«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

«Похищенная красота», или
Та, кого любил Гитлер

В наши дни, когда пришло время окончательного заживления ран, нанесенных человечеству II Мировой войной, египетская коллекция столицы Германии будет вновь воссоединена во всем своем великолепии.

Портрет Нефертити — это больше чем произведение искусства, это — символ нетленности прекрасного. Египет и Германия боролись за нее на протяжении девяти десятилетий. Она, неприкосновенная, уникальная и совершенная преодолела все и, несмотря ни на что, осталась в Египетском музее Берлина.


Нефертити.
Известняк, гипс, роспись.
Берлин, Египетский музей
  

В споре, который столь же стар, как и сама египетская земля, Египет неоднократно повторял свое требование вернуть «похищенную красоту», утверждая, что она покинула берега Нила незаконно. «Похищенная красота» — один из шедевров древнеегипетского искусства, созданный в 14 в. до н. э. — скульптурный портрет царицы Нефертити, чье имя переводится как «Прекрасная, которая пришла». В эти дни, как уже неоднократно сообщали СМИ, она вновь отправляется в странствие. Нет, на родину, в Египет, конечно же, ее никто не отпустит. Наоборот, она пересечет город и сменит постамент, охрану и свое «место жительства» в западном Берлине на покои в сердце объединенного Берлина, которые куда более подходят царственной особе.
  

 

Нефертити. Экспозиция,
уходящая в прошлое

Полихромный бюст Нефертити, высотой 48 см, выполнен из прочного известняка, поверхность которого была покрыта слоями гипса. Не считая нескольких повреждений на ушах, короне и урее, некогда украшавшем лоб царицы, портрет находится в превосходной сохранности. Весь памятник, за исключением вертикальных обрезов плеч и левой глазницы, лишенной инкрустации, покрыт полихромной росписью, придающей ему необычайную декоративность и узнаваемость. На голове царицы — высокий синий парик на желтой основе, имитирующей золото, стянутой многоцветной лентой. Лицо Нефертити покрыто пигментом нежного персикового оттенка, линии бровей и веки глаз подведены черным, губы окрашены темно-красным цветом, с оттенком коричневого, лепестки цветов и плоды, из которых состоит широкое ожерелье «усех» на плечах царицы, окрашены желтым, красным и зеленым. На задней части массивного парика опоясывающая его лента «связана» в традиционный круглый «узел», украшенный двумя цветками лотосов, от которого вниз по затылку в разные стороны отходят два окончания ленты; еще две ленты ниспадают сзади вдоль шеи царицы. Правый глаз инкрустирован горным хрусталем, который с внутренней стороны окрашен пигментом для обозначения зрачка. Несмотря на всю тщательность поиска, Борхардт так и не нашел инкрустацию второго глаза бюста и отмечал позже, что «никаких следов склеивающего вещества не было обнаружено в глазнице; внутренняя поверхность глазницы выполнена тщательно и не была предназначена для инкрустации», придя к заключению, что «в левой глазнице никогда не было инкрустации». Полноценное обследование памятника, проведенное в Берлинском музее, в целом подтвердило гипотезу Борхардта, что с достаточной уверенностью позволяет утверждать, что бюст царицы был скульптурной моделью, а отнюдь не культовым предметом. Также, учитывая, что бюст Нефертити не относится к числу поздних работ Тутмоса, следует отметить, что он не был незавершенным, как предполагают некоторые, и, скорее всего, отсутствие одного глаза имело под собой магическую причину: если бы оба глаза были бы инкрустированы, то бюст, изготовленный на основе гипсовой маски, снятой непосредственно с лица, имел бы огромное сходство с живой царицей и, в случае гибели, мог нанести вред ее «двойнику», обитающему в скульптурных изображениях.


Людвиг Борхардт
(1863–1938)

Если все же остановиться на общепринятой в египтологии гипотезе, гласящей, что бюст Нефертити в синем парике — это скульптурная модель, то это как нельзя лучше объяснит высочайшее, исключительное качество этого произведения, которое должно было наилучшим образом передавать индивидуальность царицы. Как было установлено, портрет идеально отвечает египетским представлениям о мерах. Специалисты много говорили о симметрии лица Нефертити, половины которого поразительным образом зеркально идентичны друг другу: подбородок, рот, нос и урей царицы расположены точно по сторонам предполагаемой центральной вертикальной линии лица. Некоторые отступления от этого правила имеются в области короны, левая часть которой несколько шире правой и в области спины, где левое плечо уже правого.

