«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

Ком Омбо: реставрация храма и священные крокодилы


Гипостиль храма Хорура и Себека в Ком Омбо

Как сообщил Министр культуры АРЕ д-р Фарук Хосни, в следующем месяце будет торжественно открыт для посещений знаменитый храм в Ком Омбо, реставрация которого обошлась египетскому правительству в 15 млн. египетских фунтов и длилась более двух лет. Рядом с храмом также произойдет инаугурация нового музея, посвященного божествам древнего Ком Омбо — Себеку и Хоруру, в основе экспозиции которого будут представлены статуи божеств, мумифицированные крокодилы, предметы божественного культа.

Согласно археологическим данным, местность Ком Омбо, находящаяся в 40 км. к северу от Асуана, была заселена еще в верхнем палеолите. Со времени правления XVIII династии город стал столицей независимой провинции, входившей в состав нома, столицей которого Ком Омбо стал в эпоху Птолемеев.

Тутмос III возвел здесь храм, посвященный Хоруру, или Старшему Хору, брату Осириса, Себеку и его матери Хатхор. К сожалению, от этого святилища остались лишь архитектурные фрагменты. Также известны фрагменты сооружений, построенных здесь Аменхотепом I и Рамсесом II. В настоящее время древний город все еще погребен под песком; расчищены лишь главный храм Ком Омбо, находящийся на значительном естественном возвышении и хорошо заметный с Нила.

Весь храм окружен стеной из кирпича-сырца, в которую были встроены гигантские ворота Птолемея XII и, к сожалению не сохранившиеся, ворота эпохи Хатшепсут и Тутмоса III. Помимо Хорура, Себека и Хатхор в храме также почитались Амон, Птах, Хнум, Осирис, Нефтида, Мин и Тот. Каждому из этих божеств внутри храма было посвящено небольшое святилище. Основные помещения комплекса были, тем не менее, посвящены двум триадам — Хоруру, его супруге Сенетнефрет и их сыну Панебтауи и Себеку, почитавшемуся вместе со своей матерью Хатхор и сыном Хонсу. Сам храм, не имеющий аналогов во всем Египте, ввиду этого имеет две параллельные симметричные оси, каждая из которых имеет свой вход, свою часть гипостиля и свое святилище, причем Себеку была посвящена восточная часть храма, а Хоруру — западная. В центре первого двора храма сохранились фрагменты алтаря для возлияний с двумя небольшими бассейнами, куда стекала жертвенная влага для двух богов. Храм потрясает качеством своей декорировки, частично сохранившей изначальную полихромную роспись, несмотря на то, что отделка, начатая при Птолемее VI была завершена довольно поздно — при римских императорах Тиберии, Клавдии и Домициане, когда древнеегипетское искусство находилось в глубоком упадке.


Владыки Ком Омбо, охраняющие имя царя. Фрагмент дверной притолоки из храма

Фасад гипостиля, колонны которого соединены снизу стенками, характерен для птолемеевской архитектуры. Декорировка колонного зала, естественно, была подчинена условному разделению храма на владения Хорура и владения Себека. Второй гипостиль является уменьшенной репликой первого; через него процессии двигались к святилищам, минуя три низких темных жертвенных зала с каждой стороны. В двойном святилище храма, сильно разрушенном, все еще возвышаются каменные постаменты для священных ладей богов. В стене, разделяющей святилища, находится потайная комната, предназначение которой неясно. Во внутренней части храма также имеется довольно много крипт и скрытых проходов.


Хирургические инструменты. Рельеф из храма в Ком Омбо

Как в Дендере и Эдфу, святилища Ком Омбо были окружены комплексом меньших помещений, окруженных по периметру длинным уникальным для птолемеевской архитектуры проходом, граничащим с другой стороны с внешней стеной храма. В задней стене этого прохода находятся двери в шесть небольших помещений, по три на каждой стороне от центральной оси храма и лестница, некогда ведшая на крышу. Некоторые из этих комнат покрыты восхитительными рельефами, другие — так и остались незавершенными. На внешней поверхности храмовой стены сохранились многочисленные сцены предстояния царей перед различными божествами, среди которых находится знаменитый рельеф с изображением ритуальных и хирургических инструментов, которые фараон жертвует Хоруру, богу, издревле считавшемуся великим целителем. В задней стене храма сохранилась ложная дверь, в центральной нише которой сохранились изображения «слышащих» ушей, «видящих» глаз и собственно фигур двух богов, причем Себек держит в руках скипетр с головой льва, а Хорур — нож с человеческими ногами. Между двумя богами помещен прославляющий их гимн, а над нишей — образ богини Маат, поднимающей руками небо и фигуры четырех ветров, изображенных в виде льва, орла, быка и многоголового змея, символика которых, вероятно, стала прообразом для гораздо более поздних христианских изображений евангелистов.

Частично сохранилось маммизи, примыкавшее к храму с запада, также построенное в греко-римскую эпоху на месте более древнего сооружения, от которого остались каменные блоки с именами Тутмоса II и Рамсеса III.

Неподалеку от Маммизи находится сложная система каналов и бассейнов, в которых некогда содержались священные крокодилы, окруженные в Ком Омбо особенным почтением. Около восточной стены комплекса также находилось небольшое святилище Хатхор, построенное при Домициане; здесь были обнаружены многочисленные захоронения священных крокодилов в особых глиняных саркофагах.

© Виктор Солкин
© Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»

  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013