Однако хочется пожелать, чтобы впредь компания «ДиректМедиа Паблишинг», прекрасно известная своими серьезными разработками на российском рынке, более ответственно подходила к подбору авторов для реализации своих замечательных проектов, либо использовала в работе труды уже зарекомендовавших себя достойным количеством профессиональных публикаций специалистов.

Виктор Солкин

  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013