«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

«Дочь Солнца»: выставка, посвященная Хатшепсут


Культовая статуя Хатшепсут из ее храма в Дейр эль-Бахри. Мраморизирующий известняк. Нью-Йорк, Музей Метрополитен

В  октябре этого года США ожидает еще одно крупное египтологическое событие: грандиозная выставка, посвященная одной из самых выдающих женщин древности — царице Хатшепсут, откроется в залах нового Музея де Янга в Сан-Франциско.

В основе экспозиции — шедевры изобразительного искусства, созданные во время правления блистательной женщины, захватившей египетский престол и через несколько лет провозгласившей себя фараоном. Ее правление, длившееся более двух десятилетий, стало эпохой могущества египетского государства, которое после смерти царицы сменилось временем завоевательных войн, начатых ее пасынком Тутмосом III — фараоном, который долгие годы лишь мечтал о престоле Египта.

Феномен женщины, успешно управлявшей патриархальным обществом, окруженной мужчинами — советниками, вельможами, жрецами и придворными, вызывает нескончаемый ажиотаж, как в среде специалистов-египтологов, так и у всех, кто любит Древний Египет. Экспозиция представит памятники разных периодов правления Хатшепсут, покажет ее царицей, фараоном, любящей матерью и могущественной владычицей Египта.

После смерти царицы, соорудившей несколько поразительных по своей красоте храмов, включая ее грандиозный заупокойный комплекс в Дейр эль-Бахри, ее имя было уничтожено, а образ — по возможности забыт. В египетской истории не нашлось места для женщины, объявившей себя царем-мужчиной и отстранившей от власти законного наследника престола. Меж тем, ее время — это уникальные скульптурные портреты и грандиозные обелиски, тонкие, изящные храмовые рельефы и декоративная пышность предметов дворцового обихода. Все эти элементы выставки «Дочь Солнца» по-новому расскажут о Хатшепсут, ее царствовании и ее наследии. Экспозиция организована при поддержке Музея Метрополитен в Нью-Йорке.

© Museums of San Francisco
© Авторизованный перевод: Екатерина Ульянищева
  

 

Историческая справка

Хатшепсут Мааткара Хенеметамон (1479–1458 гг. до н. э.) — знаменитая египетская царица, дочь фараона Тутмоса I и царицы Яхмес, ставшая супругой Тутмоса II, от которого родила дочерей — Нефрура и, возможно, Меритра.


Голова осирического пилястра Хатшепсут из Дейр эль-Бахри. Известняк. Нью-Йорк, Музей Метрополитен

После смерти супруга Хатшепсут в течение нескольких лет была регентом при малолетнем Тутмосе III, сыне Тутмоса II и Исиды, младшей царицы из гарема, затем отстранила пасынка от власти и начала царствовать единолично, изображая себя в обличии фараона-мужчины. Власть царицы, опиравшейся, прежде всего, на жречество Амона Карнакского, была легитимизирована с помощью легенды о теогамии или «божественном браке», во время которого сам бог Амон снизошел с небес к земной царице Яхмес для того, чтобы приняв облик Тутмоса I зачать «свою дочь» Хатшепсут. Кроме того, царица утверждала в церемониальных надписях о том, что была избрана наследником египетского престола еще при жизни своего земного отца.


Осирические пилястры Хатшепсут на третьей террасе храма царицы в Дейр эль-Бахри

Время правления Хатшепсут стало эпохой мирного процветания Египта; известны лишь два похода в Сирию и Нубию, совершенные войсками царицы, согласно надписи в Тангуре — победному тексту, высеченному на скалах в районе 2-го порога Нила. Фивы стали основным местом строительных работ царицы, которыми руководил ее фаворит, всесильный временщик и архитектор Сененмут. В Карнаке было воздвигнуто т. н. «Красное святилище» Хатшепсут для церемониальной ладьи бога Амона; рельефные изображения на стенах святилища, недавно полностью восстановленного из разрозненных блоков, посвящены соправлению Хатшепсут и Тутмоса III, а также легитимизации ее единоличной власти. Здесь же, в Карнаке, по приказу царицы были установлены гигантские гранитные обелиски, воздвигнут VIII пилон в храме Амона, сооружено святилище Амона-Камутефа, значительно расширен храм супруги Амона — богини Мут.


Реконструированный сфинкс царицы Хатшепсут из Дейр эль-Бахри. Известняк. Нью-Йорк, Музей Метрополитен

В западной части Фив, в Дейр эль-Бахри, напротив храма Амона в Карнаке, по проекту Сененмута был сооружен знаменитый храм царицы, называвшийся в древности Джесер джесеру — «Священнейший из священных». Храм строился 9 лет — с 7-го по 16-й год правления царицы и состоял из трех террас, украшенных портиками с белоснежными известняковыми протодорическими колоннами. В центре террасы были разделены массивными пандусами, ведущими наверх, к святилищу храма. Помимо самой царицы, комплекс был посвящен Амону, ее обожествленному отцу Тутмосу I, Анубису и, что особенно важно, Хатхор Иментет — повелительнице Западных Фив и великой защитнице умерших. Террасы храма были украшены многочисленными ярко расписанными осирическими пилястрами царицы, ее коленопреклоненными колоссальными статуями и сфинксами, многие из которых хранятся в собраниях Египетского музея в Каире и музея Метрополитен в Нью-Йорке. Путь к храму начинался издалека, от границы пустыни и орошаемых полей долины Нила, где был воздвигнут гигантский пилон. От пилона к храму вела дорога шириной около 40 метров, с обеих сторон уставленная колоссальными полихромными сфинксами царицы, выполненными из песчаника. Перед самим храмом был разбит сад из экзотических деревьев и кустарников, вырыты Т-образные озера.


