«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

«Мумия изнутри» в Британском музее

Компьютерная томография и техника лазерного сканирования были объединены для исследования мумии жреца, захоронненного в Фивах 2800 лет назад и для воссоздания его жизни и смерти.

С начала месяца специальная Выставочная Галерея Британского музея была превращена в театр с 12–метровым круговым экраном для виртуального просмотра мумии Неспереннуба, древнеегипетского жреца, служившего культу Хонсу в Карнакском храме (приблизительно 800 лет до н. э.). Технология разработана Silicon Graphics Inc. (SGI), Маунтин Вью, Калифорния.

В музее больше не разворачивают мумии, как это делалось в прошлом, интерактивное трехмерное изображение осуществляется посредством неинвазивных технологий. Войдя внутрь тела Неспереннуба, возможно исследовать его более глубокие слои и получить какую-либо информацию о его возрасте, стиле жизни, внешности, состоянии здоровья и способа мумификации. Большое число золотых защитных амулетов и скарабеев, вырезанных из камня, керамики и воска, было обнаружено на его теле.

Саркофаг Неспереннуба, купленный в 1899 г. и считающийся одним из наиболее ценных экспонатов Британского Музея, до того как был выбран для столь необычного эксперимента, мирно «отдыхал» с тех пор как его запечатали бальзамировщики незадолго до погребения на Западном берегу Нила в Луксоре около царских гробниц в Долине Царей. В 60–х годах мумия была подвергнута рентгенологическому исследованию, но нечеткие изображения показали только, что это был человек приблизительно сорока лет.

Новые компьютерные технологии, КТ и осевая техника лазерного сканирования позволили узнать то, что скрыто внутри мумии. Визуализация тела была достигнута 3–х мерным способом, разработанным SGI, способ используется также в медицине, дизайне автомобилей и космических кораблей. В Лондонском Национальном Госпитале Неврологии и Нейрохирургии с помощью КТ сканера было сделано более чем 1500 поперечных срезов толщиной в 1 мм. каждый. Это было первое древнее тело, полностью воссозданное в 3D объеме.

«Эта сложная компьютерная программа уже используется для разведки нефтяных месторождений, предсказания погоды, в медицинских исследованиях и военных учениях, но это ее первое применение в Египтологии», — сказал глава Высшего Совета по Древностям Захи Хавасс. Он добавил также, что разворачивание мумий — единственный возможный метод исследования в прошлом — давал некоторую информацию, но причинял непоправимый вред телу и пеленам, с потерей, в лучшем случае, порядка расположения всех предметов, найденных среди бинтов, и, в худшем, до полного разрушения мумии. Такой инвазивный способ был использован для исследования мумии Тутанхамона.

«В Викторианские времена египетские мумии разворачивались во время публичных представлений, что было крайне разрушительно для мумий, — говорит Джон Тейлор, куратор Британского Музея. — Мы собрали информацию, не нарушая ни оболочки ни картонажа вообще. Мы можем увидеть намного больше, чем это возможно невооруженным глазом». Используя новые методы исследования SGI и специалисты Британского Музея два года потратили на изучение тела и даже смогли проникнуть вглубь его позвоночника. «Все, что мы могли сказать о мумии «снаружи» — это имя и титул. Сейчас мы можем узнать как они выглядели, их возраст, были ли они здоровы и как умерли». Но что было действительно ново — это возможность неоднократного использования мумии Неспереннуба как экспериментальной модели вместо серии статических образов.

Совместно ученые и историки исследовали каждую деталь состояния тела жреца. Известно, например, что у него был абсцесс у основания одного из зубов и что работа бальзамировщиков над его телом выполнена довольно небрежно. Снаружи это заметить невозможно, но один из используемых для мумификации сосудов оказался случайно приклеенным к голове жреца. «Должно быть бальзамировщики решили, что никто никогда так и не узнает об этом и продолжили заворачивать его», — добавил Тейлор.

