«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

Музей Дофине: прошлое, о котором шепчут статуи

Экспозиция «Сокровища Египта. Карнакский тайник», приуроченная к открытию IX Международного Конгресса египтологов, безусловно, очень интересна. Мало того, что большая часть из 28 памятников, представленных на выставке, никогда прежде не покидала Египта; даже сами обстоятельства находки этих каменных шедевров все еще остаются малоизвестными.

Входя на экспозицию, Вы с удивлением обнаружите, что кто-то там уже есть: силуэты, проецируемые на стены, словно молчаливые спутники пойдут вслед за Вами в глубину веков. На огромных экранах — Карнак — один из величайших религиозных центров Египта, священная обитель бога Амона, откуда происходят статуи, представленные на выставке. Грандиозный храм, возведенный на площади более 30 гектаров, сооружался на протяжении тысячелетий и был завершен в 4 в. до н. э. Этот комплекс состоит из трех огромных ансамблей, окруженных стенами. Храм Амона-Ра, воплощающего собой «дыхание жизни, что пребывает в каждой вещи» находится в центре; к нему примыкают два других ансамбля, значительно уступающих ему по размерам. Один из них посвящен Мут, супруге Амона, богине-коршуну; другой — Монту, воинственному богу-соколу. На территории храма Амона находится храм Хонсу, лунного сына Амона и Мут. «Малый» храм Амона в Луксоре, расположенный двумя километрами южнее, связан с ансамблем аллеей сфинксов.


Хаэмуас, сын Рамсеса II,
держащий наос со статуей
Птаха Татенена. XIX дин.
  

Большой храм Амона сооружался по двум осям; одна из них — солнечная и божественная, другая — царская и человеческая. Пересечение этих двух осей осмыслялось как воссоединение Обеих земель водами Нила, пересекающими и пронизывающими все области долины.

Все памятники (за исключением одной стелы, происходящей из собрания Музея искусств в Гренобле), представленные на выставке, происходят из одного скопления, известного, как «Кашетт» Карнака, обнаруженного столетие тому назад Жоржем Легреном. С 1895 г, когда он был назначен директором работ в Карнаке, он посвятил себя этому поразительному религиозному центру. В декабре 1903 г. ему удалось найти то самое скопление памятников в грунте, неподалеку от VII пилона, которым мы сегодня восхищаемся. В течение трех лет раскопок, осложненных поднимающимися грунтовыми водами, свет увидели поистине бесценные вещи: 800 статуй, 18 000 бронзовых фигур, стелы, предметы из дерева и многое другое...


Скульптурная группа
везира Усерамона
с супругой. XVIII дин.
  

Три первых памятника, представленных на выставке, связаны с именем везира Усерамона. «Управлющий южными землями» и градоначальник Фив в эпоху правления Тутмоса III, он был удостоен царской чести и получил в знак признания своих заслуг перед отечеством прекрасную гробницу, высеченную в склоне фиванских скал; там были погребены он сам, и его супруга Чуйу.

Первый памятник — стела (музей Гренобля), вероятно, находившаяся ранее в гробнице вельможи; другие — скульптурная группа, изображающая везира вместе с супругой (Каирский музей) и кубообразная статуя везира (Лувр), на которой начертаны различные элементы титулатуры верховного сановника. Тело сидящего везира, скрытое одеждами и надписями, позволяет большее внимание уделить скульптурному портрету, выполненному лучшими мастерами царского двора.


Фрагмент сфинкса «Супруги
бога» Шепенупет II, великой
жрицы Карнака. XXV дин.
  

Следующие 25 памятников, все — из Египетского музея в Каире, провожают вас улыбками и, кажется, порой шепчут истории прошлого, обмениваются впечатлениями и рассматривают посетителей. Одни из них преклонили колени, другие — сидят на корточках, сложив руки на поверхности получившегося «куба», другие стоят... Ивсе они покрыты иероглифами, которые безмолвно повествуют об их истории, судьбах и деяниях. Эти надписи заставляют жить в «вечности и бесконечности» их имена, а следовательно, и их самих.

© Musée Dauphinois. «Le Journal des Expositions» 5 (2004)
© Авторизованный перевод: Виктор Солкин

  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013