«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

Абу-Симбел. Солнце на лице Рамсеса


Абу-Симбел. Осирические
колоссы Рамсеса II
в первом зале большого
храма. XIX династия

В  пятницу 22 октября Министерство культуры АРЕ проводит торжества по случаю ежегодного празднества Солнца, которое дважды в год освещает лицо культовой статуи Рамсеса II в святилище его грандиозного храма в Абу-Симбеле.

Как утверждают представители Высшего Совета по древности АРЕ, солнечный луч проникает по оси в святилище храма 22 октября и 22 февраля каждого года, отмечая, таким образом, день коронации и день рождения великого фараона.

Впрочем, это не более, чем красивая легенда. Г-н Хуссейн Ахмед, директор Фонда по спасению памятников Нубии заявил, что в этом году Управление древностей Асуана ожидает прибытие на празднество пяти тысяч туристов, которых ожидает большое костюмированное представление.

© «Egypt Online»
© Авторизованный перевод: Екатерина Ульянищева
  

«Грандиозный комплекс в Абу-Симбеле — второе творение Рамсеса в Нубии. Сложно даже представить себе, сколько времени потребовалось на его сооружение. Вероятно, сначала специально обученные бригады рабочих обследовали гору, и лишь после этого в финале работ появился храм, вырезанный в толще скалы на длину 60 метров с фасадом, представляющим собой трапецию шириной 35 и высотой 30 метров. Многие годы пошли на создание этого фасада с четырьмя гигантскими колоссами. В начале правления Рамсеса был грубо вырублен фасад, высечены в скале залы и святилище. Гигантские осирические колоссы царя, поддерживающие потолок первого зала были готовы к 5-му году, эпохе битвы при Кадеше, изображенной на северной стене зала и ставшей отправной темой для остальной декорировки. Только после сооружения этого зала царь начинает фигурировать среди божеств, как равноправная божественная субстанция, а сам храм получает название «Дом Рамсеса, возлюбленного Амоном».

«... Вот, что до Его Величества, да будет он жив, невредим и здрав, был он бодрствующим в поисках любого момента удачного, творя вещи прекрасные для отца своего, Хора, владыки Меха, воздвигая для него дом миллионов лет в этой горе Меха; никто не делал подобного до сына Амона, господина... Его мощь над всеми странами; приводят для него множество работников из числа плененных дланью его в разных странах. Наполнил он дома богов выходцами из Речену.

Приказал он затем слуге царскому, Рамсесу-аша-хеб-седу, снабжать землю Куша заново во имя Его Величества, да будет он жив, невредим, здрав. Сказал он (т. е. слуга): «Хвала тебе! О бодрствующий царь Египта, солнце Девяти Луков.

Не было бунтовщика во времена твои, умиротворена страна каждая. Отец твой, Амон, приказал для тебя, чтобы все земли были повержены под стопы твои; даровал он тебе юг и север, запад и восток и острова в середине моря...»

Окончательная отделка храма, а также «Брачная стела» Рамсеса II, посвященная браку фараона и хеттской принцессы датируются 34-м годом. Если верна гипотеза К. Китчена, гласящая, что храм был «открыт» к 24-му году правления Рамсеса, становится очевидно, что царь всячески подчеркивал свою божественность задолго до своего первого празднества Сед: практически все изображения стен второго зала, вестибюля и святилища были подчинены теории и практике этого обожествления. Во всяком случае, группа четырех божеств, вырубленная в святилище — Птах, Амон, Рамсес и Ра-Хорахте была явно заранее спроектирована, так как здесь любая переделка сразу бы выделялась. Для большей демонстрации божественности Рамсеса II, фигура бога Ра-Хорахте, выполненная в высоком рельефе на фасаде храма над входной дверью составляет вместе с фланкирующими иероглифами Усер и Маат скульптурное изображение одного из имен царя; сам фараон с двух сторон подносит божеству фигуру увенчанной солнечным диском Маат, которая, подчиняясь логике этого «ребуса обожествления», держит в руках не традиционный анх, а знак усер.


Абу-Симбел. Скалы Меха и Ибшек, в котором
высечены храмы Рамсеса и Нефертари

Малый храм Абу-Симбела, находящийся в 150 м. к северу от большого, посвящен богине Хатхор и обожествленной в образе Сириуса царице Нефертари. Шесть ниш фасада украшены четырьмя восьмиметровыми статуями Рамсеса — «солнца», между которыми высятся два колосса его супруги — «звезды». Около обеих статуй Нефертари имеются изображения ее старших дочерей — Меритамон и Хенуттауи, в то время как около Рамсеса стоят сыновья — Аменхерхепешеф и Мериатум.

Колоссы царя имеют свои собственные имена: Хека-тауи-мери-Амон — «Владыка
Обеих земель, возлюбленный Амоном» и Ра-эн-хекау-мери-Атум — «Солнце властителей, возлюбленный Атумом». Образ обожествленного Рамсеса II присутствует и на некоторых рельефах, где он изображен с небольшим бараньим рогом, обрамляющим ухо — признаком божественности. Саму Нефертари на одном из рельефов коронуют убором звезды Сириус богини Хатхор и Исида. В святилище вместе с Нефертари Рамсес подносит дары статуе божественной коровы Хатхор; он еще не вошел на равных правах в мир богов: возможно, это говорит о более ранней дате создания храма.


Абу-Симбел. Святилище большого храма с культовыми статуями
(слева направо) Птаха, Амона, Рамсеса II, Ра-Хорахте

Оба храма были высечены в горных массивах, задолго до этого считавшихся священными: Меха (большой храм) и посвященном богине Хатхор Ибшеке (храм Нефертари) на севере. Несомненно, что комплекс Абу-Симбела был также связан с празднеством паводка Нила: священное половодье Хапи вызывалось и поддерживалось богами и ритуалами «домов Рамсеса, возлюбленного Амоном».

Два раза в год луч встающего на востоке солнца проникал в святилище большого храма Абу-Симбела и освещал все статуи святилища, за исключением Птаха, который здесь отождествлялся с силами загробного мира».

© Солкин В. В. Солнце властителей.
Древнеегипетская цивилизация эпохи Рамессидов.
— М., 2000, с. 114–116. Фрагмент дан с сокращениями.
  
  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013