По словам Афшада Мистри (SGI), загадка мумии Неспереннуба уже разгадана. В начале 60–х рентгенологическое исследование его останков выявило сухую плаценту, находящуюся у его головы. Сейчас же мы знаем, что «плацента» оказалась пустой чашей из необожженной глины. «Это самый необычный предмет, найденный среди пелен мумии», — прокомментировал Мистри. Но когда голова мумии просматривается в 3D с разных углов и с помощью различных приборов наблюдения, ключ к разгадке становится очевиден. Этот предмет, возможно, использовался бальзамировщиками для смолы, которой поливали тело Неспереннуба в процессе мумификации. Возможно также, они поставили его на голову мумии и забыли убрать его после работы над телом и оставили приклеенным к голове Неспереннуба. Оторванная в затылочной области кожа возможно представляет собой неудачную попытку оторвать кусок смолы приклеивший чашу на месте. «Понимая, что чаша не может быть убрана не причинив большего вреда, бальзамировщики, возможно решили возобновить пеленание тела, надеясь, что их ошибка так и останется незамеченной, — заключил Тейлор. — Впрочем, мы хорошо знаем, что такой «брак» в Поздний период египетские бальзамировщики допускали неоднократно».

Есть еще одна загадка, связанная с этим жрецом, служившим когда-то в храме Хонсу в Карнаке. В процессе исследования его черепа было обнаружено маленькое, наподобие пулевого, отверстие около его мозга.

«Это аномалия», — написал Тейлор в своей книге «Мумия изнутри», опубликованной к этому событию. Он добавил, что это могло быть причиной разрушения мозга изнутри, но, скорее всего, не стало причиной смерти.

Неврологи высказали различные объяснения этому, от опухоли до черепной формы туберкулеза, но полностью не подходит ни одно из них, т. к. нет других знаков проявления болезни на теле. Они также обнаружили у умершего зубной абсцесс.

Проходя через плечи и пересекая грудь Неспереннуба сканирование обнаружило таблички из красной кожи, известные египтологам как «этикетки от мумий». Около них расположены две другие кожаные подвески разной формы; ясно видно как они лежат на груди.

Вторая пара этикеток видна лежащей по бокам шеи Неспереннуба, она могла быть подобна тем, что лежат на груди. «Эти этикетки и подвески представляют интерес для историков, — сказал Тейлор, добавляя, что на них выбивались надписи с именами фараона, правившего в то время. — Но 3–х мерное изображение не говорит нам, написано ли что-либо на этикетках, принадлежащих мумии Неспереннуба».

КТ сканирование показывает, что Неспереннуб носил кольца на каждом пальце обеих рук. Они сделаны из плотного материала, скорее всего металла, возможно даже из золота. «Неспереннуб возможно носил эти кольца при жизни, но их поверхности могут содержать надписи и молитвы, которые должны помогать их носящему в загробном мире», — уточнил Тейлор.

Большое количество амулетов, сделанных из камня, металла или покрытой глазурью керамики были положены внутри бинтов, чтобы даровать особую силу и защиту. Их положение было важным. Многие положены на шею и поверх тела, являющиеся, по мнению древних египтян, наиболее уязвимыми местами. Около правой ключицы виден неровный овальный предмет, выполненный из плотного вещества, который, благодаря его форме, размеру и местоположению, египтологи считают сердечным скарабеем.

Группа маленьких амулетов видна теснящейся у горла. «Некоторые из этих амулетов могут быть узнаны сразу благодаря своей форме», — говорит Тейлор. Один из них — столб «джед», символ бога Осириса, дающий магическую стабильность и силу, чтобы устоять во время процесса возрождения. Другой — «Уджат», Око Хора, дающий защиту его носящему и сохранение его от зла и разрушения. В нижней части груди мумии как раз под крылатой пекторалью предмет, форма которого походит на «уадж» — амулет, представляющий собой папирус, связанный в форме высокой колонны или посоха. Он выполняется обычно из зеленого фаянса, своим цветом и растительным происхождением символизируя новую жизнь, ассоциируясь с зеленью растений.

