«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

Новые тайны Карнака


Карнак. Работы в зале «Уаджет»

В  числе последних достижений франко-египетской команды археологов, работающих в Карнакском храме, — открытие скульптурной группы, изображающей фараона Неферхотепа I в натуральную величину и реставрация многих прекрасных памятников.

В Карнакском храме история имеет особый вкус и запах. Между его пилонами собрана и представлена непревзойденная коллекция высоких обелисков, внушающих благоговейный трепет часовен и превосходных святилищ, отражающих многие аспекты существования великой цивилизации Древнего Египта. И хотя на территории большей части Карнака уже были проведены тщательные раскопки, храм все еще хранит (и время от времени раскрывает) некоторые доселе неизвестные тайны фараонов.

На прошлой неделе, во время ежегодной инспекции Высшего Совета последних работ франко-египетской миссии в Карнаке, была представлена широкой публике часть превосходной диады фараона XIII династии Неферхотепа I. Погребенная в течение трех с половиной тысячелетий под руинами храма, статуя Неферхотепа I, чье имя означает «Прекрасен умиротворенный», была найдена археологами из Французско-египетского Центра по изучению храмов Карнака (CFEETK) в нише, находящейся на 1,5 метров ниже фундамента обелиска Хатшепсут в зале «Уаджет». Это статуя изображает фараона в натуральную величину шагающим вперед, в головном уборе «немес», в одной руке держащим булаву. На голове помещена священная царская кобра.

Стиль, в котором выполнена статуя, типичен для царской иконографии скульптуры эпохи Среднего Царства, что видно по складкам «немеса», большим ушам, и несколько суровому выражению лица. Вторая половина статуи пока еще засыпана песком, и ее только предстоит откопать. Однако по словам археологов, для этого надо преодолеть некоторые трудности. Архитектор Франсуа Ларше, бывший глава CFEETK, пояснил, что извлечение и поднятие на поверхность второй части диады будет рискованной операцией, требующей точности и применения специальных технических методик.


Египетский рабочий у недавно найденной статуи Неферхотепа I

Раскопанная часть статуи позволяет предположить, что две фигуры держатся за руки; между их плечами помещается картуш с именем Неферхотепа I. Ларше говорит, что не раскопанная часть статуи заблокирована остатками древних ворот, которые, в свою очередь, пока еще скрыты под фундаментом обелиска Хатшепсут. «При попытке поднять статую остатки ворот должны быть разобраны. Обелиск может быть временно перенесен со своего места, пока эти работы не будут закончены», — заявил Ларше.

При обсуждении вопроса о поднятии статуи сразу же вспыхивают жаркие споры между двумя группами египтологов. Французские архитекторы и египтологи полностью поддерживают эту инициативу, ссылаясь на то, что это уникальная статуя фараона, чьи изображения очень редки. Противоположную позицию занимают египетские инспекторы, которые боятся непредсказуемых последствий, которые могут привести к значительному повреждению обелиска или фрагмента ворот.

Для того, чтобы положить конец этим спорам, д-р Захи Хавасс назначил комиссию, состоящую из французских и египетских архитекторов, археологов и реставраторов, чтобы она рассмотрела этот вопрос и пришла к какому-то решению. «Мы не можем передвинуть весь храм, чтобы раскопать статую», — комментирует ситуацию Захи Хавасс. Похожая статуя, также приписываемая Неферхотепу I, была найдена в тайнике во дворе VII пилона храма и сейчас выставлена в Египетском музее в Каире.

По мнению Ларше, эта находка, вместе с нераскопанным пьедесталом и осирическими статуями из песчаника, найденными под южной частью зала «Уаджет», позволяет предполагать, что в этой зоне некогда существовало значительное сооружение, предшествовавшее памятникам Нового Царства.

Хулейл Гали, глава отдела памятников Верхнего Египта Высшего Совета по древностям рассказал, что это открытие было сделано в процессе обычных археологических работ в зале «Уаджет», которые начались в прошлом октябре с зондирования поврежденных мест мостовой внутреннего двора. Это исследование было частью всесторонней программы изучения комплекса, которая проводится с 2002 года в центральной части Карнака с целью понять, каковы были этапы строительства святилища со времен Среднего царства до правления Аменхотепа III. Есть надежда, что эта программа прольет свет на различные этапы строительства в этой зоне во времена правления XIII династии и позволит проанализировать остатки строений, найденные в фундаменте, которые говорят о том, как выглядело это место ранее.