Так называемая
«Красная капелла»
Хатшепсут в Карнаке.
Кварцит, гранит
  
Карнак.
Обелиски Тутмоса I
и Хатшепсут в храме
Амона. Гранит
  

Уникальные рельефы храма, потрясающие высочайшим уровнем своего исполнения, повествуют об основных событиях царствования Хатшепсут. Так, на стенах портика нижней террасы изображена доставка обелисков царицы из Асуана в Карнак и ритуальные сцены, связанные с идеей объединения Верхнего и Нижнего Египта. Рельефы второй террасы повествуют о божественном союзе родителей Хатшепсут — бога Амона и царицы Яхмес и о знаменитой военно-торговой экспедиции в далекую страну Пунт, снаряженной царицей на 9-м году правления для того, чтобы доставить в Египет заморские редкости и, прежде всего, благовония — ладан и мирру, а также ладановые деревья, которыми были так богаты земли африканского Рога, где, по-видимому, находился Пунт. На рельефах храма в Дейр эль-Бахри представлены все подробности этой кампании. Художники детально изобразили флот Хатшепсут, особенности ландшафта Пунта с лесами благовонных деревьев, экзотическими животными и домами на сваях. Здесь же представлены знаменитые Пареху и Ати — царь и царица Пунта, приносящие дары Хатшепсут, включавшие, помимо драгоценных пород деревьев, благовония, притирания, шкуры животных, золото и невольников.


Хатшепсут — царица перед Амоном Ра. Блок из храма Амона в Карнаке. Кварцит. Луксор, Музей египетского искусства

Идея единства Обеих земель встречается еще раз на перилах пандуса, соединяющего вторую и третью террасы храма. Нижние основания этой лестницы украшены скульптурными изображениями гигантской кобры, хвост которых поднимался вверх по верхней части перил. Голову змеи, олицетворяющую покровительницу Нижнего Египта — богиню Уаджет, своими крыльями обрамляет сокол Хор Бехдетский, бог Верхнего Египта. По краям второй террасы расположены святилища Анубиса и Хатхор. Оба святилища состоят из 12-колонных гипостильных залов, расположенных на террасе, и внутренних помещений, уходящих в глубь скалы. Капители колонн святилища Хатхор были украшены позолоченными ликами богини, устремленными на запад и восток; на стенах святилища изображена сама Хатшепсут, пьющая божественное молоко из вымени священной коровы Хатхор. Верхняя терраса храма была посвящена богам, даровавшим жизнь Египту, и самой Хатшепсут. По сторонам центрального двора третьей террасы расположены святилища Ра и родителей Хатшепсут — Тутмоса I и Яхмес. В центре этого комплекса расположено Святая Святых, святилище Амона-Ра, которое было самой главной и самой сокровенной частью всего храма Дейр эль-Бахри.

Здесь же, в западной части Фив по приказу Хатшепсут было сооружено особое святилище в Мединет Абу на месте священного холма Джеме, под которым упокоился в начале времен змей Кематеф, воплощение созидательной энергии Амона-Ра.

При Хатшепсут активное строительство храмов велось не только в Фивах, но и во всем Египте. Известны скальный храм, воздвигнутый царицей в Спеос Артемидосе в честь львиноголовой богини Пахет, и храм богини Сатет на острове Элефантина; архитектурные фрагменты с именем царицы обнаружены в Мемфисе, Абидосе, Арманте, Ком Омбо, Эль-Кабе, Гермополе, Кусе, Хебену. В Нубии по приказу царицы были сооружены храмы в крепости Бухен, а также Саи, Дакка, Семнэ и Каср Ибриме.


Дейр эль-Бахри. Заупокойный храм Хатшепсут

Многие памятники Хатшепсут пострадали во время правления вернувшегося после ее смерти к власти Тутмоса III. Золоченые обелиски в Карнаке были при нем заложены каменной кладкой (!), многие изображения царицы из храма в Дейр эль-Бахри уничтожены или закопаны неподалеку, ее имя исключено из официальных храмовых списков фараонов Египта. Старшая дочь царицы, Нефру-Ра, исполнявшая обязанности «Супруги бога» в Карнаке и изображавшаяся в виде наследника престола, вероятно, скончалась раньше матери. Младшая царевна, Меритра, стала супругой Тутмоса III, узаконившего таким образом свои права на престол. Еще при жизни царицы были уничтожены многие изображения ее фаворита Сененмута, вероятно, попавшего в опалу.


Сененмут,
держащий на руках
принцессу Нефрура.
Граувакка. Каир,
Египетский музей
  

Известно несколько гробниц Хатшепсут. Первая, вырубленная в скалах Долины царей (KV20), была обнаружена в 1903 г. Г. Картером. До конца не ясно, была ли погребена царица в великолепном кварцитовом саркофаге, найденном в этой гробнице пустым. Еще одна, ранняя гробница царицы, расположена в скалах Вади Сиккат Така эль-Зейд, в скалах к югу от храма в Дейр эль-Бахри. Фрагменты деревянного позолоченного саркофага, возможно принадлежавшего Хатшепсут, были обнаружены в 1979 г. среди обрывков пелен и остатков погребального инвентаря в незавершенной гробнице Рамсеса XI (KV4). Возможно, мумия Хатшепсут была найдена в 1991 г. в гробнице ее кормилицы в Долине царей; деревянный ящик с ее внутренностями обнаружен в тайнике с царскими телами в Дейр эль-Бахри.

Виктор Солкин

 

  
  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013