«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

История с продолжением, или вновь о проданном прошлом

Пока растут цены на египетские древности, выставленные на продажу ведущими мировыми аукционами, продолжает процветать и воровство в самом Египте, воровство, без которого эта торговля не может существовать...

Если есть спрос на такой товар, то продолжаются нелегальные раскопки и воровство древностей. Не придерживающиеся определенной доли этики коллекционеры всегда ищут новые интересные памятники, чтобы пополнить свои частные собрания или же с гордостью подарить шедевр своей стране. В результате произведения искусства высочайшего качества свободно продаются на международном рынке и заинтересованные лица готовят солидные суммы денег, чтобы приобрести объект своего желания. Аппетит к египетским древностям неиссякаем, лучшее свидетельство тому — каталоги последних торгов домов «Бонэм», «Кристи» и «Сотби».


Бехбейт эль-Хагар. Гранитный блок
с изображением Исиды с головой
коровы. XXX дин. Хроника 1977 г.


Бехбейт эль-Хагар. Тот же блок,
с уничтоженным грабителями
изображением богини. 2002 г.

Конечно же, торги уважаемых домов тщательно отслеживаются ответственными за это специалистами, которые гарантируют легальность торга. Происхождение памятников указывается перед торгами, так же как и их опубликованные аналоги и истрия перемещения самого предмета внутри рынка. Хороша система, но она далека от совершенства.

В 2002 году серия гранитных рельефов из храма Исиды в Бехбейт эль-Хагаре в западной Дельте была выставлена на продажу домом «Кристи». К счастью, их опознала французский египтолог Кристина Фавар-Миикс, которая занималась документацией и исследованием всего святилища, готовя диссертацию. Она тотчас узнала рельефы, пропавшие в храме восемь лет тому назад и ссобщила о торгах в Египет. Торги были приостановлены, а сами рельефы возвращены в Египет.

В 2004 году на рынке проявилась другая плита из этого же храма — фрагмент гранитного рельефа с изображением божества нильского разлива. Руководство «Кристи» отказалось дать информацию о происхождении памятника даже под соответствующем давлением, но все же сняло рельеф с торгов. Чуть позже плита была конфискована правительством США, откликнувшимся на усилия египетской стороны по возвращению рельефа на родину.

В обстоятельствах, сопровождающих возвращение украденных памятников, порой бывает немало иронии. Много говорят о том, как нашли шедевр, но мало о том, что было в результате сделано для того, чтобы защитить древний храм или гробницу, откуда его выкрали. В Египте сотни археологических территорий и многие все еще плохо защищены. Оставлять их заброшенными — значит открывать дорогу расхитителям и ворам.

Во вреям археологического сезона 2002–2003 гг. один из членов зарубежной миссии, имеющей концессию на раскопки в Мит Рахина (Мемфис) рассказывал, что как только команда нанятых рабочих в конце дня опускала лопаты и направлялась домой, со стороны горизонта появлялась «команда» грабителей, идущих поживиться. В Гизе, за стеной, защищающей некрополь, расхитители даже не дожидаются темноты, чтобы приступить к своим противоправным действиям.

В прошлом месяце стало известно, что 619 произведений древнеегипетского искусства, украденных в Каире в 2000 году и вывезенных в Лондон через Швейцарию, были запрошены Египтом и возвращены на родину; воры были арестованы британской стороной. Но только все так благополучно закончилось.

Как в прессу просочилась информация о том, что 15 уникальных памятников исчезли из хранения Колледжа изящных искусств и Музея Маади и неожиданно появились на аукционе в Великобритании. Высший Совет по древностям незамедлительно обратился к Министру культуры АРЕ и в Интерпол с требованием остановить торги. «Аукционеры за рубежом сотрудничают с нами, говорит д-р Захи Хавасс. — Однако они продают памятники, если мы не успеем вовремя подать необходимые бумаги».