Дитрих Вилдунг, директор египетского музея в Берлине, где хранится Нефертити, с помощью компьютерной томографии выявил те интереснейшие детали, которыми на ранних этапах создания памятника достигалась балансировка его частей. Теперь известно, что изначально известняковая основа бюста имела более длинную и тонкую шею, плечи разной высоты, более прямую заднюю часть парика и другой угол верхней его плоскости, которая резче уходила вниз спереди назад. Чтобы исправить эти ошибки и достичь итогового равновесия, скульптор использовал гипсовую массу, которая была добавлена на плечи, на заднюю часть шеи и головной убор. Впрочем, еще Борхардт предполагал, что отдельные части лица царицы были выполнены с добавлением тонкого слоя гипса.

«Исправления» высоты и объема плеч, а также задней части головного убора были особенно важны для создания равновесия в структуре бюста, которое особенно хорошо видно, если на портрет Нефертити смотреть в профиль, когда лицо оказывается на вершине угла, стороны которого образованы шеей и париком. Кроме того, голова в уборе имеет значительный вес, который уравновешивается устремленной вперед линией шеи. Эта поза головы царицы создает внутреннее напряжение, жизненность и изыск памятника, которые подчеркиваются отчетливой проработкой длинных мышц в задней части шеи.

Тщательный анализ других портретов царицы из мастерской Тутмоса, явно предшествовавших созданию полихромной Нефертити, демонстрирует, с какой осторожностью и внимательностью скульптор, корректируя стилистические особенности скульптуры первых лет реформации, создавал новый образ царицы, лишенный «утрированного реализма» рельефов и статуй ранних храмов Атона в Карнаке, и наполненный грацией, величием и, одновременно, обаянием, столь характерным для лучших творений мастера из Ахетатона.

Случайность, по которой до нашего времени дошло имя художника, создавшего этот поразительный памятник, сделала «хвалимого благим богом, начальника работ, скульптора Тутмоса» одним из немногих известных творцов древности, поразительный стиль которого сегодня хорошо узнаваем. Именно в мастерской Тутмоса, как показали археологические исследования, производились гипсовые маски, снятые непосредственно с лиц амарнской царской семьи и виднейших вельмож двора.

Помимо знаменитого портрета Нефертити в скульптурной мастерской, а вернее — в небольшой комнате (2,25 х 5,7 м.), примыкавшей к главному залу дома Тутмоса, было обнаружено более пятидесяти произведений искусства, изображений Эхнатона и его окружения, — то есть всех тех исторических лиц, которые позже были преданы забвению традиционной египетской культурой. Особенно интересно, что в мастерской были найдены и хранившиеся гипсовые прототипы уже созданных памятников; так, в гипсовом портрете Нефертити, несмотря на некоторые различия, иногда видят предварительную форму, на основе которой мастер работал над полихромным бюстом из известняка.

Виктор Солкин

 

  
«Я знаю этот знаменитый бюст. Я видел его и восхищался им много раз. Нефертити непрестанно поражает меня. Этот бюст — уникальный шедевр, украшение, истинное сокровище!» — эти слова Адольфа Гитлера, обращенные к Нефертити, запечатлены в истории, словно фрагмент из сказки о красавице и чудовище; местом действия этой истории, сложной и запутанной, стал Берлин. Изначально коллекция находилась в «Новом музее», всего в нескольких метрах от дворца Гогенцоллеров в самом сердце Берлина. Согласно моде того времени, сам музей был выполнен внутри в виде древнеегипетского храма, колонны и стены которого были расписаны и покрыты иероглифами.

Египетский музей
в Берлине. Шедевры,
уцелевшие после
бомбардировок.
Кадр Хроники
  

Это шедевр «египтомании» был уничтожен во время бомбардировок союзников; уникальные памятники, к счастью, были спасены хранителями музея, эвакуировавшими шедевры на склады за пределы города. После войны содержимое складов было разделено между Восточной и Западной Германией. Портрет Нефертити в высоком синем парике оказался к западу от берлинской стены, в помещении неподалеку от замка Шарлоттенбург. Большая часть египетского собрания, между тем, оказалась в восточной части города и экспонировалась в Музее Боде. С тех пор прошло много времени, стена пала и одной из насущных задач Берлина стало полное возрождение музейного центра города. В середине 2005 года все будет подготовлено к тому, чтобы вновь объединить грандиозное египетское собрание под одной крышей, в первый раз после окончания войны. Второго марта Нефертити будет временно перенесена в выставочный зал Форума Культур на Потсдамской площади в оживающем центре Берлина. Здесь она предстанет перед почитателями всего на шесть месяцев, после чего будет помещена в перестроенное здание «Старого Музея». Но и это место станет для нее лишь временным пристанищем. В 2008–2009 гг. она воцарится в отстроенном заново «Новом Музее» и, можно сказать, вернется домой.


