«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

Смерть на Ниле

В  энциклопедическом словаре по египтологии Абидос стоит на первом месте. Это — последнее пристанище царей первой династии, правивших Египтом 5000 лет назад. Это также место зарождения культа царя-бога и вообще культа мертвых. Абидос расположен в нескольких милях от Нила, примерно по середине между Каиром и Асуаном — одинаково далеко как от древнего Мемфиса, так и от величественных храмов Фив. Но египтология начинается именно в Абидосе, основываясь на первых систематических свидетельствах, оставленных египтянами о культе мертвых. Именно здесь слуги фараона захоранивали его погребальные корабли, сделанные из дерева 70–ти футовые суда, которые предназначались для переправы царя в загробный мир, а также ритуально убитых ослов, для перевозки его имущества, и слуг, чтобы они могли служить ему в потустороннем мире.

Этой весной археологи подтвердили, что несколько захоронений вокруг двух гробниц, во-первых, были построены в одно время, а во-вторых, опечатаны также в одно время. Учитывая, что процесс мумификации в то время был еще очень примитивным, чтобы сохранить тела на достаточно длительное время, логика подсказывает нам, что все слуги, захороненные там, умерли в одно время. Дэвид О'Коннор, глава миссии в Абидосе, занимающейся раннединастическими захоронениями, уверен — это были человеческие жертвоприношения.

«Большинство египтологов полагает, что они были умышленно умерщвлены», — считает он. «Это очень странное захоронение. Все люди, находящиеся в погребении — молодые мужчины. Таким образом, нет никаких различий или вариантов в возрасте и поле. Похоже, это была группа людей, специально отобранных для каких-то целей».

Абидос — отнюдь не новое место для раскопок. Еще классик египтологии — Флиндерс Питри — вел здесь раскопки более ста лет назад, исследуя захоронения царей Нармера и Аха, живших около 3100 лет до н. э. К тому времени Верхний и Нижний Египет были уже объединены, а внешняя политика египетского государства распространялась на южный Ливан и Нубию: будущая империя обретала уже довольно четкие границы. Аха, чье имя означало «Воитель», был первым царем I династии. Нармер — был последним царем так называемой «Нулевой» династии.

«Нет, мне это нравится!», — восклицает О'Коннор, — «Египтологи! Мы начинаем хронологию от I династии, а потом открываем, что и до нее правили цари. Таким образом, мы начинаем династию «0», которая продолжает увеличиваться, так как мы постоянно находим свидетельства о новых правителях, которые, возможно, тоже были царями».

О'Коннор — профессор египетского искусства и археологии в Нью-Йоркском университете и бывший куратор Египетского музея в университете Пенсильвании. Недавно в Лондоне он делал доклад в летней школе Академии Блумсбери о своей работе в качестве помощника директора в проекте Абидоса. Это абсолютно новый взгляд на место, где, по его словам, египетская государственность вошла в качественно новую стадию.

На известных нам изображения Нармер показан либо в облачении, позже принявшим название «царские регалии», либо в позе побивающего врагов. Это станет характерной позой для всех царей на протяжении последующих 3000 лет. Задолго до появления первых пирамид египетское государство начало принимать четкие границы. Всего в миле к северу от гробниц, исследуемых Флиндерсом Питри, расположено несколько царских заупокойных памятников. Никому точно не известно их назначение, но предположительно они могли являться частью культа царя, так как все они (дворы, обнесенные одной стеной) были связаны с царской гробницей. Эти дворы были связаны с дополнительными гробницами, где исследователи и обнаружили ужасающие свидетельства человеческих жертвоприношений.

«Умерший царь обеспечивался в загробной жизни всем необходимым. Их тела помещались в саркофаги, а в гробницу клали одежду, ювелирные украшения, мебель, большое количество пищи и воды», — говорит О'Коннор. «То есть общий замысел состоял в том, что умерший царь будет нуждаться во всем, в чем он нуждался при жизни. Я полагаю, что жертвенные захоронения являются лишь логическим продолжением этих верований».

А что нужно царю? Ему нужны слуги, которые ухаживали бы за ним и прислуживали ему. «Видимо, они в буквальном смысле собирали группы слуг и дворцовой челяди, возможно из дворца этого же царя, и просто умерщвляли их во время погребения, а затем захоранивали рядом с царской усыпальницей, а также неподалеку от заупокойных памятников всего в миле отсюда», — рассказывает О'Коннор.