Археологическая полиция недавно обнаружила и арестовала банду из семи человек, орудовавших в Исабл Антар (Спеос Артемидос), к западу от Ассиута. Они промышляли добычей древностей. Это событие — лишь звено из длинной цепочки арестов за последние 30 лет. Расхитители гробниц — это вовсе не бедные крестьянки в галабиях, как думают многие, Порой они получают барыши, исчисляемые в миллионах египетских фунтов, перепродавая памятники дилерам.

Большинство из них работает через проверенных посредников, а некоторые из европейских коллекционеров нелегально вывезенных из египта произведений искусства — были в прошлом хорошо известными хранителями знаменитых музеев.

Г-н Камаль эль-Наггар, глава Туристической и археологической полиции, отметил в прошлом году, что «остановить поток украденных египетских древностей крайне сложно, так как они добываются на очень большой территории, которую не представляется возможности обезопасить полностью». Он также добавил, что «хорошо обученные частные охранники» постепенно заменяют невежественных ночных сторожей, а полицейские регулярно проверяют их работу, однако некоторые из охранников, те, кто молод и неопытен, не могут противостоять соблазну огромных денег от торговцев древностями».

К несчастью, торговля памятниками старины охватывает все уровни египетского общества, от низов до самых вершин. Опять же в прошлом году следствие установило, что Тарек эль-Суэйзи, глава Национальной демократической партии АРЕ получил от торговли нелегальными паямтниками более 33 млн. египетских фунтов. К тому времени памятники перепродавались в Европу и США почти два года.

Вспомним, что в 1972 году, после того как ЮНЕСКО выпустило резолюцию о нелегально вывезенных памятниках искусства, которые должны быть возвращены на родину, Египет словно впал в спячку. Поверите ли Вы, что согласно официальным заявлениям из страны ничего никтода не похищали! Только в 90–х годах XX века Высший Совет по древностям АРЕ установил связь с Интерполом и таможнями по всему миру. Вместе с недавно созданным Департаментом по выявлению похищенных памятников, Совет начал разыскивать утерянные сокровища. Всего лишь 9 лет тому назад, в апреле 1995 года Министр культуры АРЕ Фарук Хосни впервые признал, что с 1969 года из археологических хранилищ было похищено и вывезено за границу более 300 произведений древнего искусства. Заявление Хосни вызвало жесткую критику, особенно после того, как он наконец-то сказал, что хранилища и музеи не проверялись последние 50 лет.

Он, кстати, забыл тогда еще сказать, что еще какие-то десять лет тому назад в большинстве провинциальных музеев на дверях не было даже висячего замка. В 1995 году воры проломили стену хранилища для находок в храме Монту в карнаке и похители 55 предметов. Ликование, вызванное их обнаружением, сменилось тишиной, когда начали выяснять, что же привело к такому поразительному грабежу.

То же самое можно сказать и о совсем недавнем появлении четырех фрагментов расписанного известняка из гробницы Сети I в Фивах с изображением умерщего фараона перед божествами. Исчезнувшие рельефы обнаружились в Музее Майкла Карлоса в Атланте во время открытия выставки, названной «Рамсес I — в поисках пропавшего фараона». По словам куратора, когда древнеегипетские памятники прибыли из собрания Музея Ниагарского Водопада, он незамедлительно узнал стиль декорировки гробницы Сети I, которая официально закрыта для публики уже много лет на реставрацию.

А тем временем цены на египетское искусство на мировом рынке растут с бешеной скоростью. Какова же цена тех сокровищ, которые мы считаем бесценными? Ответ вы найдете на аукционах Нью-Йорка и Лондона.

Порой удивляются даже те специалисты, которые оценивают памятники перед торгами. Покупатели удивляют даже профессионалов. Взять хотя бы для примера кубообразную базальтовую статую военачальника Пакира, недавно проданную на «Бонэм». Прекрасное произведение искусства было выставлено перед торгами в превосходной стеклянной витрине, позволявшей рассмотреть шедевр высотой 31,4 см. со всех сторон.

 
Статуя военачальника Пакира. Базальт. XXVI дин.