Центральный зал Египетского музея в Берлине,
разрушенного бомбардировками во время II Мировой
войны. Кадр хроники. 1920–е гг.

Со времени своей находки 6 декабря 1912 года Нефертити окружена ореолом загадок и мистификаций. Непревзойденная, почти нетронутая, словно вчера вышедшая из рук выдающегося художника, она полна очарования и величественности. В 1913 году Оттоманская Империя дала разрешение на вывоз бюста членами германской миссии, работавшей в Ахетатоне. Прошедшая сквозь частные руки, Нефертити предстала в 1920 году перед завороженными зрителями Берлинского музея.
  

 

Профиль царицы в высоком синем парике, пирамиды и едва заметная улыбка золотой погребальной маски Тутанхамона — вот те образы, по которым сегодня узнает Египет обыватель. Парадоксально, что для самих древних египтян портрет царицы эпохи религиозной реформации отнюдь не был тем «эталоном красоты», каким его видят порой искусствоведы, наоборот, это было одно из тех свидетельств, о которых старались не вспоминать.

6 декабря 1912 года, когда германский археолог Людвиг Борхардт обнаружил в развалинах мастерской, приписываемой скульптору Тутмосу, лежащий лицом вниз знаменитый скульптурный портрет Нефертити, навсегда вошло в анналы археологии. Позже Борхардт писал, что для того «чтобы понять всю его ценность», ему потребовались «годы исследований». Как это не удивительно, полноценных работ, посвященных выдающемуся портрету царицы, совсем немного, несмотря на широкую известность памятника и обилие египтологических штудий по амарнской эпохе.

О незаконности хранения Нефертити в Берлинском музее писали очень много. Вспомню, что уникальный портрет царицы был вывезен Л. Борхардтом из страны нелегально, так как его черты были искажены гипсом, что заставило египетское правительство признать шедевр «малоценным». Открытие очищенного от современных наслоений бюста в Берлине вызвало колоссальный скандал. Сегодня полихромный портрет Нефертити, ставший легендарным, возглавляет список шедевров, которые египетское правительство требует вернуть на родину.

Виктор Солкин

 

  
Египетское правительство потребовало вернуть Нефертити в 1933 году; это было первое требование из многих, безрезультатно «разбившихся» о постамент берлинской царицы. Герман Геринг, глава Пруссии, включавшей в себя Берлин, обещал тогда египетскому королю Фуаду I вернуть царицу в Каир, однако у Гитлера были другие планы. Через Эберхардта фон Сторера, германского посла в Египте, Гитлер сообщил египетскому правительству, что покорен Нефертити, которая не вернется в Египет и займет особое место в новом Берлине, переименованная в «Германию». «А знаете ли Вы, что я собираюсь сделать в один прекрасный день? — писал Гитлер. — Я построю в Берлине новый египетский музей, о котором я мечтаю. Внутри я построю зал с большим куполом. В центре будет царить это чудо — Нефертити. Я никогда не откажусь от головы Царицы».

© «DPA»
© Авторизованный перевод: Владимир Ларченко
© Историческая справка, библиография: Виктор Солкин
  

 

Полихромный портрет Нефертити.
Избранная библиография:

  • Arnold D. The Royal Woman of Amarna. — New York, 1997;
  • Borchardt L., Ausgrabungen in Tell el-Amarna 1911/12, Vorläufiger Bericht. // Mitteilungen der Deutschen Orient-Gesellschaft zu Berlin 52 (1913);
  • Borchardt L., Porträts der Königin Nofret-ete aus den Grabungen 1912/1913 in Tell el-Amarna. — Leipzig, 1923;
  • Ertman E. The Search for the Significance and Origin of Nefertiti’s Tall Blue Crown. // Sesto Congresso Internazionale di Egittologia. Atti. Vol. I. — Torino, 1992;
  • Krauss R. 1913–1988: 75 Jahre Büste der Nofret-Ete/Neferet-iti in Berlin. // Jahrbuch Preussischer Kulturbesitz 24 (1987).

 

  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013