«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

«Хатшепсут: от царицы к фараону»

Выставка, посвященная одной из самых известных личностей египетской истории, откроется этой осенью в Сан Франциско и уже до открытия вызывает настоящий ажиотаж. «Хатшепсут: от царицы к фараону» начнет свое триумфальное шествие с залов нового Музея де Янга, а затем вновь откроется в Музее Метрополитен в Нью-Йорке и Музее искусств Кимбелл в Форт Ворсе. Поразительная экспозиция основана на шедеврах искусства, созданных во время блистательного правления загадочной и интригующей женщины-фараона, захватившей власть в Египте более чем на два десятилетия в 15 в. до н. э.


Культовая статуя Хатшепсут из храма в Дейр эль-Бахри. Мраморизирующий известняк. Музей Метрополитен

Царствование Хатшепсут ознаменовалось невероятной художественной активностью многочисленных царских мастерских. В рамках грядущей выставки впервые предстанут вместе более 300 памятников, включая статуи и рельефы, предметы прикладного искусства, ювелирные изделия, которые заново поведают о Хатшепсут и ее изысканном дворе.

Экспозицию составили произведения искусства, предоставленные Музеем Метрополитен, Британским музеем, Национальными галереями Шотландии, Лувром, Музеем изящных искусств в Бостоне, Музеем искусств в Бруклине, Музеем университета в Пенсильвании, Берлинским музеем, Музеем Кестнера в Ганновере, Египетским музеем в Турине. Некоторые портреты Хатшепсут будут перевезены из Египетского музея в Каире.

Выставка изобилует шедеврами. Колоссальные статуи царицы будут представлены в главном зале выставки, среди них — массивный сфинкс царицы из ее заупокойного храма в Дейр эль-Бахри, колосс коленопреклоненной Хатшепсут с жертвенными сосудами в руках. Рядом предстанут фрагменты полихромных рельефов с изображениями солдат царицы, вернувшихся в Египет из знаменитой экспедиции в страну Пунт, статуи фаворита и великого архитектора царицы — Сененмута, огромная каменная ложная дверь с именами Тутмоса I, отца Хатшепсут. Неподалеку от скульптурных портретов царицы посетители увидят Тутмоса III, ее преемника, на долгие годы отстраненного от престола волей фараона-женщины. Пространство вокруг царских колоссов заполнится полупрозрачными алебастровыми сосудами для умащений, предметами дворцовой мебели, включая отделанное золотом царское ложе, инкрустированные доски для игр, фрагменты декоративных росписей из гробниц. Особый интерес представляют жертвенные предметы, найденные во время раскопок под фундаментом заупокойного храма царицы.
  

Даты работы выставки

De Young, San Francisco, 15 October 2005–5 February 2006
The Metropolitan Museum of Art, New York, 21 March–9 July 2006
Kimbell Art Museum, Fort Worth, 27 August–10 December 2006

© «Fine Arts Museums of San Francisco»
© Авторизованный перевод: Екатерина Ульянищева
  

 

Историческая справка


Голова осирического пилястра царицы из Дейр эль-Бахри. Известняк. Музей Метрополитен

Хатшепсут Мааткара Хенеметамон (1479–1458 гг. до н. э.) — знаменитая египетская царица, дочь фараона Тутмоса I и царицы Яхмес, ставшая супругой Тутмоса II, от которого родила двух дочерей — Нефрура и Меритра.

После смерти супруга Хатшепсут в течение трех (?) лет была регентом при малолетнем Тутмосе III, сыне Тутмоса II и Исиды, младшей царицы из гарема, затем отстранила пасынка от власти и начала царствовать единолично, изображая себя в обличии фараона-мужчины. Власть царицы, опиравшейся, прежде всего, на жречество Амона Карнакского, была легитимизирована с помощью легенды о теогамии или «божественном браке», во время которого сам бог Амон снизошел с небес к земной царице Яхмес для того, чтобы приняв облик Тутмоса I зачать «свою дочь» Хатшепсут. Кроме того, царица утверждала в церемониальных надписях о том, что была избрана наследником египетского престола еще при жизни своего земного отца.

Время правления Хатшепсут стало эпохой мирного процветания Египта; известны лишь два похода в Сирию и Нубию, совершенные войсками царицы, согласно надписи в Тангуре — победному тексту, высеченному на скалах в районе 2-го порога Нила. Фивы стали основным местом строительных работ царицы, которыми руководил ее фаворит, всесильный временщик и архитектор Сененмут. В Карнаке было воздвигнуто т. н. «Красное святилище» Хатшепсут для церемониальной ладьи бога Амона; рельефные изображения на стенах святилища, недавно полностью восстановленного из разрозненных блоков, посвящены соправлению Хатшепсут и Тутмоса III, а также легитимизации ее единоличной власти. Здесь же, в Карнаке, по приказу царицы были установлены гигантские гранитные обелиски, воздвигнут VIII пилон в храме Амона, сооружено святилище Амона-Камутефа, значительно расширен храм супруги Амона — богини Мут.

В западной части Фив, в Дейр эль-Бахри, напротив храма Амона в Карнаке, по проекту Сененмута был сооружен знаменитый храм царицы, называвшийся в древности Джесер джесеру — «Священнейший из священных». Храм строился 9 лет — с 7-го по 16-й год правления царицы и состоял из трех террас, украшенных портиками с белоснежными известняковыми протодорическими колоннами. В центре террасы были разделены массивными пандусами, ведущими наверх, к святилищу храма. Помимо самой царицы, комплекс был посвящен Амону, ее обожествленному отцу Тутмосу I, Анубису и, что особенно важно, Хатхор Иментет — повелительнице Западных Фив и великой защитнице умерших. Террасы храма были украшены многочисленными ярко расписанными осирическими пилястрами царицы, ее коленопреклоненными колоссальными статуями и сфинксами, многие из которых хранятся в собраниях Египетского музея в Каире и музее Метрополитен в Нью-Йорке. Путь к храму начинался издалека, от границы пустыни и орошаемых полей долины Нила, где был воздвигнут гигантский пилон. От пилона к храму вела дорога шириной около 40 метров, с обеих сторон уставленная колоссальными полихромными сфинксами царицы, выполненными из песчаника. Перед самим храмом был разбит сад из экзотических деревьев и кустарников, вырыты Т-образные озера.

