«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

Социальные различия в древности
Забытое место Дейр эль-Берше в Среднем Египте вновь исследуется учеными...

«П

рактически в любой книге по Древнему Египту вы найдете рисунок с изображением перевозки монолитной статуи из рудников Хатнуба, к востоку от Амарны, в Дейр эль-Берше. Однако, только немногие знают, что изначальным местом для этой статуи было это относительно небольшое захоронение в Восточной пустыне», — говорит Харко Виллемс, профессор египтологии и директор бельгийской археологической миссии в эль-Берше.

На своей лекции, прочитанной в прошлом месяце в Голландско-Фламадском Институте, он заявил, что уже давно было пора обратить внимание общественности к этой местности. «Лишь единицы, восхищаясь удивительной красоты саркофагами периода Среднего Царства, догадываются, что они происходят отсюда», — говорит он.


Дейр эль-Берше. Панорама вади

Сюда нелегко добраться. Располагаясь между Бени-Хассаном и Амарной, это место было выбрано для погребений знатью «Заячьего Нома», чья столица — эль-Ашмунейн — располагалась на противоположном берегу. Здесь массивные возвышенности сменяются высохшими руслами рек. Крупнейшем из них является Вади эль-Нахла, пробивающий скалы и уходящий на юго-восток, а также Вади эль-Берше и  Вади Гамуса, а в центре этой бесплодной местности располагаются древние строения.

Археологический проект, начатый здесь в 1994 году по инициативе Католического Университета Левена, Бельгия, уже получил интересные результаты. Ранее полагали, что это были захоронения только Среднего Царства, теперь же есть свидетельства и других эпох египетской истории — от Древнего Царства до Поздней эпохи, а также артефакты, указывающие на то, что здесь обитали коптские монахи раннего периода христианства.


Дейр эль-Берше.
Общая карта района

Виллемс подчеркнул, что результаты работы бельгийской миссии чрезвычайно плодотворны, особенно в течение двух последних сезонов. «Нашей целью является не только изучение частных захоронений, а исследование всех имеющихся захоронений вместе и их соотношение, чтобы лучше понять особенности этой зоны. Наше исследование касается огромной территории, ранее практически не изученной. Мы изучаем разные стадии развития этой местности, чтобы получить более широкое представление о всем многообразии памятников».

Эта археологическая миссия связана с территорией, на которой почти не проводилось научных раскопок, но которая сохранила свидетельства многих периодов древнеегипетской истории. Виллемс упоминает некрополи Древнего Царства, скальные гробницы Первого Переходного Периода, гробницы Среднего Царства и мастаба, «о которых не было опубликовано практически ничего серьезного», а также строения Второго Переходного периода, «где использовались камни более ранних построек».

«Одной из неожиданных находок стали свидетельства большого некрополя Второго Переходного Периода, состоящего из более чем 100 скальных гробниц с шахтами, которые мы только начали исследовать», — заявил Виллемс. Он подчеркнул, что ни одна из них не были научно исследованы до того, как его миссия начала здесь раскопки в апреле этого года. Располагаясь между двумя такими известными археологическими зонами, как Бени Хасан на севере, знаменитый своими гробницами Среднего Царства, и эль-Амарной на юге — городом Эхнатона, эль-Берше сегодня не привлекает большого внимания. Но это не всегда было так. В XIX веке офицеры британского морского флота капитан Мэнглз и лейтенант Ирби, посетившие эту местность, впервые описали знаменитую сцену перевозки колоссальной статуи. Это служило своеобразным магнитом, привлекавшим посетителей в это труднодоступное место. К сожалению, эти люди нанесли непоправимый ущерб гробнице, безрассудно вырубая бесценные надписи рядом с рельефом и калеча другие изображения.

По словам Виллемса, британский египтолог и ботаник Перси Эдвард Ньюберри внес значительный вклад в исследование этой зоны. Ньюберри работал в Египетском Исследовательском Фонде (позже Обществе) с момента его образования, и благодаря своим знаниям ботаники он смог работать с Флиндерсом Питри при раскопках в Хаваре и Кахуне. «Он начал свою самостоятельную работу в Бени Хасане и эль-Берше между 1890 и 1894 гг, и создал план местности, где располагались гробницы Среднего Царства», — рассказывает Виллемс.

