«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

«Тайны Долины царей» GEO № 8, 2004

Истории создания и открытия гробниц знаменитой Долины царей посвящен очередной выпуск журнала «GEO» (№ 8, 2004). «Тайны Долины царей» стали продолжением египетской темы на страницах популярного ежемесячника, который, увы, известен низким уровнем подачи профессиональной египтологической информации. Открывая очередной номер, безусловно, хотелось прочесть в нем что-то особенное и, главное, не увидеть в нем тех невероятных ошибок, какими пестрели его предшественники. Увы, этого не случилось.

В целом, материал сделан несколько лучше, нежели те «египетские штудии», что появлялись в нем ранее. Однако пресный рассказ о Долине царей, переведенный из выпусков германского «GEO», поверхностен и совсем не передает все то очарование и загадочность некрополя фараонов, о котором писали Г. Картер и А. Вейгалл, о котором говорят сегодня туристы, посещающие Фивы. Кстати, очень позорно не знать, что «семивратные Фивы» (стр. 86) находятся в греческой Беотии, античные же авторы писали о «стовратных» египетских Фивах.

Да и называл так Фивы не Геродот (стр. 86), а Гомер. Редакция «GEO», претендующая на то, чтобы давать знания, сама не знает элементарных вещей. За «огромную гробницу Рамсеса II» (стр. 83) авторы выдают на самом деле скромную усыпальницу Рамсеса IV, почему-то иллюстрируют материал о Долине царей стелой с изображением Эхнатона (стр. 82), что неприемлемо по отношению к фиванскому некрополю. Не известно «GEO» также и то, что аллея сфинксов, которая начинается у пилона Луксорского храма, была сооружена при Нектанебе II, а отнюдь не при Аменхотепе III (стр. 196). Чего уж говорить о том, что заупокойные храмы царей, расположенные на западном берегу Нила присутствуют в материале как «храмы-усыпальницы» (стр. 86), что полностью не соответствует истине: в этих храмах никто никого никогда не хоронил; думается, редакции «GEO» было бы полезно почитать хоть что-то о Фивах Нового царства, прежде чем писать то, что они пишут.

Имена собственные были и остались большой проблемой для «GEO», который, судя по всему, принципиально не работает с профессиональными редакторами. Супругу Тутанхамона, оказывается, звали «Анхесенпаамон» (стр. 86), а не Анхесенамон (авторам невдомек, что царица, меняя имя Анхесенпаатон на новое теофорное имя с упоминанием бога Амона, отказалась от артикля «па»); заупокойный храм царицы Таусерт на карте упомянут как «храм Таусерта» (стр. 86) — еще бы знать редакции, что это все-таки женщина и имя ее не склоняется; Аменхотеп сын Хапу переделан в «Аменхотепа сына Хапи» (стр. 86), что явно польстило бы великому зодчему, а храм Рамсеса III упомянут дважды с разными топонимами: как Мединет Абу (стр. 86) и как Мединет Хабу (стр. 106). Знаменитая Дехенет, «Западная Вершина» неверно названа «эль-Курна» (стр. 92) (вместо принятого «эль-Курн»); вероятно, название деревни, расположенной неподалеку, импонирует «GEO» больше, чем то название, которое дали самой горе. Наконец принц Аменхерхепешеф, сын Рамсеса III, погребенный в Долине цариц, именуется в журнале как «Амун-хер-Хопешеф» (стр. 104), что противоречит всем возможным транскрипциям этого имени.

Материал о Картере и его великом открытии написан на основе самых старых материалов и вновь продолжает «утверждать» бодрым голосом, что де Тутанхамон ничего не совершил и ничем не примечателен (стр. 100). Новых работ Николаса Ривза авторы не знают и знать не хотят, как и того, что юный царь, восстановивший традиционную культуру своей родины, перенес из Ахетатона столицу государства не в Фивы (стр. 100), а в Мемфис. Впрочем, свой скальный храм царица Хатшепсут построила также совсем не в «Долине цариц» (стр. 106) а в ущелье Дейр эль-Бахри, до которого от Долины цариц по скалам добрые два часа ходьбы.

Что сказать в заключение... Увы, но было бы удивительно, если все было бы написано иначе. В конце концов, читатель имеет право хотя бы на качество подписей под иллюстрациями, а журнал отказывает ему даже в этом. В номере указано, что над ним «работал» М. Чегодаев, а это напрямую говорит о несоответствии титула «египтолог» с той посредственностью, которая имеется на самом деле. В конце концов, те, кто был погребен в Долине царей, вынесли уже так много, что подобная «египтология» для них — всего лишь еще одно незаслуженное оскорбление, о котором скоро забудут.

  
Виктор Солкин
  
  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013