«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

Потерянная гробница «отца Египта». Находка, которой не было


Образ обожествленного Аменхотепа I на саркофаге фиванской жрицы XXI династии. Лондон, Британскйи музей

Египетская археология ежегодно преподносит нам немало сюрпризов и самых неожиданных находок, однако, порой нашумевшая «сенсация» оказывается всего лишь ошибкой журналистов. Именно это произошло с громкой новостью о якобы найденной нетронутой гробнице царя Аменхотепа I, которую кто-то даже сравнил с открытием гробницы Тутанхамона. Неудачно переведенные и истолкованные слова д-ра Захи Хавасса, Генерального Секретаря Высшего Совета по древностям АРЕ стали причиной появления в СМИ новости о находке, которой не было.

На самом деле, министр культуры АРЕ Фарук Хосни лишь подтвердил факт того, что совместная египетско-польская экспедиция получила право на начало раскопок в фиванском некрополе с целью найти гробницу Аменхотепа I. Захи Хавасс поддержал инициативу, отметив, что «если команда археологов обнаружит гробницу Аменхотепа I, то эту находку могли бы считать одним из величайших археологических открытий XXI века» (if the archaeological team discovered the tomb of Amenhotep I, then the find would likely come to be listed as one of the greatest archaeological discoveries of the 21st century). В своих комментариях журналисты опустили слово «если» (if), откуда и пошла неразбериха. Гробница позже оказалась «нетронутой», а следовательно, подобной усыпальнице Тутанхамона. Из-за одного слова и, в общем-то, непрофессионализма любителей сенсаций, мир ждет сокровищ, которых не будет никогда. На то есть вполне серьезные исторические причины.

Фигура Аменхотепа I в истории Египта занимает необычное место. Джесеркара Аменхотеп, сын фараона Яхмеса I, освободившего Египет от захватчиков-гиксосов, правил в эпоху возрождения египетской государственности и культуры: шло становление блистательной эпохи Нового царства. Царствование Аменхотепа I ознаменовалось быстрым экономическим ростом, развитием сельского хозяйства и ремесла, торговли и храмового строительства Египта. При нем начался новый этап освоения Нубии: на 8-м году правления царя египетские войска дошли до 4-го порога Нила; триумфальные стелы, повествующие о замирении южных провинций египетского царства, были установлены в Каср Ибриме и Саи, где Аменхотеп I заложил храм и резиденцию египетского наместника. Началась новая крупномасштабная строительная программа в центральном государственном святилище — храме Амона в Карнаке, здесь же было возведено знаменитое алебастровое святилище со сценами царского празднества Сед, призванного обновить связи царя с миром божеств. В Абидосе царь построил святилище в честь своего обожествленного отца, основателя XVIII династии.


Аменхотеп I в облике бога Осириса. Известняк. Лондон, Британский музей


Статуэтка Яхмес Нефертари. Дерево. Париж, Лувр

Архитектурные фрагменты с именем Аменхотепа I выявлены в Эль-Кабе, Ком Омбо, на острове Элефантина, а также в Серабит эль-Хадим на Синае. В Фивах, на западном берегу Нила, был основан поселок Дейр эль-Мединэ, в котором жили художники, мастера и ремесленники, работавшие на строительстве царских усыпальниц в Долине царей: именно при Аменхотепе I царская гробница была впервые отделена от заупокойного храма.

Святилище Аменхотепа I, называвшееся Мен сет — «Прочное место», возведенное в скалах Дейр эль-Бахри, было позже снесено при строительстве храма царицы Хатшепсут.

При всем вышеперечисленном, фигура царя, взошедшего на престол очень юным, всегда находилась в тени его матери, великой Яхмес-Нефертари, которая, судя по всему, и была истинным вдохновителем возрождения Египта. Помимо политической деятельности, она реформировала многие религиозные нормы того времени и стала первой «Супругой бога» — великой жрицей Амона в Карнаке, учредительницей знаменитой храмовой школы жриц и устроительницей самых значимых фиванских праздников, посвященных Амону. Именно поэтому Яхмес-Нефертари и Аменхотеп I были посмертно обожествлены и почитались как святые покровители Фив и, в особенности, фиванского некрополя, где их имена помнили и чтили века спустя.