Один из наиболее интересных — обнаруженный над правым глазом маленький, имеющий форму кобры предмет, представляющий собой иероглифический знак для звука «dj» обладающий магическими свойствами. 3–х мерное изображение показывыет этот змееподобный предмет очень близко лежащим от лица Неспереннуба, если не в прямом контакте с его кожей, то в самых нижних слоях пелен. «Поскольку амулеты в форме змеи очень редки, их точное значение неизвестно», — говорит Тейлор. Он утверждает, что его расположение на лбу мумии может иметь некоторую связь со царственной змеей — Уреем. Змея Неспереннуба может иметь две магические функции: охранять его от злых сил в потустороннем мире, и означать, что ее обладатель получил высший статус в мире богов, близкий к статусу фараона.

«Мы смогли воссоздать образ Неспереннуба как человека. Этот опыт действительно уникален, где технология встречается с археологией и проявляет методы другой продвинутой технологии того времени, времени Древнего Египта», — говорит Девид Нагес представитель SGI.

С помощью полицейской процедуры, используемой чтобы идентифицировать разложившиеся тела, Каролин Уилкинсон из Манчестерского Университета смогла провести реконструкцию лица Неспереннуба. Она рассказала, что к реплике черепа в определенных точках были добавлены штифты. Это определило глубину мягких тканей, обычно присутствующей на голове человека в этих местах.

Используя штифты как точки отсчета были прикреплены к черепу смоделированные из глины мышцы, глаза и кожа. Когда процесс был закончен, подкрасили кожу и глаза для придания реального выражения.

«Костяная структура, конечно, не определяет каждый контур мягких тканей, и такая реконструкция никогда не может быть на сто процентов точной», — сказал Тейлор.

Реконструкция Неспереннуба принимает во внимание его возраст, оцененный по состоянию скелета; он изображен без волос на голове как и приличествовало жрецу.

«Мумия изнутри» привлекает толпы посетителей в Британский Музей, особенно сейчас, когда в Объединенном Королевстве начались школьные каникулы. Хотя очередь в кассу Музея занимает десять минут, а фильм показывается каждые полчаса, билеты распродаются быстро и свободные места могут быть лишь спустя три или четыре сеанса.

Как только посетители, держа в руках специальные очки попадают внутрь галереи, их встречают показом короткого информативного видеофильма о мумификации и загробном культе уже до того как они займут свои места. Голос сэра Мак Келлена (более известного сейчас как Гендальф) предупреждает, что если Вы почувствуете себя плохо во время представления, Вы можете снять очки и закрыть на время глаза. Все ждут, что же будет. Вдруг предметы начинают выпрыгивать с экрона Вам навстречу: имя Неспереннуба (которое означает «Тот кто принадлежит дому золота») и амулеты, открываются саркофаг и чехол мумии и Вы вдруг оказываетесь в кости ноги жреца.

Даже если и прозвучало несколько вскриков от зрителей, дети были спокойны, возможно они были слишком смущены для того шуметь. Ни одна из ужасающих подробностей не была опущена.

Это тело, на которое вы смотрите. А вот и реконструкция мозга, когда его вытаскивают через ноздри, головы, промываемой жидкостями. Когда бальзамировщики замечают, что они случайно забыли сосуд со смолой под головой и он приклеился к коже, они стараются оторвать его, сдирая кожу, но в конце концов прекращают и оставляют сосуд на месте. Вряд ли они догадывались что их тайна станет известна почти через три тысячи лет.

Виртуальное путешествие в Карнак и внутрь гробницы, где такие же саркофаги Неспереннуба и его жены были найдены нетронутыми, процессия жрецов, проводящих сакральный ритуал, гарантируют, что вы не захотите снимать очки. Вы узнаете, что Неспереннуб был также носителем опахала фараона, что он умер приблизительно в 40 лет — средний возраст смерти в то время, он был среднего (1,62 м.) роста, имел все зубы, но страдал зубной болью и мог иметь опухоль мозга. Вы узнаете что его гробница и погребальный ритуал были оплачены из дохода фермы, которой он владел.

«Он надеялся попасть в иной мир», — произносит Мак Келлен, — и возможно, он достиг его тем путем, о котором даже и не представлял».

© «Reuters»
© Авторизованный перевод: Галина Сочина

  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013