«Маат»
Ассоциация по изучению Древнего Египта


  

  

  
Хотите получать
новости египтологии
по электронной почте?

«Новый» Тутанхамон. Мнение эксперта


Тутанхамон в облике Хонсу. Гранит. Каир, Египетский музей. Выс. 252 см, CG 38488

Размещая на сайте новость о «новом портрете Тутанхамона», мы надеялись получить отклики в письмах или в рамках форума, так как голова статуи царя из желтого известняка должна была отчасти насторожить тех, кто всерьез интересуется древнеегипетским искусством. К сожалению, дискуссии не получилось. А между тем, памятник, представленный в Музее Натуральной истории Лонг Айленда очень неоднозначный.

Прежде всего, удивляет сама история этого произведения: очень сомнительно, чтобы легально вывезенный из Египта портрет Тутанхамона, если он является таковым, пролежал бы на полках частного коллекционера несколько десятилетий и не был бы предложен на рассмотрение научному сообществу, или же не был бы презентован на одной из многочисленных амарнских выставок. В истории, предложенной г-жой Сальвадор, есть заметные неувязки, которые заставляют предположить: либо памятник был вывезен нелегально, либо он не представляет собой той ценности, о которой заявили его новые обладатели. Впрочем, могла быть и третья версия: кто-то вывез памятник из страны несколько лет тому назад, не заподозрив, что его просто обманули торговцы древностями.

Стилистический анализ этого скульптурного портрета заставляет серьезно усомниться в его подлинности: автор явно копировал голову со знаменитого колосса Тутанхамона в образе Хонсу из Египетского музея в Каире с большим вниманием к деталям, что выдает его желание избежать ошибок. Даже повреждения двух памятников отчасти неестественно совпадают. Между тем, лицо автору явно удалось не так хорошо: характерное для Тутанхамона пухлое, детское лицо превратилось в очень условную и плоскую маску, в которой плохо переданы глазные яблоки, линии век, ямки в уголках губ, обязательные для скульптурных изображений этого царя. Форма глаз и обрамляющие их косметические линии вообще не характерны для египетского искусства. Подобных «несоответствий» в этом памятнике очень много, для того, чтобы они были видны особенно ярко, публикуя новость, мы проиллюстрировали ее двумя изображениями подлинного памятника, который и был образцом для неудачливого автора реплики.

Стоит, пожалуй, отметить и тот факт, что все наиболее известные подделки египетских памятников были выполнены из известняка, так как современные мастера не могут воссоздать в твердых материалах — граните или кварците — искусную моделировку лица, отличающую подлинные произведения древнеегипетской скульптуры. Не приводят новые владельцы «шедевра» и имя эксперта, который делал столь понравившуюся им атрибуцию памятника.

Увы, скорее всего речь идет о фальшивом предмете, который пополнит галерею «новых» пост-амарнских портретов; памятник необходимо подвергнуть профессиональной экспертизе: не держав его в руках и составляя свои замечания исключительно по фотографии, я, соблюдая правила атрибутирования предмета, употребляю оборот «скорее всего».

Памятники амарнского искусства из-за преувеличенного интереса европейцев к эпохе египетской реформации ценятся особенно высоко, а потому и подделываются очень часто.

Виктор Солкин

  
Назад в раздел новостей
    Техническая поддержка: Сергей Трилис, Максим Яковлев © Ассоциация «МААТ», 2001–2013