«В течение трех месяцев мы исследовали небольшую территорию, заново проводя раскопки в этих гробницах и занимались эпиграфическими исследованиями». Глубое изучение захоронений Среднего Царства было очень удачным. «Мы получили очень интересные факты», — говорит Виллемс, — «Археологи обнаружили, что, например, люди захороненные в непосредственной близости к дороге были определенно привилегированными членами общества, которые имели возможность построить большую известняковую гробницу, для которой использовалась дорогая импортируемая древесина». В глубине Вади группа ученых обнаружила более скромные захоронения того же периода, а гробница номарха была расположена в самом лучшем месте — на вершине гребня.

Виллемс пояснил, что скальные гробницы эль-Берше сходны с гробницами в Бени Хассане — портик, архитравы, поддерживаемые колоннами, декорированное внутреннее помещение и в самом конце святилище. Однако, все они были разрушены еще в древности. «Известняк был вырублен каменотесами, уничтожившими прекрасные росписи. Затем рухнула крыша, оставив лишь кучу обломков. Туннели вели внутрь холмов, и рабочие оставили только несколько подпорок. Архитектурное устройство гробниц сейчас уже нельзя установить», — заявил он.

Виллемс объяснил, что помимо различий в расположении гробниц для людей разных сословий, также существуют различия в структуре гробниц и погребальном инвентаре — что свидетельствует о наличии социальных слоев в обществе. «Ювелирные украшения высокого качества были найдены в гробницах знати, расположенных в лучших местах Вади, в то время как в гробницах бедняков в глубине Вади были обнаружены гораздо более скромные украшения».

В эль-Берше еще остается нераскопанной огромная территория. Помимо исседований гробниц Древнего и Среднего Царства, мастаба, скальных гробниц Первого Переходного периода требуют изучения каменные разработки в рудниках Нового Царства и Позднего периода, которые использовались вплоть до правления фараона Нектанеба I в 4 в до н. э. Виллемс пояснил, что эти рудники чрезвычайно интересны для исследования не только из-за большого количества сохранившихся демотических надписей, требующих изучения, но также и потому, что некоторые были вырублены прямо в гробницах периода Среднего Царства.

Когда в 1988 году была обнаружена гробница номарха, она была в очень опасном состоянии, и, хотя стены были подкопаны, они все еще держались. Наша группа ученых пытается восстановить гробницу, которая была в таком плохом состоянии, что первым этапом реставрации было ее упрочнение. До настоящего момента удалось восстановить зал, отделанный колоннами. «Перед гробницей было сделано удивительное открытие — ряд маленьких гробниц тех, кто работал на номарха. Без сомнения, они хотели быть погребены как можно ближе к своему повелителю».

Факсимиле знаменитой сцены стенной росписи гробницы Джхутихотепа, жившего в период правления фараонов Среднего Царства Аменемхета II, Сенусерта II и Сенусерта III (1932–1842 гг до н. э.) изображает перевозку его огромной статуи из каменоломен. Говорится, что она была сделана из алебастра («камня из Хатнуба») и была 13 локтей высотой. Это изображение сродни знаменитой сцене перевозки крылатых быков с головой человека из дворца Синнаххериба в Вавилоне — оба изображения показывают простой, но эффективный способ перевозок в древности.


Перевозка колоссальнйо статуи номарха Джхутихотепа. XII династия

Сидящая фигура на троне, белая (за исключением головного убора и искусственной бородки), установлена на салазках, посредством которых она и перевозилась. От трения веревок камень защищен подкладками из буйволиной кожи. На коленях статуи стоит человек, который хлопая в ладоши, задает ритм везущим салазки. Перед статуей изображен жрец с курильницей, благославляющий статую. Первыми идут четыре ряда рабочих, по 43 человека в каждом ряду, тянущих канаты, закрепленные в передней части салазок. Группы рабочих и чиновников сопровождают процессию. Сам Джхутихотеп следует за своей статуей вместе со своими тремя сыновьями и слугами. За этим следует длинный текст, описывающий это событие, который, к счастью, был скопирован до его уничтожения в начале XIX века. Художник, расписывающий гробницу, который также изображен на рельефе, назван «Чтецом, расписывающим саркофаги», художником этой гробницы... Амени-Анху».

© «Аль-Ахрам»
© Авторизованный перевод: Наталия Королева

  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013