Лицо военачальника индивидуально и прекрасно передано, несмотря на небольшое повреждение в области носа, оно впечатляет. Надпись спереди статуи обращена к царю: «О Хор, бык могучий, да дашь ты жизнь, процветание, жизнь долгую и воздаст весьма хороший военачальнику Пакиру, сыну Хоруджа». Надпись на тыльной стороне статуи гласит: «О Хор, бык могучий, да будет действенной защита твоя...» Первоначальная цена за этот хорошо известный и опубликованный паямтник составила $200–300 тыс. Когда начался аукцион, у присутствовавших захватывало дыхание от скорости, с которой поднималась цена, пока не достигла рекордной отметки в $600 тыс., т. е. вдвое больше эстимейта. Конечно, памятник легальный, издававшийся четыре раза — в 1929, 1935, 1960 и 1995 годах, продававшийся в 1997 году на «Сотби».


Браслет в форме
змеи. Золото.
I в. н. э.

Однако важно другое: как велико число тех, кто потенциально был заинтересован в его приобретении. На торгах «Бонэм» блистал во всех смыслах этого слова прекрасный греко-римский браслет из чистого золота, весом в 146,4 гр, датированный I в. н. э., очень натуралистично выполненный в виде змеи. Этот исключительный образец ювелирного искусства является очень близкой аналогией к набору из 36 золотых браслетов и двух колец, найденных в Ком Абу Билло (Дельта) в провинции Бехейра в 1905 году, который «пропал из хранения на цокольном этаже Египетского музея» три месяца тому назад.

Кража из крупнейшего музея вовсе не говорит только лишь о плохой системе безопасности или безответственности. Как уточняют египятне, такое происходит по всему миру. Они недалеки от истины. После трехмесячного поиска, к счастью, памятники, считавшиеся утерянными, были найдены. Однако аукцион дает ответ на вопрос: сколько же стоит каждый из браслетов? При эстимейте в $15–20 тыс., представленный аналог был продан за $66,920. Этот результат демонстрирует, как сменяют своих владельцев предметы роскоши, постоянно увеличиваясь в цене.


  
Глаз-инкрустация из маски
саркофага. Синее египетское
стекло, обсидиан и массив
раковины

Глаз-инкрустация из маски саркофага из знаменитого синего египетского стекла, обсидиана и массива раковины был оценен в $4–5 тыс., а продан, в итоге, на «Кристи» за $6,573. Не стоит думать, что аукционы постоянно имеют дело лишь с крадеными предметами искусства. Но какой процент из числа того, что продается, происходит из сомнительного источника? Сказать сложно. Порой богатые и разнообразные коллекции поступают на аукцион с детальной и аккуратной историей «за спиной». В других случаях, единственное пояснение, прилагающееся к предмету, — это публикация аналогичного памятника для сравнения. Без происхождения. Без даты приобретения объекта предыдущим владельцем.

Пороочный круг замыкается. Отнюдь не все археологические зоны, где недавно сделаны открытия, эфективно охраняются, скорее наоборот. Большие выставки, повествующие о Египте языком бесценных экспонатов, провоцируют не только восхищение культурой страны фараонов, но и желание купить древность, толкая криминалитет на риски, связанные с кражей и доставкой нового шедевра. А потому вновь и вновь течет из Египта поток палеток и керамических черепков, фаянсовых и бронзовых статуэток богов, царских портретов и амулетов, коптских тканей и предметов греко-римского искусства. Совсем недавно в Бадрашейне, неподалеку от древнего Мемфиса, полиция обнаружила частный склад торговца древностями, переполненный уникальными сокровищами, в большинстве своем — эпохи эллинизма. Они были готовы к отправке за рубеж.

Каждый раз, когда ловят очередного расхитителя, задумываешься: сколько других попыток разворовать прошлое осталось незамеченными?

© «Аль-Ахрам»
© Фото: «Аль-Ахрам», Ch. Favard-Meeks
© Авторизованный перевод: Владимир Ларченко

  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013