К этим же захоронениям относятся и лодки. Здесь, в пустыне, в семи милях от Нила расположены не человеческие гробницы, а захоронения церемониальных судов. Всего найдено 14 судов, каждая длиной 70 футов (1 фут = 30,48 см), сделанных из связанных вместе досок, где щели заделаны чем-то вроде пакли, изготовленной из мякоти тростника. Над каждым таким судном была надстройка.

«На сегодняшний день это самые древние суда, изготовленные из связанных между собой досок. И их 14 штук», — восклицает О'Коннор. «Это не часть лодки или что-то напомонающее лодку — это 14 судов обнаруженных здесь». Только одна лодка из 14 частично повреждена. Они останутся в песке, где благополучно сохранились в течение 5000 лет, до тех пор, пока эксперты не определят сорт древесины и не дадут рекомендации к раскопкам. Однако, существуют определенные ограничения площади, которую могут исследовать специалисты проекта: часть этой местности занята современным коптским кладбищем, которое нельзя трогать. Однако, в дополнение к уже упомянутым захороненным царедворцам и судам, археологи имеют не менее интересные свидетельства о средствах передвижения в загробный мир — ослы.

«Эти гробницы были просто «набиты» ослами. Для чего царю ослы? Что является основным средством передвижения в Египте? Ослик. Поэтому стадо ослов предназначалось для перевозки всего царского имущества в загробный мир. Один для этого использовал ослов, другой — целый флот. Все это не входит в противоречие с верованием, что и люди будут делать то же самое. Таким образом все, что нам удалось обнаружить тем или иным образом подтверждает предположение не только о возможных людских жертвах, но и существование убеждения, что если царь в этом нуждался, то он должен был это иметь и в загробном мире. Также ясно, что так как подобная традиция не существовала ранее, это означает качественно новый этап в развитии царской власти в Древнем Египте».

Все свидетельства находятся в песке и только в песке. В 3000 году до н. э. уже существовал календарь и письменность, однако, письменных свидетельств той эпохи до нас дошло очень мало. Поэтому ученые должны воссоздавать картины давно ушедшего прошлого по костям и памятникам, сохранившимися в песке, которые не пришлись по вкусу древним грабителям.

Но и то что известно, и подтверждено письменными свидетельствами, складывается в достаточно четкую картину развития первой династии. Смерть — это путешествие, а для царя — хорошо подготовленное путешествие. Более загадочными здесь представляются места захоронений, связанных с каждым конкретным царственным путешественником. Когда-то они были огорожены толстыми стенами, 30 футов в высоту. Одно из таких погребений до сих пор сохранило стены. Остальные были сравнены с землей, и это не было случайностью. В каждом захоронении стены были разобраны до определенной высоты, затем засыпаны песком и гравием, специально доставленным для этой цели. Сейчас сложно точно сказать, сколько времени могло простоять такое сооружение — несколько недель или несколько месяцев, но через довольное короткое время после сооружения они разрушались.

Так почему же памятник, возводившийся с таким трудом, уничтожался через столь короткое время?

«Подобно всему остальному гробница должна была быть захоронена, чтобы перейти в потусторонний мир. Слуги, животные и лодки хоронились, и таким образом переходили в загробный мир», — говорит О'Коннор. «Но вы же не можете захоронить то, что высится на 30 футов. Поэтому египтсяне разбирали стены перед тем, как засыпать гробницу полностью».

Гробницы разграблялись в течение нескольких недель после погребельных церемоний. Воров не интересовали кувшины с вином или каменные вазы, обычно они обыскивали покойников в надежде найти ювелирные украшения, которые они безжалостно срывали. Верхняя часть тел обычно сильно повреждена, а нижняя часть и саркофаги оставлены нетронутыми.

«Таким образом, практика ограбления захоронений восходит еще к первой династии правления фараонов. Это был просто образ жизни в Древнем Египте».

Не удивительно, что археологи мечтают о новых открытиях, поскольку современные технологии позволяют делать все более неожиданные открытия. Во время одного из исследований при помощи магнитометра была сделана потрясающая находка — место захоронения самого царя Аха — первого фараона I династии, что было подтверждено его печатью на одном из сосудов.

© «The Guardian»
© Авторизованный перевод: Наталия Королева

  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013