«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

«Фараон», овладевший Францией



Погребальная маска фараона
Пасебаханниута I (Псусеннеса)
из царских гробниц в Танисе.
Золото, обсидиан. XXI дин.
Каир, Египетский музей.
  
Смотрите слайдшоу
с экспонатами выставки
в сопровождении рассказа
на французском языке...

В  некоторых словах заключена магия. Среди таковых, конечно же, и «фараон». Но кем же был на самом деле этот человек, посредник между небом и землей, между Нилом и пустынями? Впервые во Франции впечатляющая экспозиция, разместившаяся в Институте Арабского мира, приоткрывает завесу и дает возможность понять почти все о царе Египта и его тайнах.

Сотни уникальных предметов, монументальных или миниатюрных, поразительных в своей красоте и полных загадками, представлены публике, для которой притяжение и очарование Египтом бесконечно. Эта выставка — путешествие в особенный мир, в котором искусством политики была гармония, где в нерасторжимом единстве взросли гигантомания и изящество миниатюры, где человек существовал в мире с природой. Это мир, который говорит нам о вечности...

Царство, скрывавшееся в сумерках, наконец-то освещено яркими лучами знания. Вот уже почти два столетия существует и вдохновляет нас египтология. Фараоны остаются недосягаемыми, величественными, божественными, окруженными неразрешимыми загадками, затаившимися в их головных уборах и саркофагах, скрытых в подземельях и тайных помещениях храмов. Чтобы приподнять вуаль, была необходима не просто впечатляющая, но ослепительная выставка, которую открывали два высших государственных лица — Жак Ширак и Хосни Мубарак. Имя этой выставки — «Фараон», она продлится в Париже с 15 октября 2004 по 10 апреля 2005 года.

Впечатляющая коллекция шедевров, отраженная в превосходном каталоге, выпущенном издательством «Фламмарион», состоит из 230 предметов, из которых 115 происходят из Египетского музея в Каире. Среди них — трехметровый расписанный колосс Тутанхамона, неизданные предметы из гробницы юного царя, знаменитые сокровища из храмов Таниса. Выставка уже потрясла Италию два года тому назад, когда «Фараон» воцарился в Палаццо Грасси в Венеции и принял 620 тысяч «подданных», восхищенных величием страны на Ниле, соединившей небо и землю. Парижская версия выставки еще богаче. Кристиан Зиглер, генеральный хранитель отдела египетских древностей Лувра и автор экспозиции, посвятила подготовке выставке долгие месяцы работы. Ее идея оказалась как нельзя более удачной, и в итоге, «Фараон» завоевал Францию.

Впервые в центре внимания создателей выставки оказалась не какая-либо эпоха или археологический центр и даже не выдающаяся личность, но сама природа царя во всех ее измерениях. Шесть больших тем, проиллюстрированных, в основном, произведениями искусства Нового царства, находятся в основе действа: царь и божественная природа наследника Хора; царь-жрец, посредник между богами и людьми; победоносный главнокомандующий; глава государства и администрации; владыка дворца, окруженный женщинами; умерший, объект грандиозного заупокойного культа. От додинастической эпохи и до греко-римского времени, в форме введения 15 статуй, портретов и рельефов, изображающих фараона, охватывают собой три с половиной тысячелетия истории. За ними шаг за шагом открывается облик человека в маске полубожества, смертный в сонме бессмертных, уязвимый боец под чертами непобедимого владыки.

Сквозь череду залов вас провожают цари Египта и их окружение. Колоссальная голова Хатшепсут и крохотная статуэтка «Лионского бородача» тинитской эпохи, впечатляющий бюст Сенусерта III и, наконец, предметы повседневного быта, которые сопровождали существование каждого из «сыновей Солнца»: парадные ложа, сандалии, зеркала, украшения... Этому человеку принадлежала безграничная власть над своим народом. Власть небесная и земная, могущество, окруженное тайной божественного происхождения царя, сопровождавшей его от рождения до смерти. Его имя не значило ничего по сравнению с его титулом. Его наследие — бесчисленные храмы и сокровища, которые объясняют, почему гробницы Египта опустошают грабители с незапамятных времен... и до наших дней. Фараон — это вечная тема.

© «L’Express»
© Авторизованный перевод: Виктор Солкин

  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013