Уникальные рельефы храма, потрясающие высочайшим уровнем своего исполнения, повествуют об основных событиях царствования Хатшепсут. Так, на стенах портика нижней террасы изображена доставка обелисков царицы из Асуана в Карнак и ритуальные сцены, связанные с идеей объединения Верхнего и Нижнего Египта. Рельефы второй террасы повествуют о божественном союзе родителей Хатшепсут — бога Амона и царицы Яхмес и о знаменитой военно-торговой экспедиции в далекую страну Пунт, снаряженной царицей на 9-м году правления для того, чтобы доставить в Египет заморские редкости и, прежде всего, благовония — ладан и мирру, а также ладановые деревья, которыми были так богаты земли африканского Рога, где, по-видимому, находился Пунт. На рельефах храма в Дейр эль-Бахри представлены все подробности этой кампании. Художники детально изобразили флот Хатшепсут, особенности ландшафта Пунта с лесами благовонных деревьев, экзотическими животными и домами на сваях. Здесь же представлены знаменитые Пареху и Ати — царь и царица Пунта, приносящие дары Хатшепсут, включавшие, помимо драгоценных пород деревьев, благовония, притирания, шкуры животных, золото и невольников.


Воины Хатшепсут. Рельеф из храма в Дейр эль-Бахри

Идея единства Обеих земель встречается еще раз на перилах пандуса, соединяющего вторую и третью террасы храма. Нижние основания этой лестницы украшены скульптурными изображениями гигантской кобры, хвост которых поднимался вверх по верхней части перил. Голову змеи, олицетворяющую покровительницу Нижнего Египта — богиню Уаджет, своими крыльями обрамляет сокол Хор Бехдетский, бог Верхнего Египта. По краям второй террасы расположены святилища Анубиса и Хатхор. Оба святилища состоят из 12-колонных гипостильных залов, расположенных на террасе, и внутренних помещений, уходящих в глубь скалы. Капители колонн святилища Хатхор были украшены позолоченными ликами богини, устремленными на запад и восток; на стенах святилища изображена сама Хатшепсут, пьющая божественное молоко из вымени священной коровы Хатхор. Верхняя терраса храма была посвящена богам, даровавшим жизнь Египту, и самой Хатшепсут. По сторонам центрального двора третьей террасы расположены святилища Ра и родителей Хатшепсут — Тутмоса I и Яхмес. В центре этого комплекса расположено Святая Святых, святилище Амона-Ра, которое было самой главной и самой сокровенной частью всего храма Дейр эль-Бахри.

Здесь же, в западной части Фив по приказу Хатшепсут было сооружено особое святилище в Мединет Абу на месте священного холма Джеме, под которым упокоился в начале времен змей Кематеф, воплощение созидательной энергии Амона-Ра.

При Хатшепсут активное строительство храмов велось не только в Фивах, но и во всем Египте. Известны скальный храм, воздвигнутый царицей в Спеос Артемидосе в честь львиноголовой богини Пахет, и храм богини Сатет на острове Элефантина; архитектурные фрагменты с именем царицы обнаружены в Мемфисе, Абидосе, Арманте, Ком Омбо, Эль-Кабе, Гермополе, Кусе, Хебену. В Нубии по приказу царицы были сооружены храмы в крепости Бухен, а также Саи, Дакка, Семнэ и Каср Ибриме.

Статуи и сфинксы Хатшепсут, обнаруженные в Дейр эль-Бахри экспедицией Музея Метрополитен в 1929 г.

Многие памятники Хатшепсут пострадали во время правления вернувшегося после ее смерти к власти Тутмоса III. Золоченые обелиски в Карнаке были при нем заложены каменной кладкой (!), многие изображения царицы из храма в Дейр эль-Бахри уничтожены или закопаны неподалеку, ее имя исключено из официальных храмовых списков фараонов Египта. Старшая дочь царицы, Нефру-Ра, исполнявшая обязанности «Супруги бога» в Карнаке и зображавшаяся в виде наследника престола, вероятно, скончалась раньше матери. Младшая царевна, Меритра, стала супругой Тутмоса III, узаконившего таким образом свои права на престол. Еще при жизни царицы были уничтожены многие изображения ее фаворита Сененмута, вероятно, попавшего в опалу.

Известно несколько гробниц Хатшепсут. Первая, вырубленная в скалах Долины царей (KV20), была обнаружена в 1903 г. Г. Картером. До конца не ясно, была ли погребена царица в великолепном кварцитовом саркофаге, найденном в этой гробнице пустым. Еще одна, ранняя гробница царицы, расположена в скалах Вади Сиккат Така эль-Зейд, в скалах к югу от храма в Дейр эль-Бахри. Фрагменты деревянного позолоченного саркофага, возможно принадлежавшего Хатшепсут, были обнаружены в 1979 г. среди обрывков пелен и остатков погребального инвентаря в незавершенной гробнице Рамсеса XI (KV4). Возможно, мумия Хатшепсут была найдена в 1991 г в гробнице ее кормилицы в Долине царей (KV21); деревянный ящик с ее внутренностями обнаружен в тайнике с царскими телами в Дейр эль-Бахри.

Виктор Солкин

 

  
  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013