А что же гробница Аменхотепа I? Упомянутая в перечне усыпальниц, проверенных инспекцией чиновников на 16-м году правления фараона Рамсеса IX, она до сих пор не идентифицирована. Неизвестно, был ли Аменхотеп I похоронен среди своих предков, царей XVII династии в некрополе Дра Абу эль-Негга (К93.11), или же в одной из незавершенных гробниц в Долине царей (KV39, AN B?).


Долина царей. Вход в гробницу KV39, приписываемую Аменхотепу I

Замечу, что даже разные участки фиванского некрополя в новостных сообщения о «сенсации» были «объединены» в одно место. Царская мумия меж тем была обнаружена среди останков других фараонов в гробнице-тайнике в Дейр эль-Бахри, куда еще в древности жрецы переместили царские останки, пытаясь спасти их от разграбления. Египтолог Эмиль Бругш был первым европейцем, которому судьба позволила 6 июля 1881 года спуститься в тайную гробницу. То, что он увидел в шахте и полутемных осыпающихся коридорах превзошло все его ожидания и даже рассказы местных жителей, обнаруживших тайник: «...И вот мы уже пробирались через ларцы с фаянсовыми погребальными приношениями, металлическими и алебастровыми сосудами, пеленами и различными мелочами, пока наконец не добрались до поворота коридора; в глаза бросились саркофаги, в таком количестве, что я был просто потрясен.

Собравшись с чувствами, я обследовал их так тщательно, как мог это сделать при свете моего факела, и сразу же увидел, что в них покоятся царственные персоны... Опередив моего спутника, я дошел до (погребальной) камеры: Саркофаги стояли здесь, прислоненные к стенам, лежали на полу; среди них было много гробов совершенно невероятных размеров и веса. Их золотое покрытие и отполированные поверхности так ясно отражали мое взволнованное лицо, что казалось, будто бы я глядел в лица своих собственных предков:

Я не был уверен, был это сон или явь. Взглянув на один из саркофагов, я прочел на крышке имя Сети I, отца Рамсеса II. В нескольких шагах от него с руками, сложенными на груди, в скромном саркофаге покоился сам Рамсес II.

Чем дальше я продвигался в глубь галереи, тем больше встречал сокровищ. Здесь Аменхотеп I, там — Яхмес I, три фараона по имени Тутмос, царица Яхмес Нефертари — всего 37 саркофагов с хорошо сохранившимися мумиями царей, цариц, принцев и принцесс».


Мумия Аменхотепа I из тайника в Дейр эль-Бахри. Каир, Египетский музей

Среди всех этих царственных умерших Аменхотеп I занимал особое место, как божественный царь, ставший вместе с матерью образцом идеального владыки Египта. В древности его тело, создавая новый тайник, переносили туда первым, чтобы этими останками освятить новую гробницу для других фараонов. Его мумия, отреставрированная во время последнего перезахоронения, была запелената с особой тщательностью и сверху наполовину засыпана сухими цветами. Для срочного погребения царя переделали саркофаг жреца Тутмоса, снабдив его необходимыми регалиями и текстами. Мумия Аменхотепа I так и не была развернута в наши дни и хранится в Египетском музее в Каире. На пеленах царь упомянут как ити ни Кемет — «отец Египта».

Подведем итоги: гробница Аменхотепа I, когда ее идентифицируют, будет вскрытой, как минимум, дважды: грабителями, косвенно упомянутыми в папирусе Аббот, и жрецами, изъявшими царское тело для перезахоронения. Как показывает практика, царские усыпальницы, из которых мумию вынули для перезахоронения, тут же становились жертвами грабителей. Когда д-р Хавасс говорил о потенциальном величайшем открытии, то имелась в виду огромная археологическая ценность такой находки и, возможно, остатков погребального инвентаря, подобных тем, что были обнаружены в разграбленных гробницах фараонов Тутмоса III, Аменхотепа II, Тутмоса IV, Хоремхеба — т. е. разбитых сосудов, деревянных культовых статуй, фаянсовых амулетов и многих других предметов, которые валялись среди обломков скал и песка на полу бывших «домов вечности» в Долине царей.

© Виктор Солкин
© «Правда.ру»
© Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»

  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013