Инспекторы также посетили музей под открытым небом, находящийся в храме. В нем представлено несколько царских часовен, которые были разобраны, отреставрированы, а затем возведены заново. В этом году восстановленное алебастровое святилище Аменхотепа II является основной достопримечательностью экспозиции. Блоки этого святилища были найдены в стенах храма богини Мут, который находится достаточно далеко от его изначального местоположения, которое, по мнению аналитиков, находилось между двумя обелисками Тутмоса I перед IV пилоном.


Процесс воссоздания алебастрового святилища Аменхотепа II

Аменхотеп II выбрал это место потому, что хотел, чтобы обелиски поддерживали крышу часовни. Во время правления Рамсеса II ее блоки были использованы для изготовления стел повествующих о свадьбе фараона и дочери хеттского царя после подписания исторического мирного договора между двумя державами.

Памятники, построенные Аменхотепом I, также вовлечены в процесс реконструкции. Около 1400 блоков, составлявших некогда его храм, были найдены в строении третьего пилона, во дворе с тайником близ VII пилона и в окрестностях самого храма. Сейчас они реставрируются и в будущем будут также выставлены в музее под открытым небом. Изучение этих блоков позволит архитекторам восстановить храм Аменхотепа I в том виде, в котором он позже был перестроен Хатшепсут. По словам Эмманюэля Ларозе, главы CFEETK, работы по восстановлению храма начнутся сразу же, как только будут отреставрированы составляющие его блоки и будет готов план здания.

Подверглась инспекции и центральная часть Карнакского храма. Там тоже ведутся работы по разборке, реставрации, фотографированию и восстановлению; на этот раз их предметом являются ворота, построенные при Сети II. Во время проведения этих работ выяснилось, что Тутмос III построил стены по обеим сторонам оси внутреннего двора IV пилона. Их поверхность была покрыта фрагментами царских анналов. В каждой из стен была дверь, которая вела в один из образовавшихся новых внутренних дворов, один на севере, а другой — на юге. Южная стена была впоследствии разобрана Сети II, а получившийся в результате строительный материал был использован им при сооружении новых ворот.

Когда археологи разбирали восточную часть стены Сети II, было обнаружено несколько рельефов эпохи Тутмоса III. Также была найдена и западная часть стены. Открывшаяся часть стены украшена очень красивым рельефом, показывающим фараона перед богом Амоном. Были отреставрированы и дома карнакских жрецов, расположенные рядом со священным озером, а также статуи и ворота IV пилона. Совместно с Университетом Мемфиса (США) была отреставрирована и задокументирована последняя часть рельефной декорировки внешней части южной стены, посвященная военной тематике.

В попытке пролить свет на различные этапы строительства зоны, находящейся между IV пилоном и двором эпохи Среднего Царства, Рашид Мигала, египетский член команды археологов, сделал деревянную модель этой зоны. Эта модель будет экспонироваться внутри Карнакского храма.

Под конец осмотра Ларозе привел делегацию в гипостильный зал храма Амона-Ра, где столетие тому назад французский археолог Жорж Легрен нашел великолепные статуэтки в тайнике. Там размещена фотовыставка, на которой представлено 12 черно-белых фотографий раскопок 1904 года. На них рабочие убирают известняковые блоки, очищают статую от песка и вытягивают толстую веревку с привязанным на ее конце большим гранитным предметом. Также представлены фотографии некоторых статуй.


Процесс научной документации во время раскопок

«Это новая тенденция, которую необходимо проводить в жизнь», — заявил Ларозе. По его мнению, эта выставка представила уникальное открытие, одно из самых значительных в истории Карнака, в новом свете. Она также дает посетителям храма информацию о предметах, которые были найдены здесь, а сейчас выставлены в Египетском музее в Каире и Музее египетского искусства в Луксоре. В будущем планируется выставить еще некоторые фотографии.

В следующем сезоне раскопок CFEETK планирует закончить раскопки в восточной части Карнакского храма, чтобы ее можно было включить в туристический маршрут, который позволит посетителям храма восхищаться тем, что осталось на территории великой святыни от различных периодов египетской истории.

© «Аль-Ахрам»
© Авторизованный перевод: Игорь Козлов

  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013